Является неотъемлимым звеном в достижении целей экологического образования



Скачать 127.12 Kb.
Дата24.04.2016
Размер127.12 Kb.
ТипПояснительная записка
экология общения 7 класс селезнёва.jpg

Пояснительная записка

Данная образовательная программа составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности для основной школы Е.Н. Дзятковской, А.Н. Захлебного, А. Ю. Либерова «Экология общения». Имеет  общеинтеллектуальную направленность, является неотъемлимым звеном в достижении целей экологического образования. Программа построена на основе общенациональных базовых ценностей российского общества, таких, как гражданственность, социальная солидарность, природа, человечество, и направлена на развитие у обучающихся умений обеспечения экологической безопасности в условиях информационного общества; социального партнёрства как непременных условий решения экологических проблем в глобальном мире; обсуждения актуальных вопросов экологии, здоровья, безопасности.

Содержание экологического образования предусматривает формирование научного знания об экологических связях в окружающем мире, их противоречиях; экологических рисках и способах их контроля; этических и правовых нормах экологической безопасности; историческом опыте экологической культуры разных народов; правилах экологически сообразного здорового образа жизни.

Актуальность данной программы состоит в ориентации на формирование у учащихся личностных качеств, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям в современном обществе, что является одним из требований модернизации современного образования.

Новизной данной программы является опора на межпредметные связи таких образовательных областей как Физика, География, Биология, Математика, Информатика и ИКТ. Программа позволяет применять знания из разных предметных областей,  которые воплощают идею развития системного мышления у каждого учащегося, так как системный анализ — это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Творческое мышление - сложный многогранный процесс, общество всегда испытывает потребность в людях, обладающих нестандартным мышлением.

Цели программы:


  • Формирование опыта применения экосистемной познавательной модели и рефлексивно-оценочных умений для освоения навыков экологически безопасной жизнедеятельности в условиях информационных рисков;

  • Развитие мотивации к сохранению уникальной генетической и этнокультурной информации как условия устойчивого развития общества и природы.

Задачи программы:

Образовательные:

  • научить учащихся наблюдать и описывать явления окружающего мира (физические, химические, биологические, социальные, технические) в их взаимосвязи с другими явлениями;

  • формирование умения выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений;

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы .

  Воспитательные:

  • формирование потребности в саморазвитии;

  • формирование активной жизненной позиции;

  • развитие культуры общения;

  • развитие навыков сотрудничества;

  • самоопределение в экологических ценностях.

Развивающие:

  • развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;

  • развитие чувства прекрасного;

  • развитие у учащихся навыков критического мышления.

Возраст обучающихся: 13-14 лет

Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год – 34 часа.

Формы и режим занятий:

Занятия проводятся групповые. Численность группы – 15-20 человек. Основными формами организации учебного процесса являются: беседа, дискуссия, тестирование,  викторина, творческий проект, конкурс, лабораторная работа, работа в библиотеке.


Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Осваивая данную программу, обучающиеся приобретут опыт применения экосистемной познавательной модели и рефлексивно-оценочных умений для освоения навыков экологически безопасной жизнедеятельности в условиях информационных рисков; научатся пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц; научатся применять теоретические знания по физике, биологии, географии, математике, информатике к объяснению различных природных явлений. Важным является также развитие мотивации к сохранению уникальной генетической и этнокультурной информации как условия устойчивого развития общества и природы.



Формы подведения итогов:

проведение олимпиад, тестирований, а также участие  в школьных, городских, районных,  всероссийских мероприятиях.



К концу всего курса обучения обучающиеся

будут знать:

  • роль природной и социальной информации в жизни человека; ценность общения человека с природой и людьми как необходимом условии его полноценного развития, телесного и духовного здоровья;

  • причинно-следственные связи между изменением информационной среды жизни человека и его позитивными и негативными последствиями;

  • роль биологического разнообразия в сохранении среды жизни человека, его выживании.

уметь:

  • приводить примеры применения экологической познавательной модели для выявления экологических рисков человека в информационной среде;

  •  схематично представлять модель успешного общения современного человека и комментировать её;

  • ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.

  • объяснять связи современных экологических проблем человека с быстрым изменением его природного и социального окружения.


Содержание курса.
7 класс

Введение (4 часа)

Что изучает экология человека. Человек в природном и социальном окружении. Химические, физические, биологические и информационные экологические факторы. Экологические проблемы изменения информационной среды жизни современного человека, форм и способов его общения. Экосистемная познавательная модель как средство выявления экологических рисков информационного окружения.



Информация как экологический фактор (12 часов)

Природная информация как среда жизни человека. Роль биологического разнообразия в сохранении среды жизни человека, его выживании. Экологические последствия утраты генетической информации при вымирании биологических видов. Формы сохранения ценной биологической информации. Генно-инженерная модификация растений и животных как проблема биологической этики. Задача сохранения генетической информации малых народов. Алкоголизм, курение, наркомания как факторы, снижающие генетическое здоровье человека. Общение с природой, его формы. Роль восприятия природных форм, звуков, цвета, запахов, поверхностей природных объектов для телесного и психического здоровья человека. Ценность природной среды в культуре народов России. Культура как источник информации о способах рационального природопользования. Роль этнокультурного многообразия для становления экологической культуры общества устойчивого развития. Формы сохранения ценной культурной информации. Уменьшение этнокультурной информации как глобальная экологическая проблема. Общение человека с людьми как необходимое условие его полноценного развития. Ценность человеческого общения в культуре народов России. Ценность коммуникативных умений для современного человека. Формы общения. Дискуссия как форма обсуждения спорных вопросов для достижения взаимоприемлимого решения. Виды вопросов. Способы уточнения ответов.

Экологическая безопасность в информационной среде (18 часа)

Экологические риски технических средств связи. Способы безопасного пользования техническими средствами связи. Тезисная форма представления информации. Опасность гомогенных и агрессивных пространств. Их примеры. Видеоэкология. Опасности звуковой среды. Шум и вибрация. Способы организации безопасной видео- и аудиосреды человека. Примеры манипулятивного воздействия. Уловки-манипуляции. Способы их нейтрализации. Способы распознавания недостоверной информации в рекламе. Примеры информационного терроризма. Способы его распознавания и защиты от него. Язык – основа культурной среды человека. Сквернословие как агрессия против психического и духовного здоровья человека. Личная позиция в дискуссии. Досуговое общение подростков о проблемах курения, употребления алкоголя, наркотических веществ.



Календарно - тематическое планирование

Распределение по темам






Наименование

компонентов и разделов



Кол-во часов

1

Введение

4

2

Информация как экологический фактор

12

3

Экологическая безопасность в информационной среде

18




Итого

34

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

1. . Физика и экология. 7-11 классы. Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию /Сост. Г.А. Фадеева, В.А. Попова.-Волгоград: Учитель, 2005.-74 с.

2. Горлова Л.А. Занимательные внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы.- М.: ВАКО, 2010.-160 с.- (Мастерская учителя физики).

3. Горлова Л.А. Интегрированные уроки физики: 7-11классы. - М.: ВАКО, 2010. - 144 с. - (Мастерская учителя физики)

4. Физика 7-11 классы: организация внеклассной работы. Банк методических идей. Творческие мероприятия / авт. Сост. В.С. Благодаров, Ж.И. Равуцкая. – Волгоград: Учитель, 2011. – 153 с.

5. Боброва С.В. Физика 7-10 классы: Нестандартные уроки.-Волгоград: Учитель, 2003.-54 с.

6. Сёмке А. И. Физика и живая природа: Занимательный материал к уроку. 7-9 классы. - М.: Чистые пруды, 2008. - 32

7. Брейгер Л.М., Глинская П.В. Предметные недели в школе. Химия. Физика. –Волгоград: Учитель, 2003. – 45 с.

8. Кириллов С. Н. Физические сказки. - М.: Чистые пруды, 2005. - 32 с.

9. Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах на уроках математики, физики, информатики, химии, биологии, географии, экономики/Авт-сост. В. М.Симонов. - Волгоград, 2003. - 114 с.

Интернет - ресурсы:



  1. Htpp//edu.1september.ru

  2. WWW.scool.edu.ru

  3. Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Физика».

  4. Http://ege.go-test.ru/ege/fiz/

  5. http://www.inion.ru/index6.php

  6. http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН

  7. http://www.smartboard.ru/ «Опыт педагогов Оренбуржья»

  8. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore

  9. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

  10. http://www.openclass.ru/

Календарно-тематическое планирование





Тема

Дата теоретич.

занятия


Дата практич. занятия

Дата теоретич

занятия


Дата практич. занятия

7 а



Введение ( 4 часа)







1

Что изучает экология человека













2

Экологические факторы













3

Экологические проблемы информационной среды













4

Экосистемная познавательная модель













Информация как экологический фактор (12 часов)

5

Роль биологического разнообразия













6

Формы сохранения ценной биологической информации













7

Генно-инженерная модификация растений и животных













8

Задача сохранения генетической информации













9

Факторы, снижающие генетическое здоровье человека













10

Общение с природой, его формы













11

Роль восприятия природных объектов для здоровья человека













12

Ценность природной среды в культуре народов России













13

Культура как источник информации













14

Формы сохранения культурной информации













15

Ценность коммуникативных умений













16

Формы общения













Экологическая безопасность в информационной среде (18 часов)

17

Экологические риски технических средств связи













18

Способы безопасного пользования техническими средствами связи













19

Тезисная форма представления информации













20

Опасность гомогенных и агрессивных просторанств













21

Опасности звуковой среды













22

Шум и вибрация













23

Способы организации безопасной видео и аудиосреды человека













24

Примеры манипулятивного воздействия













25

Нейтрализация логических ошибок













26

Способы распознавания недостоверной информации в рекламе













27

Информационный терроризм













28

Способы распознавания информационного терроризма













29

Язык - основа культурной среды человека













30

Психическое и духовное здоровье человека













31

Личная позиция в дискуссии













32

Досуговое общение подростков













33

Проблемы курения, употребления алкоголя, наркотических веществ













34

Гармоничное развитие общества и природы














Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал