Юридический факультет



страница1/27
Дата02.05.2016
Размер6.48 Mb.
ТипУчебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

А. Ю. Винокуров


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

Учебник

Издательство Московского гуманитарного университета

2009

ББК


В

Рецензенты:



О. Н. Булаков, доктор юридических наук, профессор

В. Н. Григорьев, доктор юридических наук, профессор
Винокуров А. Ю.

Экологическое право : учебник / под ред. доктора юридических наук, профессора Ю. Е. Винокурова. М. : Изд­во Моск. гуманит. ун­та, 2009. — 520 с.

ISBN

Настоящий учебник по экологическому праву подготовлен в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта для высших учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров по специальности «Юриспруденция», с учетом практики преподавания этой дисциплины в юридических вузах и на юридических факультетах и положений действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности.



Учебник предназначен для студентов всех форм обучения, а также профессорско­преподавательского состава, преподающего экологическое право. Он может быть также использован в системе повышения квалификации специалистов независимо от их профиля, которые обязаны владеть основами правовых знаний в области экологии.
ББК

ISBN


СОДЕРЖАНИЕ

Список используемых сокращений 14

Предисловие 17
Общая часть
Глава 1. Экологические проблемы и современное экологическое
состояние Российской Федерации

§ 1.1. Экологические проблемы глобального масштаба 21

§ 1.2. Пути разрешения экологических проблем
на международном уровне 25

§ 1.3. Современное экологическое состояние Российской


Федерации 27

§ 1.4. Пути разрешения экологических проблем в Российской Федерации 29


Глава 2. Понятие, предмет, принципы и система экологического права

§ 2.1. Понятие экологического права 32

§ 2.2 Соотношение экологического права с другими отраслями
права 36

§ 2.3. Предмет и методы экологического права 37

§ 2.4. Принципы экологического права 39

§ 2.5. Система экологического права 41


Глава 3. Понятие и содержание экологических правоотношений

§ 3.1. Понятие и виды экологических правоотношений 43

§ 3.2. Субъекты экологических правоотношений 46

§ 3.3. Объекты экологических правоотношений 48

§ 3.4. Эколого­правовые нормы 50

§ 3.5. Основания возникновения, изменения и прекращения


экологических правоотношений 52
Глава 4. Источники экологического права и система экологического
законодательства

§ 4.1. Понятие и виды источников экологического права 55

§ 4.2. Система экологического законодательства 56

§ 4.3. Конституция Российской Федерации как главный источник


экологического права 58

§ 4.4. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»


как основной источник экологического права 60

§ 4.5. Федеральное экологическое законодательство 63

§ 4.6. Региональное экологическое законодательство 66

§ 4.7. Правовые акты органов местного самоуправления 67

§ 4.8. Акты международного права 68

§ 4.9. Понятие экологизации законодательства 69

§ 4.10. Иные источники экологического права 70

§ 4.11. Роль судебных актов 71


Глава 5. История правового регулирования экологических отношений

§ 5.1. Периодизация правового регулирования экологических


отношений 73

§ 5.2. Досоветский период (до 1917 г.) 74

§ 5.3. Советский период (1917–1991 гг.) 75

§ 5.4. Современный период (1992 г. — настоящее время) 77

§ 5.5. Перспективы развития экологического законодательства 78
Глава 6. Право собственности и иные права на природные объекты
и ресурсы

§ 6.1. Понятие и виды прав на природные объекты и ресурсы 81

§ 6.2. Право собственности на природные объекты и ресурсы 82

§ 6.3. Право постоянного (бессрочного) пользования 85

§ 6.4. Право пожизненного наследуемого владения земельным
участком 86

§ 6.5. Аренда и иные виды возмездного срочного пользования природными объектами и ресурсами 87

§ 6.6. Право безвозмездного срочного пользования природными
объектами 90

§ 6.7. Сервитут в отношении природных объектов 91


Глава 7. Понятие и содержание права природопользования

§ 7.1. Понятие права природопользования 93

§ 7.2. Содержание права природопользования 95

§ 7.3. Виды природопользования 103

§ 7.4. Основания возникновения права природопользования 106

§ 7.5. Основания ограничения или приостановления права


природопользования 110

§ 7.6. Основания прекращения права природопользования 113


Глава 8. Экологические права и обязанности граждан и общественных
экологических объединений

§ 8.1. Понятие правового экологического статуса и источники


его формирования 116

§ 8.2. Экологические права граждан 117

§ 8.3. Способы защиты экологических прав граждан 123

§ 8.4. Экологические обязанности граждан 125

§ 8.5. Законодательные основы и историческая значимость участия
общественности в решении экологических вопросов 128

§ 8.6. Права общественных экологических объединений 132

§ 8.7. Обязанности общественных экологических объединений 138
Глава 9. Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере охраны
окружающей среды

§ 9.1. Понятие компетенции в сфере охраны окружающей среды


и необходимость разграничения ее между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации 141

§ 9.2. Компетенция Российской Федерации в сфере охраны


окружающей среды 144

§ 9.3. Компетенция субъектов Российской Федерации в сфере


охраны окружающей среды 149

§ 9.4. Компетенция муниципальных образований в сфере охраны


окружающей среды 154
Глава 10. Органы государственного управления в сфере охраны
окружающей среды и природопользования

§ 10.1. Понятие и система органов государственного управления


в сфере охраны окружающей среды и природопользования 159

§ 10.2. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и сфера его деятельности 161

§ 10.3. Федеральное агентство по недропользованию
и сфера его деятельности 164

§ 10.4. Федеральное агентство водных ресурсов и сфера


его деятельности 166

§ 10.5. Федеральная служба по надзору в сфере


природопользования и сфера ее деятельности 168

§ 10.6. Федеральная служба по экологическому, технологическому


и атомному надзору и сфера ее деятельности 170

§ 10.7. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу


окружающей среды и сфера ее деятельности 172

§ 10.8. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации


и сфера его деятельности 174

§ 10.9. Федеральное агентство лесного хозяйства и сфера


его деятельности 175

§ 10.10. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному


надзору и сфера ее деятельности 176

§ 10.11. Федеральное агентство по рыболовству и сфера


его деятельности 178

§ 10.12. Федеральная служба государственной регистрации,


кадастра и картографии и сфера ее деятельности 180

§ 10.13. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав


потребителей и благополучия человека
и сфера ее деятельности 181

§ 10.14. Органы государственного управления субъектов


Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды
и природопользования 184
Глава 11. Функции государственного управления в сфере охраны
окружающей среды и природопользования

§ 11.1. Понятие функции государственного управления


в сфере охраны окружающей среды и природопользования
и основные виды таких функций 185

§ 11.2. Нормирование в сфере охраны окружающей среды


и природопользования 186

§ 11.3. Лицензирование в сфере охраны окружающей среды


и природопользования 189

§ 11.4. Стандартизация в сфере охраны окружающей среды


и природопользования 191

§ 11.5. Сертификация в сфере охраны окружающей среды


и природопользования 192

§ 11.6. Государственный учет в сфере охраны окружающей среды


и природопользования 194

§ 11.7. Отчетность в сфере охраны окружающей среды


и природопользования 196

§ 11.8. Мониторинг окружающей среды и природных объектов 197

§ 11.9. Обеспечение права граждан на экологическую
информацию 200

§ 11.10. Оценка воздействия на окружающую среду 203

§ 11.11. Государственная экологическая экспертиза 205
Глава 12. Организационно­правовые формы экологического контроля

§ 12.1. Понятие, виды, цели и задачи экологического контроля 209

§ 12.2. Государственный экологический контроль 211

§ 12.3. Ведомственный экологический контроль 213

§ 12.4. Общественный экологический контроль 215

§ 12.5. Производственный экологический контроль 216

Глава 13. Экономический механизм охраны окружающей среды
и природопользования

§ 13.1. Понятие и структура экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования 218

§ 13.2. Планирование мероприятий по охране окружающей среды
и рациональному использованию природных ресурсов 221

§ 13.3. Финансирование мероприятий в сфере охраны


окружающей среды и рационального использования
природных ресурсов 223

§ 13.4. Лимиты в сфере природопользования


и охраны окружающей среды 225

§ 13.5. Плата за природопользование и негативное воздействие


на окружающую среду 229

§ 13.6. Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды 233

§ 13.7. Предпринимательская деятельность в сфере
охраны окружающей среды 235

§ 13.8. Возмещение вреда в экологической сфере 237


Глава 14. Идеологический механизм охраны окружающей среды
и природопользования

§ 14.1. Понятие, содержание, принципы и задачи идеологического механизма охраны окружающей среды


и природопользования 244

§ 14.2. Экологическое воспитание 246

§ 14.3. Экологическое образование 249

§ 14.4. Экологическое просвещение 251

§ 14.5. Профессиональная экологическая подготовка руководящих работников и специалистов 253
Глава 15. Ответственность за совершение экологических
правонарушений

§ 15.1. Понятие и виды экологических правонарушений 255

§ 15.2. Дисциплинарная ответственность 256

§ 15.3. Материальная ответственность 258

§ 15.4. Административная ответственность 260

§ 15.5. Уголовная ответственность 264

§ 15.6. Специальная ответственность 266
Глава 16. Природоохранная деятельность правоохранительных органов

§ 16.1. Природоохранная деятельность органов прокуратуры 267

§ 16.2. Природоохранная деятельность органов внутренних дел 269

§ 16.3. Природоохранная деятельность федеральных органов безопасности 271

§ 16.4. Природоохранная деятельность таможенных органов 274

§ 16.5. Природоохранная деятельность органов МЧС России 275


Глава 17. Причины и условия совершения экологических
правонарушений. Основные пути их предупреждения

§ 17.1. Причины, способствующие совершению экологических правонарушений 277

§ 17.2. Условия, способствующие совершению экологических правонарушений 280

§ 17.3. Меры, направленные на предупреждение экологических правонарушений 282


Особенная часть
Глава 18. Правовой режим охраны и использования земель

§ 18.1. Основные понятия и принципы охраны


и использования земель 285

§ 18.2. Правовое регулирование охраны и использования


земель 287

§ 18.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов


Российской Федерации и муниципальных образований
в сфере охраны и использования земель 289

§ 18.4. Содержание государственного управления в сфере охраны


и использования земель 291

§ 18.5. Права и обязанности собственников земли,


землевладельцев, землепользователей и арендаторов 294

§ 18.6. Понятие и содержание охраны земель 296

§ 18.7. Ответственность за нарушения законодательства
об охране и использовании земель 297
Глава 19. Правовой режим охраны и использования недр

§ 19.1. Основные понятия 299

§ 19.2. Правовое регулирование охраны и использования недр 300

§ 19.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов


Российской Федерации и муниципальных образований
в сфере охраны и использования недр 302

§ 19.4. Содержание государственного управления в сфере охраны


и использования недр 306

§ 19.5. Виды и сроки пользования недрами, основания


получения права пользования недрами 307

§ 19.6. Права и обязанности недропользователей 314

§ 19.7. Требования к рациональному использованию
и охране недр 316

§ 19.8. Ответственность за нарушения законодательства


об охране и использовании недр 317
Глава 20. Правовой режим охраны и использования водных объектов

§ 20.1. Основные понятия 318

§ 20.2. Правовое регулирование охраны и использования водных объектов 319

§ 20.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов


Российской Федерации и муниципальных образований
в сфере охраны и использования водных объектов 321

§ 20.4. Содержание государственного управления в сфере охраны


и использования водных объектов 323

§ 20.5. Цели, способы и виды использования водных объектов 325

§ 20.6. Права и обязанности водопользователей 327

§ 20.7. Требования к охране водных объектов 328

§ 20.8. Ответственность за нарушения законодательства
об охране и использовании водных объектов 329
Глава 21. Правовой режим охраны и использования лесов

§ 21.1. Основные понятия 330

§ 21.2. Правовое регулирование охраны и использования лесов 331

§ 21.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов


Российской Федерации и муниципальных образований
в сфере охраны и использования лесов 332

§ 21.4. Содержание государственного управления в сфере охраны


и использования лесов 334

§ 21.5. Виды лесопользования. Основания возникновения


и прекращения права лесопользования 336

§ 21.6. Требования к охране и защите лесов 337

§ 21.7. Ответственность за нарушения законодательства
об охране и использовании лесов 338
Глава 22. Правовой режим охраны и использования животного мира

§ 22.1. Основные понятия 339

§ 22.2. Правовое регулирование охраны и использования
животного мира 340

§ 22.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов


Российской Федерации и муниципальных образований
в сфере охраны и использования животного мира 342

§ 22.4. Содержание государственного управления в сфере охраны


и использования животного мира 346

§ 22.5. Виды пользования животным миром 347

§ 22.6. Права и обязанности пользователей объектами
животного мира 349

§ 22.7. Требования к охране объектов животного мира


и среды их обитания 351

§ 22.8. Ответственность за нарушения законодательства


об охране и использовании объектов
животного мира 353
Глава 23. Правовой режим особо охраняемых природных территорий
и объектов

§ 23.1. Основные понятия 355

§ 23.2. Правовое регулирование режима особо охраняемых
природных территорий 356

§ 23.3. Содержание государственного управления в области


организации и функционирования
особо охраняемых природных территорий 358

§ 23.4. Требования к режиму некоторых особо охраняемых


природных территорий 359

§ 23.5. Ответственность за нарушения законодательства


об особо охраняемых природных территориях 362
Глава 24. Правовой режим охраны и использования природных
ресурсов территориального моря, исключительной экономической
зоны и континентального шельфа

§ 24.1. Основные понятия, применяемые в настоящей главе 363

§ 24.2. Правовой режим охраны и использования природных
ресурсов территориального моря
Российской Федерации 365

§ 24.3. Правовой режим охраны и использования природных


ресурсов исключительной экономической зоны
Российской Федерации 369

§ 24.4. Правовой режим охраны и использования природных


ресурсов континентального шельфа
Российской Федерации 374

§ 24.5. Ответственность за нарушения законодательства


об охране и использовании природных ресурсов территориального моря, исключительной
экономической зоны и континентального
шельфа 378

Глава 25. Правовая охрана атмосферного воздуха и озонового слоя атмосферы

§ 25.1. Основные положения 383

§ 25.2. Правовое регулирование охраны атмосферного воздуха 383

§ 25.3. Компетенция Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации в сфере охраны атмосферного
воздуха 385

§ 25.4. Содержание государственного управления в сфере охраны атмосферного воздуха 387

§ 25.5. Требования к охране атмосферного воздуха 389

§ 25.6. Требования по охране озонового слоя атмосферы 391

§ 25.7. Ответственность за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха 394
Глава 26. Правовые меры охраны окружающей среды городов и других населенных пунктов

§ 26.1. Вводные положения 395

§ 26.2. Требования по учету экологических факторов
при осуществлении градостроительной деятельности 397

§ 26.3. Требования к охране атмосферного воздуха в городах и других населенных пунктах 400

§ 26.4. Требования к охране водных объектов в городах и других населенных пунктах 403

§ 26.5. Требования к охране зеленых насаждений в городах и других населенных пунктах 405

§ 26.6. Требования к обращению с отходами в городах и других населенных пунктах 407
Глава 27. Правовые меры охраны окружающей среды
при осуществлении хозяйственной и иной деятельности

§ 27.1. Общие требования по охране окружающей среды


при осуществлении хозяйственной и иной деятельности 409

§ 27.2. Требования по охране окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции,


вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе
из эксплуатации зданий, строений, сооружений
и иных объектов 410

§ 27.3. Требования по охране окружающей среды в энергетике 412

§ 27.4. Требования по охране окружающей среды на транспорте 415

§ 27.5. Требования по охране окружающей среды


в сельском хозяйстве 419

§ 27.6. Требования по охране окружающей среды в оборонной сфере 421

§ 27.7. Ответственность за нарушения требований в области
охраны окружающей среды при осуществлении
хозяйственной и иной деятельности 423
Глава 28. Правовые меры обеспечения ядерной и радиационной безопасности

§ 28.1. Основные понятия 425

§ 28.2. Правовое регулирование ядерной и радиационной
безопасности 426

§ 28.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере использования атомной энергии 428

§ 28.4. Компетенция Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации в сфере обеспечения
радиационной безопасности 430

§ 28.5. Государственное управление в сфере обеспечения


ядерной и радиационной безопасности 432

§ 28.6. Требования по обеспечению ядерной и радиационной безопасности 435

§ 28.7. Ответственность за нарушения законодательства
о ядерной и радиационной безопасности 438
Глава 29. Правовой режим обращения с отходами производства
и потребления

§ 29.1. Основные понятия и принципы 441

§ 29.2. Правовое регулирование обращения с отходами
производства и потребления 443

§ 29.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов


Российской Федерации и муниципальных образований
в сфере обращения с отходами 446

§ 29.4. Государственное управление в сфере обращения


с отходами производства и потребления 448

§ 29.5. Требования к обращению с отходами производства


и потребления 453

§ 29.6. Ответственность за нарушения законодательства


об обращении с отходами производства и потребления 456
Глава 30. Правовой режим зон чрезвычайной ситуации
и экологического бедствия

§ 30.1. Основные понятия, используемые в настоящей главе 457

§ 30.2. Правовой режим зон экологического бедствия 459

§ 30.3. Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации 462

§ 30.4. Ответственность за нарушения экологического
законодательства, допущенные в зонах экологического
бедствия и зонах чрезвычайной ситуации 469
Специальная часть
Глава 31. Международно­правовая охрана окружающей среды

§ 31.1. Понятие и принципы международно­правовой охраны окружающей среды 471

§ 31.2. Направления международно­правового сотрудничества
в сфере охраны окружающей среды 473

§ 31.3. Международные организации в сфере охраны


окружающей среды 475
Глава 32. Правовая охрана окружающей среды в зарубежных странах

§ 32.1. Правовая охрана окружающей среды в странах СНГ 477

§ 32.2. Правовая охрана окружающей среды в странах Восточной
и Центральной Европы 478

§ 32.3. Правовая охрана окружающей среды в экономически


развитых странах 478
Приложения

I. Список рекомендуемых нормативно­правовых актов


и литературы 480

II. Список наиболее значимых международно­правовых актов


в сфере экологии 506

III. Система федеральных органов исполнительной власти,


специально уполномоченных в сфере охраны окружающей
среды и природопользования 511

IV. Всемирная хартия природы (текст) 513



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ

а) Официальные печатные издания

БНА — Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

Бюллетень ВС РФ — Бюллетень Верховного Суда Российской Феде­
рации.

ВВС РСФСР — Ведомости Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

ВВС СССР — Ведомости Верховного Совета СССР.

Вестник ВАС РФ — Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

ВСНД — Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР (Российской Федерации) и Верховного Совета РСФСР (Российской Федерации).

ВСНД СССР — Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Вер­
ховного Совета СССР.

РВ — Российские вести.

РГ — Российская газета.

САПП — Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.

СЗ РФ — Собрание законодательства Российской Федерации.

СП РФ — Сборник постановлений Правительства Российской Феде­
рации.
б) Федеральные органы исполнительной власти

Госатомнадзор России — Федеральный надзор России по ядерной
и радиационной безопасности.

Госгортехнадзор России — Федеральный горный и промышленный надзор России.

Госкомрыболовства России — Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству.

Госкомсанэпиднадзор России — Государственный комитет санитарно­эпидемиологического надзора Российской Федерации.

Госкомэкологии России — Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды.

Госстандарт России — Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии.

ГТК России — Государственный таможенный комитет Российской Федерации.

Минатом России — Министерство Российской Федерации по атомной энергии.

МВД России — Министерство внутренних дел Российской Федера­
ции.

Минздрав России — Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Минприроды России — Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Минсельхоз России — Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Минстрой России — Министерство строительства Российской Федерации.

Минюст России — Министерство юстиции Российской Федерации.

МПР России — Министерство природных ресурсов Российской Фе­
дерации (бывшее Минприроды России).

МЧС России — Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Росводресурсы — Федеральное агентство водных ресурсов (бывший Роскомвод).

Росгидромет — Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Росимущество — Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (бывший Госкомимущества).

Роскомнедра — Комитет Российской Федерации по геологии и использованию недр.

Рослесхоз — Федеральное агентство лесного хозяйства (бывшая Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз)).

Роснедвижимость — Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (бывшие Госкомзем, Роскомзем и Росземкадастр).

Роснедра — Федеральное агентство по недропользованию.

Роспотребнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (бывший Госкомсанэпиднадзор России).

Росприроднадзор — Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Росреестр — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

Росрыболовство — Федеральное агентство по рыболовству (бывший Роскомрыболовства России).

Россельхознадзор — Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (охотинспекция).

Росстат — Федеральная служба государственной статистики (бывший Госкомстат — Государственный комитет Российской Федерации по статистике).

Ростехнадзор — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (бывшие Госкомэкологии России, Госгортехнадзор России и Госатомнадзор России).

ФПС России — Федеральная пограничная служба Российской Федерации (в настоящее время входит в состав ФСБ России).

ФСБ России — Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

ФТС России — Федеральная таможенная служба (бывший ГТК — Государственный таможенный комитет).
ПРЕДИСЛОВИЕ

Люди, являясь неотъемлемой составной частью природы, должны жить в гармонии с ней, соблюдая естественные законы, изучаемые общей экологией. В то же время каждый гражданин России, как полноправный представитель правового государства, заботящийся о его процветании, обязан обладать основами экологических правовых знаний, знать свои экологические права и обязанности, ясно представлять правовые средства охраны окружающей среды, являющейся основой жизнедеятельности человека и фактором устойчивого развития.

Что же касается юристов, применяющих в силу своей профессии нормы экологического законодательства, то они обязаны обладать прочными правовыми знаниями в области экологии. В связи с этим в настоящее время программа подготовки специалистов в области правоведения немыслима без освоения студентами такой учебной дисциплины как «Экологическое право». Включение ее в федеральный компонент Государственного образовательного стандарта обучения для высших учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров по специальности «Юриспруденция», обусловлено динамично развивающимися в последние десятилетия общественными отношениями в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Именно совокупность правовых норм, регулирующих поведение различных субъектов в каждой из названных трех областей общественных отношений, составляет ту правовую базу, на которой зиждется такая обособленная правовая отрасль знаний, как «Экологическое право».

Необходимо отметить, что экологическое право (первоначально — правовая охрана природы) как самостоятельная комплекс­


ная отрасль в противовес природоресурсному праву начало зарождаться в 1960­х годах, когда перед человечеством серьезно встали проблемы сохранения нормальной среды обитания людей и объектов природы, которые начали заметно деградировать под воздействием негативной антропогенной деятельности, включая интенсивное промышленное производство, экстенсивную добычу природных ресурсов, испытания оружия массового уничтожения в различных средах. Все это в совокупности с такими катаклизмами, как засухи, наводнения и другие опасные для жизнедеятельности человека и окружающей среды природные явления, заставили человечество задуматься о необходимости принятия действенных мер, в том числе и на международном уровне, по обеспечению устойчивого развития, под которым понимается соблюдение баланса между деятельностью по обеспечению насущных потребностей людей и мероприятиями по охране окружающей среды, подразумевающими в том числе рациональное использование природных ресурсов (полезные ископаемые, леса, водные объекты и т. д.).

Не будет лишним упомянуть имена тех ученых­правоведов, кто внес и продолжает вносить вклад в становление и развитие науки «Экологическое право». Это широко известные как в России, так и за рубежом специалисты С. А. Боголюбов, М. М. Бринчук, О. Л. Дубовик, Б. В. Ерофеев, О. С. Колбасов, О. И. Крассов, В. В. Петров и ряд других, за плечами которых создание самостоятельных направлений и школ в рамках единой дисциплины, именуемой «Экологическое право». Не случайно написанные ими учебники и монографические работы являются тем «золотым фондом», которым пользуются при освоении названной непростой для изучения дисциплины студенты юридических вузов


и факультетов. И несмотря на имеющий место плюрализм взглядов названных ученых на место и роль отдельных правовых институтов рассматриваемой отрасли права, вклад каждого из них
в общую копилку правовых знаний весьма значителен.

Большинство научных разработок и идей нашли свое выражение в нормах экологического законодательства, которое в своем современном виде сформировалось в 1990­е — начале 2000­х годов. Эпохальным шагом явилось включение в 1993 г. в главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции Российской Федерации ст. 42, гарантирующей каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а также ст. 58, обязывающей каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Заметной вехой в формировании экологического законодательства, которое с учетом правовых актов федерального и регионального уровня насчитывает в настоящее время несколько десятков тысяч документов, явилось подписание Президентом России Федерального закона от 10 января 2002 г.


№ 7­ФЗ «Об охране окружающей среды» [53]1.

О серьезности экологических проблем в настоящее время говорит тот факт, что в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ


от 10 января 2000 г. № 24 [68], к числу угроз национальной безопасности отнесены ухудшение экологической ситуации в стране и истощение ее природных ресурсов, что напрямую обусловлено состоянием экономики и неготовностью общества осознать глобальность
и важность этих проблем
. Поэтому к приоритетным направлениям деятельности государства в экологической сфере среди прочих отнесены вопросы воспитания экологической культуры населения.

Таким образом, сказанное лишний раз подтверждает необходимость овладения студентами — будущими юристами тем минимумом эколого­правовых знаний, которые позволят им в дальнейшей практической деятельности принимать грамотные, юридические обоснованные решения, не влекущие за собой негативных последствий для здоровья людей и окружающей среды.

Настоящий учебник по экологическому праву подготовлен в соответствии с требованиями государственного общеобразовательного стандарта для высших учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров по специальности «Юриспруденция», с учетом практики преподавания этой дисциплины в юридических вузах и на юридических факультетах и положений действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности.

Учебник предназначен для студентов всех форм обучения, а также профессорско­преподавательского состава, преподающего экологическое право. Он может быть использован работниками специально уполномоченных органов в сфере экологии и правоохранительных органов, осуществляющих природоохранную деятельность, а также в системе повышения квалификации специалистов, на которых законодательством возлагается обязанность по овладению основами правовых знаний в области экологии.

Нормативные правовые акты, на которые делаются ссылки по тексту, приведены по состоянию на 30 апреля 2009 г., поэтому при освоении конкретных тем курса необходимо обращать внимание на возможные изменения и дополнения в экологическом законодательстве, которое в последние годы демонстрирует заметную динамику, не отличаясь стабильностью.


ОБЩАЯ ЧАСТЬ



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал