Введение актуальность исследования



страница1/4
Дата02.05.2016
Размер0.84 Mb.
  1   2   3   4

Изм.

Лист

докум.



Подпись

Дата

Лист

ДП 280130.172 – ОД.03.13.ПЗ





ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В связи с увеличением количества автомобилей на дорогах в последние годы увеличивается и количество строящихся автозаправочных стаций (АЗС). Экономические и экологические проблемы, связанные с обслуживанием данных объектов, диктуют необходимость замены жидкого моторного топлива (бензин и дизельное топливо) на природный и сжиженный углеводородный газ. Вместе с тем автозаправочные станции (АЗС), работающие на жидком моторном топливе по-прежнему широко используются и являются объектами повышенной пожаровзрывоопасности, которая обусловлена большими объемами хранящегося там автомобильного топлива, особенностями технологических процессов, связанных с приемом, хранением и выдачей топлива.

Значительная часть данных АЗС расположена на территории городов и других населенных пунктов. В новых условиях экономического хозяйствования, возникает необходимость строительства автозаправочных комплексов (АЗК), на территории которых объединены автозаправочная станция и предприятия сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств. Все это приводит к увеличению количества людей и времени их нахождения на объекте. При этом большая часть людей, находящаяся на таком комплексе, не является персоналом объекта, имеющим допуск на пожароопасный объект по возрасту, состоянию здоровья, обладающим подготовкой в действиях, как в нормальных условиях технологического процесса, так и при возникновении аварийных ситуаций и т.п.

В связи с этим, возможные аварии на АЗС представляют серьезную опасность для населения и окружающих объектов. Кроме того, возможно воздействие на АЗС и со стороны окружающих объектов, способное привести к возникновению аварии с пожарами и взрывами. Поэтому степень пожарной опасности на АЗС обусловлена как конструктивными и объемно-планировочными решениями, так и особенностями их размещения по отношению к окружающим объектам.

Особую актуальность на данный момент приобретает применение методики количественной оценки пожарного риска, которая позволяющая устанавливать соответствие реально существующего уровня риска законодательно установленному предельному значению.

Результаты оценки пожарной опасности характеризуются величинами пожарного риска (индивидуального и социального). Исследования в области оценки риска проводились Горским В. Г., Шебеко Ю. П., Шевчуком А. П., Присадковым В. И., Косачевым А. А, Елохиным А. И., Черноплековым А. И. и др. [16-19, 22, 25, 32-38].

Важность и актуальность обозначенной проблемы послужили основанием для определения темы дипломного проекта: Риск-анализ пожарной безопасности АЗС (на примере №23 г. Бендеры).



Цель исследования – формализация системы управления пожарными рисками на АЗС № 23 г. Бендеры.

Объект исследования – система управления пожарными рисками на АЗС.

Субъект исследования – риск-анализ пожарной безопасности на АЗС № 23 г. Бендеры

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести анализ законодательной нормативно-технической и специальной литературы в области пожарной безопасности и рисков автозаправочных станций;

2. Провести анализ и дать оценку пожарного риска объекта исследования;

3. Разработать систему управления риском на АЗС № 23 г. Бендеры.
Указанными задачами обусловлена структура дипломного проекта, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, перечня условных обозначений и приложений.

Первая глава «Пожарная безопасность и риски автозаправочных станций» посвящена рассмотрению пожарной безопасности на АЗС. Дана характеристика и приведена классификация АЗС. Рассмотрены методы и способы обеспечения пожарной безопасности на АЗС, работающих на жидком топливе. Приведена статистика и характеристика пожаров. Рассмотрена система управление пожарными рисками: методика проведения анализа и количественная оценка опасности. Проведен анализ состояние нормативной базы в области пожарной безопасности и пожарных рисков.
Во второй главе «Анализ и оценка пожарного риска объекта исследования» дана характеристика объекта исследования. Проведен анализ пожарного риска с использованием деревьев возникновения и развития пожароопасных ситуаций и пожаров. Оценка пожарного риска объекта исследования проведена путем расчета количественной характеристики опасности. Рассчитан материальный риск пожаров и взрывов для объекта исследования.
В третьей главе «Система управления риском на АЗС № 23 г. Бендеры» проведен анализ факторов, влияющих на величину риска. Рассмотрены основные методы и способы снижения пожарного риска. Формализована система управление пожарным риском АЗС посредством анализа, оценки и введения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Рассмотрены проблемы мониторинга и прогнозирование опасных ситуаций на АЗС № 23 г. Бендеры.
Методологическую основу настоящего исследования составили методы:

1. Анализ литературы в области пожарной безопасности и пожарных рисков.

2. Построение деревьев возникновения и развития пожароопасных ситуаций и пожаров

3. Оценка количественной характеристики опасности и материального риска;

4. Построение системы управление пожарным риском АЗС.

Нормативную основу работы составили законодательные, правовые акты и нормативно - техническая документация в области пожарной безопасности и теории рисков.



ГЛАВА 1. Пожарная безопасность и риски

автозаправочных станций

1.1 Автозаправочные станции: классификация и характеристика
Автомобильная заправочная станция (АЗС) — это оборудованный комплекс, расположенный на придорожной территории. Основное ее предназначение – заправка топливом транспортных средств.
В настоящее время принята следующая общепризнанная классификация АЗС [2].

  1. Традиционная АЗС - станция, предназначенная для стационарного размещения, как в пределах населенных пунктов, так и за их пределами, и являлась до последнего времени самым распространенным типом АЗС. Технологическая система традиционной АЗС характеризуется разнесением подземных резервуаров для хранения топлива и топливораздаточных колонок (ТРК).

  2. Блочная АЗС - станция, предназначенная для стационарного размещения в черте плотной городской застройки, когда в условиях ограниченного землеотвода необходимо обеспечить с одной стороны, минимизацию площадок под АЗС, с другой - оптимальным образом разместить здания и сооружения АЗС. Отличительной особенностью этого типа станций является использование для приема, хранения и выдачи топлива технологической системы, выполненной как единое заводское изделие, и состоящей из модулей блока хранения топлива с подземным расположением резервуаров, с размещением над ними заправочных островков, ТРК, насосного и другого оборудования над блоком хранения топлива.

  3. Модульная АЗС (МАЗС) - станция, предназначенная для стационарного размещения в условиях, когда выделенная строительная площадка характеризуется с одной стороны, необходимостью (для нужд города) устройства пункта заправки транспортных средств топливом, а с другой стороны, отсутствием возможности сооружения подземных резервуаров для хранения топлива (близкое расположения подземных коммуникаций, особенности грунтов и т.п.). Отличительной особенностью этого типа станций является компоновка технологической системы из отдельно размещаемых (на определенном расстоянии друг от друга) модулей хранения топлива с надземным расположением резервуаров и модулей заправочных островков, выполненных как единое заводское изделие.

  4. Контейнерная АЗС (КАЗС) - станция, предназначенная для временного размещения в местах с эпизодической или кратковременной потребностью в обеспечении топливом автомобилей (предприятия, зоны строительства, маршруты сельскохозяйственной техники, лесозаготовки, туристические маршруты). Отличительной особенностью этого типа станций является сборка технологической системы, предназначенной для приема, хранения и выдачи топлива, на единой раме (в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие).

  5. Топливозаправочный пункт - АЗС, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки транспортных средств этого предприятия.

  6. Передвижная автозаправочная станция (ПАЗС) - предназначенная для розничной продажи топлива мобильная технологическая система, которая установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.

  7. Многотопливная автозаправочная станция (МТАЗС) - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), СУГ и КПГ.

  8. Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых автомобилей КПГ, используемых в качестве их моторного топлива.

  9. Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка баллонов грузовых, специальных и легковых автомобилей СУГ, используемых в качестве их моторного топлива.

На рассматриваемых объектах обращаются бензины различных марок, дизельное топливо, автомобильные масла, компримированный природный газ (КПГ) и сжиженные углеводородные газы (СУГ):



  1. Бензины - легковоспламеняющиеся жидкости, представляющие собой смеси легких углеводородов. Бензины при горении прогреваются в глубину, образуя все возрастающий гомотермический слой. Скорость нарастания прогретого слоя 0,7 м/ч, температура прогретого слоя 80-100°С, температура пламени 1200°С.

  2. Дизельное топливо - легковоспламеняющиеся или горючие жидкости. Дизельное топливо (солярка) — жидкий продукт, использующийся как топливо в дизельном двигателе внутреннего сгорания. Обычно под этим термином понимают топливо, получающееся из керосиново-газойлевых фракций прямой перегонки нефти.

  3. Автомобильные масла - горючие жидкости. Скорость выгорания автомобильных масел колеблется от 0,028 до 0,04 кг·м-2·с-1, теплота сгорания не более 45 МДж·кг-1.

  4. Компримированный природный газ (КПГ) метан («компримировать»- значит «сжимать»). Природный газ, как и любой другой, может быть сжат при помощи компрессора. При этом занимаемый им объем значительно уменьшается. Природный газ традиционно сжимается до давления 200–250 бар, что приводит к сокращению объема в 200–250 раз. Другим достоинством использования природного газа в качестве моторного топлива является более высокая степень защищённости этого процесса от промышленных аварий и их последствий, которая обеспечивается физико-химическими свойствами природного газа метана:

  5. - метан легче воздуха, и в случае утечки он тут же улетучивается, что значительно снижает риск возгорания;

- кроме того, температура самовоспламенения и нижний предел взрываемости у природного газа значительно выше, чем, например, у автомобильного бензина, который в случае утечки растекается под автомобилем, образуя в приземном слое взрывоопасную смесь с воздухом. Такая смесь легко может воспламениться даже от статического электричества и, в результате, автомобиль может быть полностью уничтожен огнём.

- компримированный природный газ является самым экологически чистым из всех известных углеводородных видов моторного топлива.



  1. Сжиженные углеводородные газы (СУГ) - это углеводороды или их смеси, которые при нормальном давлении и температуре окружающего воздуха находятся в газообразном состоянии, но при увеличении давления на относительно небольшую величину без изменения температуры переходят в жидкое состояние. Сжиженные газы получают из попутных нефтяных газов, а также газоконденсатных месторождений. На перерабатывающих заводах из них извлекают этан, пропан, а также газовый бензин. Наибольшую ценность для отрасли газоснабжения имеют пропан и бутан. Их главное преимущество в том, что их легко хранить и перевозить в виде жидкости, а использовать в виде газа. Другими словами, для перевозки и хранения сжиженных газов используются плюсы жидкой фазы, а для сжигания — газообразной. В коммунально-бытовой сфере используется смесь пропана и бутана технических (СПБТ), в простонародии называемая пропан-бутаном.

Аварийные ситуации, вызванные выбросом сжатого природного газа и СУГ, имеют ряд характерных особенностей, которые в значительной степени обусловлены физико-химическими свойствами и пожаровзрывоопасными показателями компонентов природного газа и СУГ.
1.2 Пожарная безопасность АЗС, работающих на жидком топливе. Статистика и характеристика пожаров
Основными факторами, определяющими пожаро- и взрывоопасность автозаправочных станций (АЗС), работающих на жидком топливе, являются[24]:

- конструктивное исполнение оборудования, зданий и сооружений;

- пожаровзрывоопасность веществ и материалов, обращающихся на АЗС;

- порядок эксплуатации.

- оснащение АЗС средствами противоаварийной защиты;

- объемно-планировочные решения;

Вышеперечисленные факторы находятся во взаимосвязи и оказывают как положительное, так и отрицательное влияние друг на друга, снижая или увеличивая, тем самым, пожаровзрывоопасность АЗС. Решая вопросы обеспечения пожаровзрывобезопасности таких объектов необходимо детально рассмотреть влияние на пожаровзрывоопасность АЗС как каждого из указанных факторов в отдельности, так и их сочетания.

Используемые при строительстве и эксплуатации АЗС вещества и материалы отличаются многообразием физико-химических и пожаровзрывоопасных свойств. Выбор веществ и материалов, применяемых при строительстве АЗС, осуществляется, исходя из требуемого уровня пожаробезопасности зданий и сооружений этих объектов.

Одним из основных критериев такого выбора является предел огнестойкости строительных конструкций зданий и сооружений, который регламентируется соответствующими нормативными документами. Роль этих веществ и материалов увеличении пожароопасности АЗС незначительна в сравнении с веществами, обращающимися в технологических процессах, связанных с обслуживанием автотранспорта.

Основные пожаровзрывоопасные характеристики веществ и материалов, обращающихся на АЗС представлены в Приложении1.

Проблема обеспечения пожарной безопасности на АЗС обуславливается высоким уровнем пожаров и аварий. Высокая вероятность возникновения пожара на АЗС определяется частыми утечками топлива или его паров в местах с высокой вероятностью наличия источника зажигания (выхлопная труба транспортного средства)

Только в России на АЗС за период с 1960 по 1990 годы официально, зарегистрировано 68 пожаров.

Результат анализа статистических данных о пожарах и взрывах на традиционных АЗС на территории России и СНГ можем представить на гистограммах 1 и 2.

Гистограмма 1. Количество пожаров на АЗС на территории СНГ за период с 1960 по 2012 гг.


Гистограмма 2. Количество пожаров на АЗС на территории России за период с 1960 по 2012 гг.


Гистограмма 3. Количество пожаров и взрывов на АЗС на территории России и СНГ за период с 2006 по 2012 гг.

Гистограмма 4. Количество пострадавших от пожаров и взрывов на АЗС на территории России и СНГ за период с 2006 по 2012 гг.
Причины возникновения пожаро- и взрывоопасных ситуаций на АЗС различны:

- от искр и нагретых частей автотранспорта произошло 1/4 всех пожаров, возникших на АЗС.

- третья часть всех пожаров происходит от неисправного или несоответствующего по исполнению электрооборудования ТРК, операторной и освещения территории.

- большое количество пожаров (17 пожаров за рассматриваемый период) на АЗС произошли от нарушения правил пожарной безопасности при проведении ремонтных и огневых работ и т.д.

Анализ технической и специальной литературы в области статистики пожаров на АЗС и их причин позволил нам построить гистограмму 4, которая наглядно показывает процентный состав причин таких аварий.

Гистограмма 5. Причины пожаров на АЗС


Аналогичные пожары имели место в Германии, в Бельгии и ряде других стран (например, пожар АЗС в г. Элизабеттаун США).

Случаев пожаров и взрывов на автозаправочных станциях Приднестровья не зафиксировано.



1.3 Управление пожарными рисками: анализ и количественная оценка опасности
Анализ пожарной опасности производственного объекта (АЗС № 23) предусматривает [16]:

1. Анализ пожарной опасности технологической среды и параметров технологических процессов на АЗС;

2. Определение перечня пожароопасных аварийных ситуаций и параметров для каждого технологического процесса;

3. Определение для каждого технологического процесса перечня причин, возникновение которых позволяет характеризовать ситуацию как пожароопасную;

4. Построение сценариев возникновения и развития пожаров, влекущих за собой гибель людей.

Количественные методы оценки риска включают расчет обеих составляющих риска (вероятности и последствий) [17, 23].

Риск определяется как вероятность наступления тех или иных опасных последствий пожара (гибель людей, материальный ущерб, экономические потери) в единицу времени — как правило, за год.

При определении риска наряду с термином «вероятность» зачастую употребляется понятие «частота реализации». Такое количественное определение риска является общепринятым и широко используется при анализе различных опасностей техногенного характера [23].

Для расчета вероятности и последствий различных сценариев пожара могут применяться методы статистического анализа, детерминистское, имитационное и стохастическое моделирование, анализ логических деревьев событий и причин.

Количественная оценка риска на основе вероятностного подхода является основой значительного числа современных методов анализа пожарных рисков.

При вероятностном подходе риск какого-либо события R определяется как

R = P · U, (1)


где P — вероятность реализации данного события,

U — ожидаемый ущерб от этого события.


Если ущерб может возникать в результате N различных событий, то совокупный риск определяется суммированием по всем возможным событиям:
N

R = ∑ Pi ·Ui (2)

i=1
Таким образом, количественная оценка риска сводится к выявлению возможных сценариев развития опасной ситуации и определению последствий каждого сценария.

Методы количественного анализа риска (опасности) с успехом применяются для оценки опасностей в таких отраслях техники, как машиностроение, аэрокосмическая отрасль, ядерная энергетика.

В настоящее время применяется формальный аппарат анализа риска, включающий построение логических деревьев [16,17]:

- дерево причин (неисправностей), позволяющее анализировать совокупность событий, приведших к наступлению заданного результата;

- дерево событий, позволяющее анализировать последствия данного инициирующего события),

- оценка неопределенности, анализ чувствительности и т. д.


Например, дерево причин может быть использовано для оценки вероятности возникновения аварийной ситуации, а дерево событий — при анализе различных путей развития аварийной ситуации и определении ее последствий.

При оценке вероятностей отдельных событий Pi используются статистические данные, а вероятный ущерб при каждом сценарии Ui может определяться методами математического моделирования.

Применительно к проблемам пожаровзрывобезопасности вероятностные методы наиболее широкое применение нашли для оценки рисков техногенных аварий на производственных объектах, связанных с хранением и переработкой опасных веществ, в том числе наружных технологических установок (взрывы резервуаров высокого давления и трубопроводов, выбросы токсичных веществ, пожары разлитий и т. п.).

Можно сказать, что дерево событий, описывающее возможные сценарии развития аварии после разгерметизации резервуара высокого давления, включающее такие явления, как пожар разлития, огненный шар, пожар-вспышка, факельное горение, является классическим примером, который приводится во многих литературных источниках.

На рис.1.1 приведен пример дерева причин аварии на АЗС № 23 г. Бендеры.

Для определения риска определенного ущерба (например, поражения персонала тепловым излучением) каждый сценарий (ветвь дерева событий) должен быть детализирован с точки зрения вероятностей реализации в точках ветвления, а также количественной оценки последствий.

Рис.1.1. Дерево возможных причин аварий на АЗС № 23 г. Бендеры
1.4 Состояние нормативной базы ПМР в области пожарной безопасности
Среди нормативных документов, регламентирующих обеспечения пожарной безопасности АЗС жидкого моторного топлива в Приднестровье, следует отметить:


    1. Закон Президента Приднестровской Молдавской Республики от 9 октября 2003г. № 339-З-III «О пожарной безопасности в Приднестровской Молдавской Республике» (редакция на 06.08.2009) [1];

Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Приднестровской Молдавской Республике, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Приднестровской Молдавской Республики, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Законодательство Приднестровской Молдавской Республики о пожарной безопасности основывается на Конституции Приднестровской Молдавской Республики и включает в себя настоящий Закон, а также принимаемые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности [2,3,4,].

    1. Приказ Министерства Юстиции Приднестровской Молдавской Республики от 3 июля 2002г № 233 « Об утверждении и введении в действие правил безопасности при эксплуатации автозаправочных станций» [2];

Настоящие правила Приказа устанавливают требования к технической эксплуатации и мерам безопасности автозаправочных станций для обслуживающего персонала, населения и окружающей среды, предъявляемые к территории, зданиям, сооружениям и технологическому оборудованию, инженерным коммуникациям, порядку приема, хранения, выдачи и учета нефтепродуктов, метрологическому обеспечению, экологической и пожарной безопасности, охране труда, обслуживающему персоналу и его профессиональной подготовке.

В настоящих правилах принята классификация АЗС приведенная в пункте 1.1 главы 1.

Правила распространяются на действующие, проектируемые, строящиеся и реконструируемые АЗС, которые осуществляют обеспечение нефтепродуктами владельцев транспортных средств, водителей специального автотранспорта и автотранспорта специального назначения, а также для удовлетворения собственных нужд организаций и индивидуальных предпринимателей.

Согласно приказу, АЗС предназначены для приема, хранения и выдачи автомобильного топлива, масел, смазок, запасных частей и специальных жидкостей для транспортных средств и их обслуживанию, а также оказанию услуг владельцам и пассажирам транспортных средств. Место расположения АЗС определяется в порядке, установленном действующим законодательством. АЗС оборудуется устойчивой телефонной или радиосвязью. Для обеспечения общения дежурного персонала с потребителями в пределах территории АЗС оборудуется громкоговорящей связью. АЗС укомплектовывается материалами и средствами для ликвидации возможных аварийных ситуаций в соответствии с утвержденным планом ликвидации аварий. Режим работы АЗС определяется организацией, осуществляющей деятельность по эксплуатации АЗС.

Правила обязательны для применения на всей территории Приднестровской Молдавской Республики для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС.

Отступления от настоящих Правил допускаются только по разрешению Госгортехнадзора Приднестровской Молдавской Республики. Для получения разрешения владельцу необходимо представить соответствующее техническое обоснование, а при необходимости - заключение специализированной проектной или научно-исследовательской организации.



    1. Приказ Министерства Внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики от 5 февраля 2007г. № 64 « Об утверждении и введении в действие « Правил пожарной безопасности в Приднестровской Молдавской Республике (ППБ – 06)» [3];

Правила пожарной безопасности в Приднестровской Молдавской Республике устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Приднестровской Молдавской Республики, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Должностные лица исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждане нарушившие требования настоящих Правил несут ответственность в соответствии с законодательством ПМР.

Руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Для осуществления контроля за выполнением требований пожарной безопасности на АЗС должна находиться документация в объеме, согласно требованиям действующих нормативных правовых актов. Очистка и пред ремонтная подготовка оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и т. п.), должны осуществляться работниками АЗК (АЗС), прошедшими специальную подготовку, или специализированными организациями. Технологическое оборудование, предназначенное для использования пожароопасных и взрывопожароопасных веществ и материалов, должно соответствовать техникоэксплуатационной документации, техническим условиям и конструкторской документации, согласованным и утвержденным в установленном порядке.

Технологическое оборудование должно быть герметичным. Запрещается эксплуатировать технологическое оборудование при наличии утечек топлива. При обнаружении утечек необходимо немедленно принять меры по ликвидации неисправности. Запрещается выполнять технологические операции при неисправном оборудовании, а также вносить конструктивные изменения, повышающие уровень пожарной опасности АЗС. Степень заполнения резервуаров топливом не должна превышать 95% их внутреннего геометрического объема.

Все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.



    1. СНиП ПМР 21-01-03. Пожарная безопасность зданий и сооружений [4];

Строительные нормы и правила разработаны в соответствии с требованиями СНиП ПМР 10-01-02, рекомендациями международных организаций по стандартизации и нормированию и являются основополагающим документом комплекса 21 “Пожарная безопасность” Системы нормативных документов в строительстве.

В настоящих нормах приведены противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению; в тех случаях, когда предполагается возможность отступления от какого-либо требования, оно излагается с оговоркой “как правило” и с условиями, при которых допускаются отступления.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал