За прошедшее время были подготовлены материалы двух этапов работы



Скачать 403.13 Kb.
Дата26.04.2016
Размер403.13 Kb.


СПРАВКА

к заседанию МВК при Правительстве Московской области по обеспечению разработки Генерального плана развития Московской области по вопросу  «О разработке мероприятия долгосрочной целевой программы «Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года «Подготовка изменений в Схему территориального планирования Московской области – основные положения градостроительного развития на период до 2030 года». Результаты 1 и 2 этапов работы.


Мероприятие «Подготовка изменений в Схему территориального планирования Московской области – основные положения градостроительного развития на период до 2030 года» было включено в долгосрочную целевую Программу Московской области «Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года» в Программу в апреле 2010 года (постановление Правительства Московской области от 19.04.2010 № 248/16). В ноябре месяце был проведен конкурс, по результатам которого исполнителем мероприятия был определен ГУП МО «НИиПИ градостроительства».

За прошедшее время были подготовлены материалы двух этапов работы.

Этап № 1. «Проблематизация организации пространства области – построение системы конкурентных преимуществ и связанных с их освоением рисков средового, историко-культурного, природоохранного, социального, экономического характера и формализация стратегических целей, задач и принципов пространственного развития Московской области». Материалы этапа сданы Заказчику.

Этап № 2. «Формирование, в соответствии с функционалом центральных органов исполнительной власти Московской области, системы территориально-отраслевых задач, реализация которых соответствует цели построения политики органов государственной власти Московской области по непосредственному осуществлению и инициированию преобразований пространственной организации Московской области и подготовка проекта основных направлений пространственного развития Московской области на период до 2030 года («Меморандума – 2030»)». Материалы этапа готовы для передачи заказчику.


Естественно меняющаяся динамика внешних и собственных обстоятельств и рисков развития требует институализации процесса стратегического планирования пространственного развития, как целеполагающей части развивающей политики органов государственной власти Московской области.

В этом же ряду находится требование «предметной – объектной включенности» стратегии пространственного развития Московской области в общефедеральные, в том числе, и в территориально-отраслевые стратегии.

Такая «включенность» обеспечивается, среди прочего, и соответствием горизонтов «прогнозирования-планирования».

Сегодня в Российской Федерации это 2030 год.

В этих обстоятельствах новая задача институтов государственного и муниципального управления – это задача организации согласованного по целям, задачам и срокам реализации процесса формирования политики (стратегии и тактики) пространственного развития Московской области.

Особое значение этот тезис приобрел в последнее время.

Ряд решений, принятых Правительством Московской области и Правительством города Москвы, фактически, поставил перед этими институтами государственного управления задачу обеспечения принятия решений тактического и, главное, стратегического характера по согласованному развитию двух субъектов Российской Федерации. Для градостроительства, точнее, территориального планирования, это означает, что цели, задачи и, главное, мероприятия по развитию транспортных инфраструктур, инженерного обеспечения, сохранения природного наследия, сохранности объектов культурного наследия, ряда уникальных видов социального и культурного обслуживания населения, развитию некоторых коммунальных инфраструктур, созданию современной инфраструктуры рекреации (сезонной, кратковременной и выходного дня), развитию инфраструктуры здравоохранения и спорта должны быть согласованы, пространственно, технологически и технически непрерывны.

В этом же ряду находятся и перспективы развития Москвы, как столицы Российской Федерации, Международного финансового центра и места проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году, а Москвы и Московской области как опорного региона развития инновационных секторов экономики России.

Современные социально-культурные и градоустроительные тенденции мирового развития накладывают очевидное «обременение» на перспективы развития Москвы и Московской области (московского региона). Оно связано с пониманием необходимости при реализации любых «развивающих планов» бережно относиться к доставшимся нам в наследство архитектурно-пространственной организации и иерархии населенных пунктов, типологии и морфологии застройки городов, поселков, сёл и деревень, их физическим размерам, природным и антропогенным ландшафтам.
Таким образом, «Схема территориального планирования Московской области – основные положения градостроительного развития на период до 2030 года» и «Меморандум – 2030», как целеполагающий элемент « Схемы», в настоящее время должны исходить из понимания, что московский регион является пространственно целостной, но, естественно, не изолированной от России, системой. При этом законы построения этой системы – социальные, культурные, инфраструктурные и экономические, «лежат» за границами законов административно-политического устройства страны и, поэтому, не могут (не имеют права) им противоречить.
Цель работы.

В соответствии с законодательством Московской области целью политики пространственного развития Московской области является обеспечение роста качества жизни населения и роста экономики. Стратегической составляющей политики пространственного развития Московской области является трансформация пространства области, обеспечивающая её устойчивое развитие в интересах настоящего и будущего поколений. При этом планирование пространственного развития рассматривается как целеполагающая часть развивающей политики органов государственной власти Московской области.

Задача выполнения работы.

Подготовка проекта нормативного правового документа Московской области «Схемы территориального планирования Московской области – основные положения градостроительного развития на период до 2030 года», определяющего политику органов государственной власти Московской области по непосредственному осуществлению и инициированию преобразований пространственной организации Московской области на новый расчетный срок преемственно к действующим нормативным правовым документам Московской области по территориальному планированию.


ПРОЕКТ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (МЕМОРАНДУМ – 2030)
1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Исторически сложившаяся центральная в России роль города Москвы и её окружения – Московской области, явно выраженная радиальная структура направленных к Москве автомобильных и железных дорог позволяют рассматривать Москву и Московскую область как планировочно единый московский регион, имеющий ярко выраженный тренд к центростремительному характеру процессов урбанизации.

На территории московского региона, составляющей 7% территории ЦФО и 0,3% территории России, сконцентрировано более 48% постоянного населения ЦФО и 13% населения России.

Более 92% населения московского региона – городское население. Из них 62% проживает в городе Москве.

Городское население московского региона составляет более половины (55%) городского населения ЦФО и 18% жителей всех городских населенных пунктов России.

Столь же высока в московском регионе и концентрация субъектов экономической деятельности. Предприятия московского региона обеспечивают 84% доходов федерального бюджета; тогда как все остальные субъекты Российской Федерации, образующие ЦФО, обеспечивают лишь 14% доходов.

Предварительные результаты последней переписи населения Российской Федерации свидетельствует о сохранении центростремительных тенденций урбанизации московского региона России.

Так, численность населения города Москвы с 2002 года увеличилась на 11%, составила 11,514 млн. чел. и превысила прогнозируемый минимум населения города на 2025 год. Постоянное население Московской области также выросло на 7% и составило 7,09 млн. чел.

На фоне сокращения численности постоянного населения в подавляющем большинстве субъектов Федерации и России в целом, сохранение тенденций централизации человеческих и экономических ресурсов в московском регионе опасно не только перегрузкой и снижением надежности инфраструктуры столицы и московского региона в целом, сокращением озелененных территорий, «расползанием» пятна многоэтажной застройки в пригородной зоне, ухудшением экологической ситуации и ростом социальной напряженности, но и предельным сужением зоны инвестиционных инициатив, снижающим для других субъектов Российской Федерации возможные перспективы развития.

Признанной в международной практике альтернативой централизации является путь полицентрического развития, обеспечивающего устойчивость и региональных систем расселения в целом, и планировочной структуры крупных и крупнейших городов.

Идеи полицентрического развития были положены в основу документов территориального планирования и города Москвы, и Московской области.

Так, ранее действовавший Генеральный план развития города Москвы на период до 2020 года, предусматривал прекращение территориального роста города и переход к структурной реорганизации сложившихся территорий, в которой основное внимание уделялось сетевому развитию транспортной и социальной инфраструктуры в ходе комплексной реконструкции кварталов производственной и массовой жилой застройки. В качестве основного внутреннего ресурса территориального развития рассматривалась срединная зона – бывшие промышленные окраины столицы, через которые «перешагнула» массовая застройка 60-90-х годов.

Генеральный план развития города Москвы на период до 2025 года, развивая идеи полицентрического развития, выделяет в срединной части города восемь основных зон развития как территорий комплексного преобразования инфраструктуры и застройки, направленного на формирование системы мест приложения труда, проживания и обслуживания населения качественно нового уровня.

Схема территориального планирования Московской области – основные положения градостроительного развития на период до 2020 года – также выделяет срединную часть региона в качестве зоны концентрации планируемой градостроительной активности, направленной на интенсификацию использования территорий, прилегающих к ЦКАД, развитие исторически сложившихся городов и наукоградов, реконструкцию планировки и застройки подмосковных городов, благоустройство, социальное и инженерное оборудование сельских населенных пунктов, дачных поселков, садоводческих товариществ.

Долгосрочный характер мероприятий, планируемых в срединных частях города Москвы и Московской области и требующих поэтапной реализации, не позволяет рассчитывать на оперативное изменение сложившихся тенденций, что подтверждает высокая инвестиционная активность, сохраняющаяся на прилегающих к Москве территориях Московской области.

Тем не менее, преодоление инерции текущих тенденций градостроительной и, связанной с ней краткосрочной инвестиционной активности, возможно только в процессе реализации долгосрочных стратегических направлений развития.
2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОГЛАСОВАННОГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Цели согласованного градостроительного развития города Москвы и Московской области.

Целью согласованного градостроительного развития Москвы и Московской области является рост качества жизни населения на основе реализации системы приоритетных преобразований пространства города Москвы и Московской области.



2.2. Задачи согласованного градостроительного развития города Москвы и Московской области.

Задачи согласованного градостроительного развития города Москвы и Московской области определяются предметами (темами, сюжетами) планирования преобразований пространственной организации города Москвы и Московской области (в рамках согласованной политики пространственного развития). Такими предметами являются:

пространственно непрерывные инфраструктуры жизнеобеспечения (транспорт – массовый пассажирский, автомобильный, железнодорожный; инженерное обеспечение – энергетика, газоснабжение, водопотребление и водоотведение);

экстерриториальные социальные инфраструктуры (культура, уникальные образование, здравоохранение, социальная защита, спорт);

некоторые уникальные виды занятости (наука и научное обслуживание, государственное и муниципальное управление, инновационный менеджмент и т.п.);

пространственно непрерывные экологические сети – система особо охраняемых природных территорий различных категорий и различного значения, естественные и искусственные водные поверхности, а также признаваемые обществом ценные ландшафты, природно-исторические комплексы;

локальные объекты социального и санитарно-гигиенического обеспечения функционирования населенных пунктов, требующие значительных территорий и значительных по величине санитарно-защитных зон;

инфраструктура и территории рекреации (рекреация выходного дня, гостиницы, дома отдыха, летние лагеря, пансионаты, санатории и т.п.);

объекты, обеспечивающие выполнение городом Москвой столичных функций и функций Международного финансового центра.

2.3.Стратегия пространственных преобразований, реализующих цели и задачи согласованного градостроительного развития города Москвы и Московской области.

Стратегия пространственных преобразований, реализующих цели и задачи согласованного градостроительного развития города Москвы и Московской области, предполагает осуществление последовательных и непрерывных во времени следующих организационно-управленческих деятельностей.

2.3.1. Функционально-планировочная реорганизация пространства региона:

а) стабилизация (снижение темпов роста и постепенный переход к реконструкции территорий и застройки) процесса урбанизации в периферийной части города Москвы и центральной части Московской области (зона «планировочной реконструкции);

б) развитие «опорных точек» роста экономики и качества жизни населения в срединной и периферийной частях Московской области, «завязанных» на сетевую структуру автомобильных дорог и скоростного пассажирского транспорта, главным образом, на юге, юго-востоке и востоке области, а также локально – на северо-западе и севере области;

в) развитие инновационных секторов экономики в привязке к городам-наукоградам.

г) формирование системы «университетских городков», ориентированных на пространственную локализацию образовательных, исследовательских и внедренческих деятельностей в зонах современной и перспективной градостроительной активности на основе обеспечения современных стандартов организации учебной, творческой, рекреационной среды.

2.3.2. Преобразования инфраструктур транспортного обслуживания населения и экономики региона:

а) сопряженное сетевое построение улиц в населённых пунктах и автомобильных дорог за границами населенных пунктов: в Москве – скоростные автомагистрали хордовых и псевдохордовых направлений, радиальные и кольцевые (хордовые) общегородские и районные автомагистрали, жилые улицы (воссоздание квартального типа планировки жилых территорий в срединной и периферийной частях города); в Московской области – автомагистрали, скоростные автомобильные дороги радиальных и хордовых направлений, обычные автомобильные дороги, в городах: магистральные и жилые улицы (воссоздание квартального типа планировки жилых территорий в городах и крупных посёлках);

б) Приоритетное развитие инфраструктуры внеуличного пассажирского транспорта: в Москве – два контура метрополитена с выходом нового (скоростного) контура в города Московской области, воссоздание трамвая, восстановление пассажирского движения по малому кольцу МЖД, комплексные пересадочные узлы с крупными парковками для автомобилей в периферийной части города; в Московской области – хордовые линии скоростного пассажирского транспорта: железнодорожного и скоростного трамвая, комплексные пересадочные узлы с крупными парковками для автомобилей в центральной части Московской области при крупных железнодорожных станциях, конечных станциях метрополитена.

2.3.3. Обеспечение безопасности и надежности инженерного обеспечения населения и экономики региона:

а) максимальная дифференциация типов, методов и технологий инженерного обеспечения застроенных территорий (существующих и перспективных);

б) освоение разведанных водных ресурсов на территории Московской области для обеспечения резервных источников водоснабжения города Москвы (с их подключением к Северной, Восточной и Юго-западной водопроводным станциям) и организации водоснабжения перспективных градостроительных преобразований в срединной зоне Московской области;

в) разукрупнение части межрайонных систем водоотведения в Московской области и переход к разветвленной системе локальных очистных сооружений, активизация внедрения автономных систем водоотведения в сельских населенных пунктах, в дачных поселках и в садоводческих товариществах.

г) новое строительство и реконструкция объектов и линейных сооружений системы энергоснабжения московского региона, обеспечивающих покрытие перспективных нагрузок, связанных со стратегическими градостроительными преобразованиями пространства города Москвы и Московской области – новым строительством и реконструкцией жилья, изменениями в структуре энергопотребления населением, развитием новых современных секторов экономики московского региона;

д) реконструкция системных элементов газоснабжения населения и экономики города Москвы и Московской области, обеспечивающих покрытие перспективных нагрузок, связанных со стратегическими градостроительными преобразованиями пространства города Москвы и Московской области, а также завершение газификации населенных пунктов Московской области.

2.3.4. Реабилитация сельского расселения:

а) Транспортное, инженерное и социальное обустройство сельских населенных пунктов Московской области, территорий садоводческих некоммерческих товариществ и дачных участков; сохранение и восстановление морфотипических характеристик сельской застройки в населенных пунктах Московской области.

2.3.5. Сохранение природных территорий:

а) сохранение и развитие (включая восстановление ландшафтов) природных территорий (формирование пространственно непрерывной системы особо охраняемых территорий различного значения и различных категорий на территории Москвы и Московской области);

б) снижение темпов перевода и, в перспективе, стабилизация площади земель сельскохозяйственного назначения в Московской области.

2.3.6. Формирование современной системы рекреации

а) развитие объектов и инфраструктуры рекреации и спорта, объектов и инфраструктуры гостеприимства в привязке к историческим городам, объектам культурного наследия, ценным ландшафтам, природно-историческим комплексам, курортным местностям;

б) создание объектов и инфраструктуры, необходимых для проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году.


3. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОГЛАСОВАННОГО ПРОСТРАНСТВЕННОГО (СОГЛАСОВАННОГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО) РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Первоочередные мероприятия первой группы (очевидные, сравнительно малозатратные для бюджета (бюджетов) изменения, позволяющие «сразу увидеть» улучшения, главным образом, на улицах города и области, суть которых – очевидные и «находящиеся на слуху» проблемы функционирования города Москвы и Московской области):

а) изменение принципов организации движения и планировки перекрестков на наиболее загруженных радиальных магистральных улицах города Москвы и в ряде городов центральной части Московской области;

б) расширение проезжей части или строительство «параллельных проездов» на ряде участков МКАД;

в) расширение головных участков федеральных автомобильных дорог в центральной части Московской области;

г) создание обособленных полос движения для общественного транспорта на наиболее загруженных радиальных магистральных улицах города Москвы и в ряде городов центральной части Московской области;

д) строительство системы перехватывающих парковок у конечных станций метрополитена в городе Москве;

е) строительство системы перехватывающих парковок возле железнодорожных станций или платформ в центральной и срединной частях Московской области;

ж) реорганизация схем организации движения и планировки стоянок для легкового автомобильного транспорта при крупных торговых и торгово-развлекательных центрах, имеющих непосредственный въезд-выезд на МКАД и на головные участки федеральных автомобильных дорог в центральной части Московской области;

з) создание в срединной и периферийной частях Московской области системы автостоянок для большегрузного автомобильного транспорта, обеспечивающих их «отстой» в дневное время суток;

и) строительство объектов и инфраструктуры Чемпионата мира по футболу (стадионы, гостиницы, пресс-центры и т.п.).

3.2. Первоочередные мероприятия второй группы (градостроительные изменения (улучшения), содержание которых связано с системными стратегическими принципами согласованной политики пространственного развития двух субъектов Российской Федерации, по сути, первоочередные приоритетные изменения пространства города Москвы и Московской области):

а) дальнейшее развитие сети «традиционного» метрополитена в городе Москве;

б) создание системы скоростного метрополитена – «второго контура» московского метрополитена, выходящего в крупные города центральной части Московской области;

в) реконструкция транспортных развязок на МКАД, повышающая их пропускную способность;

г) завершение создания системы транспортно-пересадочных узлов и центров, перехватывающих парковок для легкового автомобильного транспорта в городе Москве и в Московской области;

д) создание трех новых линий рельсового пассажирского транспорта в Московской области (строительство и реконструкция путевого хозяйства, оборудование пассажирских станций и платформ);

е) строительство линий скоростного трамвая в ряде периферийных районов города Москвы, а также на юге и юго-западе центральной части Московской области;

ж) организация пассажирского движения на Малом кольце МЖД;

з) строительство ЦКАД как части сетевой структуры автомагистралей в Московской области и основы преобразования сети автомобильных дорог и системы транспортного обслуживания московского региона;

и) строительство объектов и инфраструктур, запускающих проект «Москва – Международный финансовый центр» в городе Москве и в Московской области;

к) создание инновационного центра «Сколково»;

л) запуск проекта планировочной реконструкции периферийных районов города Москвы и городов в центральной части Московской области, направленного на воссоздание квартального типа планировки жилых и производственных территорий и существенное повышение плотности сети жилых улиц;

м) запуск проекта по формированию центров «новой» экономики, университетских городков, сопутствующей жилой застройки и социальной инфраструктуры – опорных «точек роста» качества жизни населения на основе городов – наукоградов и в исторических городах на юге, юго-востоке и востоке срединной части Московской области.
4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ СОГЛАСОВАННОГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Концепция согласованного градостроительного развития города Москвы и Московской области строится исходя из двух уровней управленческих решений по «поводу» улучшения градостроительной «обстановки» в регионе – тактический и стратегический уровни.

При этом первый тактический уровень распадается на два типа градостроительных изменений (улучшений).

Это, во-первых, очевидные, сравнительно малозатратные для бюджета (бюджетов) изменения, позволяющие «сразу увидеть» улучшения, главным образом, на улицах города и области, суть которых – очевидные и «находящиеся на слуху» проблемы функционирования города Москвы и Московской области – транспортная ситуация, переуплотнение новостройками центра Москвы, «выход многоэтажной градостроительной активности» в малые города и, даже деревни, области, сокращение естественных природных пространств, утеря ландшафтного и средового своеобразия Подмосковья.

И, во-вторых, градостроительные изменения (улучшения) содержание которых связано с системными стратегическими принципами согласованной политики пространственного развития двух субъектов Российской Федерации, по сути, первоочередные приоритетные изменения пространства города Москвы и Московской области.

Второй уровень решений – стратегический. На этом уровне осуществляется собственно формирование согласованной политики пространственного развития двух субъектов Российской Федерации, основанной на согласованной системе принципов и приоритетных пространственных изменений, обеспечивающих неуклонный рост качества жизни населения и создающих благоприятные условия для выполнения городом Москвой функций столицы Российской Федерации и Международного финансового центра.

Институализация согласованной политики пространственного развития города Москвы и Московской области осуществляется на основе последовательного утверждения двух типов стратегических документов.

Первый – Концепция согласованного градостроительного развития города Москвы и Московской области. Концепция согласованного градостроительного развития города Москвы и Московской области является документом, содержащим заявление о намерении проведения органами государственной власти города Москвы и органами государственной власти Московской области согласованной политики пространственного развития двух субъектов Российской Федерации. Концепция утверждается главами двух субъектов Российской Федерации и должна быть согласована (одобрена) не только федеральными органами исполнительной власти, но и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

Второй – документы территориального планирования – Генеральный план города Москвы и Схема (Схемы) территориального планирования Московской области. То есть те документы, наличие, содержание, «язык», порядок подготовки, согласования и утверждения которых, задается законодательством Российской Федерации и которые «заданно» преемственны к действующим документам территориального планирования города Москвы и Московской области.



Планирование согласованного пространственного развития Москвы и Московской области рассматривается как целеполагающая часть развивающей политики органов государственной власти города Москвы, органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, обеспечивающей устойчивое развитие московского региона в интересах настоящего и будущего поколений. Планирование согласованного пространственного развития Москвы и Московской области рассматривается так же как метод обеспечения реализации конкретных неотложных шагов и проектов, предусмотренных Планом мероприятий для совместных решений в рамках взаимодействия Правительства Москвы и Правительства Московской области, утвержденным 26 ноября 2010 года Мэром Москвы С.С. Собяниным и Губернатором Московской области Б.В. Громовым.
ФОРМИРОВАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФУНКЦИОНАЛОМ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ СИСТЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНО ОТРАСЛЕВЫХ ЗАДАЧ, РЕАЛИЗАЦИЯ КОТОРЫХ СООТВЕТСТВУЕТ ЦЕЛИ ПОСТРОЕНИЯ ПОЛИТИКИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОМУ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ И ИНИЦИИРОВАНИЮ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Система территориально отраслевых задач, реализация которых соответствует цели построения политики органов государственной власти Московской области по непосредственному осуществлению и инициированию преобразований пространственной организации Московской области направлена на реализацию целей и задач стратегического пространственного развития Московской области, целей и задач согласованного градостроительного развития города Москвы и Московской области и опирается на нормы законодательства Российской Федерации и Московской области, прежде всего, на нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации и закона Московской области «О Генеральном плане развития Московской области». Формулировки системы территориально-отраслевых задач выполнены также на основании норм следующих законов Российской Федерации и Московской области:

Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ;

Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ;

Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ;

Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

Устава Московской области от 11 декабря 1996 г. № 55/96-ОЗ;

Закона Московской области от 21 января 2005 г. № 26/2005-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области»;

Закона Московской области от 23 июля 2003 г. № 96/2003-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях».





Наименование центрального органа исполнительной власти Московской области

Цели и задачи деятельности, полномочия в сфере прогнозирования и планирования развития Московской области (извлечения)

Территориально-отраслевые задачи, реализация которых соответствует цели пространственного развития Московской области

Министерство экономики Московской области


Министерство создано для реализации государственной политики в сферах экономических отношений, инвестиционной, ценовой и тарифной политики, аккредитации, развития малого и среднего предпринимательства, в целях формирования конкурентной среды на территории Московской области.

Основной задачей Министерства является создание условий для:

…достижения высоких темпов экономического и социального развития Московской области;

формирования конкурентной среды и совершенствования структуры экономики Московской области.

Министерство осуществляет полномочия по подготовке предложений Правительству Московской области:

…по стратегии и прогнозам социально-экономического развития Московской области;

…по проектам долгосрочных целевых программ Московской области


Определение номенклатуры и «мощности» (перечней) объектов регионального и межмуниципального значения, новое строительство и (или) реконструкция которых необходимы для достижения целей стратегии, программ и планов социального и экономического развития Московской области.

Подготовка проекта стратегии социально-экономического развития Московской области и реализующую ее систему («динамический ряд») прогнозов (программ) социально-экономического развития Московской области.

Подготовка проектов системы долгосрочных целевых программ Московской области, направленных на развитие (доминирование в структуре экономики) инновационного, наукоёмкого, сервисного, перерабатывающего и логистического секторов экономики Московской области.

Министерство промышленности и науки Московской области


Министерство создано для реализации государственной политики Московской области в сфере регулирования промышленной, научной и научно-технической деятельности, направленной на социально-экономическое развитие Московской области.

Основной задачей Министерства является создание условий для:

…достижения высоких темпов промышленного и научно-технического развития Московской области;

…формирования системы, обеспечивающей создание объектов интеллектуальной собственности и увеличение производства наукоемкой продукции;

…развития и эффективного использования научно-технического потенциала в реализации социальных задач;

…оптимизации состава и структуры научно-производственного комплекса на территории Московской области;

Министерство осуществляет полномочия по подготовке предложений Правительству Московской области:

…по формированию, координации и контролю за реализацией промышленной политики Московской области;

…по проектам долгосрочных целевых программ Московской области, а также региональных научных и научно-технических программ и проектов;


Определение номенклатуры и «мощности» (перечней) объектов регионального и межмуниципального значения, новое строительство и (или) реконструкция которых необходимы для достижения целей государственной политики Московской области в сфере регулирования промышленной, научной и научно-технической деятельности.

Подготовка проектов системы долгосрочных целевых программ Московской области, направленных на развитие (доминирование в структуре экономики) инновационного и наукоёмкого секторов экономики Московской области.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области


Министерство создано для реализации государственной социально-экономической политики в сфере сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг для обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию сельских территорий. Основными задачами Министерства являются:

создание условий для:

…проведения государственной аграрной политики;

…обеспечения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;

…развития растениеводства;

производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

…развития мясного и молочного животноводства, в том числе племенного животноводства;

Министерство осуществляет полномочия по подготовке предложений Правительству Московской области:

…по осуществлению мер, направленных на поддержку сельскохозяйственного производства в Московской области, продовольственного обеспечения населения;

…по проектам долгосрочных целевых программ Московской области;

…по организации планирования использования земель сельскохозяйственного назначения и реализации мероприятий в области обеспечения их плодородия;


Определение номенклатуры и «мощности» (перечней) объектов регионального и межмуниципального значения, новое строительство и (или) реконструкция которых необходимы для достижения целей государственной аграрной политики Московской области.

Подготовка проекта долгосрочной целевой программы Московской области, обеспечивающей планирование использования земель сельскохозяйственного назначения и сохранение (увеличение) их плодородия.




Министерство строительного комплекса Московской области


Министерство создано для реализации государственной политики Московской области в отдельных сферах градостроительной деятельности на территории Московской области, промышленности строительных материалов.

Основными задачами Министерства являются создание условий для:

…достижения высоких и устойчивых темпов строительства доступного и комфортного жилья на территории Московской области;

…развития строительного комплекса Московской области;

Министерство осуществляет полномочия по подготовке предложений Правительству Московской области:

…по перечням объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств бюджета Московской области на государственные капитальные вложения в соответствующем финансовом периоде;

…по проектам областных целевых программ, а также иных программ по вопросам, относящимся к сфере деятельности Министерства;


Определение номенклатуры и «мощности» (перечней) объектов регионального и межмуниципального значения, новое строительство и (или) реконструкция которых необходимы для достижения целей государственной политики Московской области в отдельных сферах градостроительной деятельности на территории Московской области, а также развития промышленности строительных материалов.

Подготовка проектов долгосрочных целевых программ Московской области по строительству объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств бюджета Московской области, в соответствии с планами социально-экономического развития Московской области.

Подготовка проектов долгосрочных целевых программ Московской области, обеспечивающих развитие приоритетных направлений техники и технологий в строительстве и производстве строительных материалов;


Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области


Министерство создано для реализации государственной политики Московской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в сфере развития теплоэнергетического комплекса Московской области, жилищной сфере, сфере обращения с отходами производства и потребления и в сфере погребения и похоронного дела на территории Московской области.

Основными задачами Министерства являются:

…создание условий для устойчивого функционирования коммунального хозяйства, соблюдения нормативных требований по благоустройству и санитарному состоянию территорий;

…создание условий для реализации жилищной реформы на территории Московской области;

…создание условий для развития жилищного хозяйства и модернизации коммунального комплекса Московской области;

Министерство осуществляет полномочия по подготовке предложений Правительству Московской области:

…по осуществлению жилищной реформы;

…по созданию и реконструкции мест погребения на территории Московской области;

…по эффективному функционированию систем тепло- и водоснабжения, благоустройства, озеленения, санитарной очистки и инженерного оборудования;

…по резервированию источников питьевого водоснабжения на территории Московской области;

…о размещении межмуниципальных объектов по обращению с отходами производства и потребления;

…по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами производства и потребления;




Определение номенклатуры и «мощности» (перечней) объектов регионального и межмуниципального значения, новое строительство и (или) реконструкция которых необходимы для достижения целей государственной политики Московской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в сфере развития теплоэнергетического комплекса Московской области, жилищной сфере, сфере обращения с отходами производства и потребления и в сфере погребения и похоронного дела на территории Московской области.

Подготовка проектов долгосрочных целевых программ Московской области, обеспечивающих организацию системы резервного водоснабжения города Москвы и городов Московской области, разукрупнение межрайонных систем канализации в Московской области и развитие локальных систем водоотведения в городах и сельских населенных пунктах Московской области, завершение газификации сельских населённых пунктов в Московской области.

Подготовка проектов долгосрочных целевых программ Московской области, обеспечивающих условия для нового строительства, технической и технологической модернизации существующих линейных объектов и сооружений бытового и технологического водоснабжения и водоотведения, межмуниципальных и муниципальных объектов энергоснабжения и теплоснабжения.

Подготовка проектов долгосрочных целевых программ Московской области, обеспечивающих создание в Московской области современной системы обращения с отходами производства и потребления для нужд Московской области и города Москвы.

Подготовка проектов долгосрочных целевых программ Московской области, обеспечивающих создание новых и модернизацию существующих мест погребения для нужд Московской области и города Москвы.


Министерство экологии и природопользования Московской области


Министерство создано для реализации государственной политики в области охраны окружающей среды, экологического развития Российской Федерации на территории Московской области, охраны атмосферного воздуха, изучения, воспроизводства, использования и охраны земельных, лесных, водных и иных природных ресурсов, рационального использования и охраны недр, развития системы особо охраняемых природных территорий, охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты, рыболовства и сохранения водных биоресурсов, экологического просвещения, безопасности гидротехнических сооружений, обеспечения радиационной безопасности.

Основными задачами Министерства являются:

…создание условий для обеспечения экологической безопасности на территории Московской области с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей Московской области;

…охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на территории Московской области;

…сохранение естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов, биологического разнообразия на территории Московской области.

Министерство осуществляет полномочия по подготовке предложений Правительству Московской области:

…по проектам долгосрочных целевых и иных программ и проектам по вопросам, относящимся к сфере деятельности Министерства;

…по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий.

…по распоряжению совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на территории Московской области;

…по формированию совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и выделении участков недр местного значения;

…по установлению нормативов качества окружающей среды.


Планирование проектирование, установление границ и организация особо охраняемых природных территорий регионального значения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Московской области.

Установление, в порядке предусмотренном законодательством Российской Федерации и Московской области, границ зон с особыми условиями использования территории, обеспечивающих реализацию государственной политики Московской области в сферах охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, воспроизводства, использования и охраны земельных, лесных, водных и иных природных ресурсов, рационального использования и охраны недр, развития системы особо охраняемых природных территорий, охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты, рыболовства и сохранения водных биоресурсов, экологического просвещения, безопасности гидротехнических сооружений, обеспечения радиационной безопасности.

Подготовка проектов долгосрочных целевых программ Московской области, обеспечивающих формирование пространственно непрерывной системы особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения в городе Москве, Московской области и в ряде субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с Московской областью – Калужской, Смоленской, Тверской, Владимирской, Рязанской, Тульской областями.



Министерство транспорта Московской области


Министерство создано в целях реализации полномочий и формирования единой государственной политики Московской области в транспортно-дорожном комплексе на территории Московской области.

Основными задачами Министерства являются создание условий для:

…удовлетворения потребностей населения в транспортных услугах, отвечающих требованиям безопасности;

развития транспортной инфраструктуры Московской области…

Министерство осуществляет полномочия по подготовке предложений Правительству Московской области:

по организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области автомобильным, городским наземным электрическим, железнодорожным, водным, воздушным транспортом, в том числе по маршрутам регулярных перевозок на территории Московской области (пригородное и межмуниципальное сообщение), а также по межсубъектным маршрутам регулярных перевозок в соответствии с законодательством;

по проектам долгосрочных целевых программ, а также иных программ, относящихся к сфере деятельности Министерства;

по перечню объектов транспортной инфраструктуры, финансируемых за счет средств бюджета Московской области;

…по формированию и реализации государственной политики в сфере транспортно-дорожного комплекса на территории Московской области.




Определение номенклатуры и «мощности» (перечней) объектов регионального и межмуниципального значения, новое строительство и (или) реконструкция которых необходимы для достижения целей государственной политики в сфере транспортно-дорожного комплекса на территории Московской области, включая организацию транспортного обслуживания населения на территории Московской области автомобильным, городским наземным электрическим, железнодорожным, водным, воздушным транспортом.

Подготовка проектов долгосрочных целевых программ Московской области, обеспечивающих создание современной системы автомобильных дорог в Московской области, развитие (технологическая реконструкция и увеличение плотности сети улиц различного значения, главным образом жилых улиц, в населенных пунктах Московской области), увеличение плотности сети межмуниципального наземного пассажирского транспорта, создание системы региональных транспортных коридоров, создание системы областного рельсового пассажирского транспорта, создание условий для организации систем транспортно-пересадочных узлов и перехватывающих автостоянок для легкового автомобильного транспорта, создание условий для развития инфраструктуры авиации общего назначения.

Подготовка проектов долгосрочных целевых программ Московской области, обеспечивающих развитие в Московской области инфраструктуры логистики грузовых перевозок для нужд Российской Федерации, города Москвы и Московской области.


Министерство культуры Московской области


Министерство создано для реализации государственной политики Московской области в сфере

…государственной охраны, сохранения, популяризации и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Основными задачами Министерства являются:

…сохранение исторического и культурного наследия, памятников истории и культуры;

…обеспечение условий для реализации прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями сферы культуры, на доступ к культурным ценностям;

Министерство осуществляет полномочия по подготовке предложений Правительству Московской области:

…об отнесении выявленных объектов культурного наследия к объектам культурного наследия регионального (областного) значения или местного (муниципального) значения, о включении в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр);

…об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального (областного) значения;

…об отнесении достопримечательного места к историко-культурному заповеднику регионального (областного) значения, об утверждении границ, режима содержания и порядка организации историко-культурного заповедника регионального (областного) значения, об объявлении объектов, представляющих особую историческую, археологическую, градостроительную и архитектурную ценность, историко-культурными заповедными территориями (местами);

по вопросу воссоздания утраченного объекта культурного наследия за счет средств бюджета Московской области;

…об утверждении зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия), регионального (областного) значения и местного (муниципального) значения;

…по перечням объектов культурного наследия, необходимых для исполнения полномочий Московской области и подлежащих оформлению в собственность Московской области, и по перечням не подлежащих отчуждению объектов культурного наследия, находящихся в собственности Московской области.




Установление в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Московской области зон с особыми условиями использования территории, связанных с объектами культурного наследия (от всех объектов культурного наследия: федерального, регионального, местного значения, выявленных объектов культурного наследия, объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, расположенных на территории Московской области).

Установление в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Московской области территорий и зон охраны объектов культурного наследия федерального. регионального и местного значения, расположенных на территории Московской области), включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации).

Подготовка проектов долгосрочных целевых программ Московской области, обеспечивающих сохранность объектов культурного наследия, необходимых для исполнения полномочий Московской области, находящихся в собственности Московской области и не подлежащих отчуждению из собственности Московской области.

Подготовка проектов долгосрочных целевых программ Московской области по обеспечению сохранности природно-исторических пространственных анклавов (ландшафтов), обладающих в совокупности или частично исторической, археологической, культурной, социально-культурной, градостроительной, природной ценностью.


Топливно-энергетический комитет Московской области


Комитет создан для реализации государственной политики Московской области в области топливно-энергетического комплекса.

Основными задачами Комитета являются:

…создание условий для устойчивого функционирования и развития топливно-энергетического комплекса Московской области;

…создание условий для внедрения наукоемких и экологически безопасных технологий на объектах топливно-энергетического комплекса Московской области;

Комитет осуществляет полномочия по подготовке предложений Правительству Московской области:

…по проектам программ газификации Московской области;

…по проектам долгосрочных целевых программ Московской области в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.


Определение номенклатуры и «мощности» (перечней) объектов регионального и межмуниципального значения, новое строительство и (или) реконструкция которых необходимы для достижения целей государственной политики Московской области в области топливно-энергетического комплекса.

Подготовка проектов долгосрочных целевых программ Московской области по обеспечению безопасности функционирования объектов топливно-энергетического комплекса Московской области.

Подготовка проектов долгосрочных целевых программ Московской области по газификации населённых пунктов Московской области.

Подготовка проектов долгосрочных целевых программ Московской области в сфере энергосбережения.



Комитет по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Московской области


Комитет создан для реализации полномочий и функций Московской области в области физической культуры, спорта, туризма и работы с молодежью на территории Московской области.

Основной задачей Комитета является создание условий для:

…укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни, гармоничного развития личности, организации физически активного отдыха населения Московской области, …эффективного использования объектов физической культуры и спорта;

Комитет осуществляет полномочия по подготовке предложений Правительству Московской области:

…по стратегии и прогнозам развития физической культуры, спорта, туристской деятельности и туристской индустрии в Московской области;

…по проектам долгосрочных целевых программ Московской области и межмуниципальных программ в сфере физической культуры, спорта, туризма и работы с молодежью;

…по формированию перечня объектов капитального строительства для проведения физкультурных и спортивных мероприятий, финансируемых за счет средств бюджета Московской области;

…по разработке и принятию мер государственной поддержки молодых семей, проживающих на территории Московской области.




Определение номенклатуры и «мощности» (перечней) объектов регионального и межмуниципального значения, новое строительство и (или) реконструкция которых необходимы для реализации полномочий Московской области в сфере физической культуры, спорта, туризма и работы с молодежью.

Подготовка проектов долгосрочных целевых программ Московской области по строительству и реконструкции объектов, необходимых для проведения физкультурных и спортивных мероприятий, финансируемых за счет средств бюджета Московской области;

Подготовка проектов долгосрочных целевых программ Московской области, обеспечивающих условия для развития туристской индустрии в Московской области.

Подготовка проектов долгосрочных целевых программ Московской области по строительству и реконструкции объектов, необходимых для организации государственной поддержки молодых семей, проживающих в Московской области.



Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области


Главное управление создано для реализации государственной политики Московской области в сферах архитектуры и отдельных направлений градостроительной деятельности на территории Московской области.

Основными задачами Главного управления являются:

…обеспечение градостроительными средствами политики пространственного развития Московской области и формирование условий для устойчивого градостроительного развития, повышения качества жизни населения, роста экономики Московской области, для создания современной социальной, производственной, инженерной и транспортной инфраструктур;

…формирование современного архитектурного облика комплексной застройки городов, поселений и иных населенных пунктов, природной и ландшафтной среды, в том числе обеспечивающего сохранение культурного наследия в интересах ныне живущих и будущих поколений…

Главное управление осуществляет полномочия по …подготовке предложений Правительству Московской области:

…по внесению изменений в документы территориального планирования Московской области;

…по совместной подготовке проектов документов территориального планирования Правительством Московской области, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с Московской областью, органами местного самоуправления;

…по утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства областного значения;

…по проектам долгосрочных целевых программ, а также иных программ по вопросам, относящимся к сфере деятельности Главного управления;


Обеспечение подготовки актуальных документов территориального планирования Московской области, а также документации по планировке территории объектов регионального значения, строительство и (или) реконструкция которых предусмотрена стратегией, программами и планами социального и экономического развития Московской области, территориально-отраслевыми программами и планами, подготовленными и утвержденными в пределах полномочий центральных органов исполнительной власти Московской области и документами территориального планирования Московской области.

Главное управление дорожного хозяйства Московской области


Главное управление создано в целях реализации государственной политики Московской области в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог Московской области.

Основной задачей Главного управления является создание условий для:

…обеспечения интересов пользователей автомобильных дорог Московской области;

…обеспечения развития сети автомобильных дорог Московской области;

…обеспечения безопасности дорожного движения;

Главное управление осуществляет полномочия по подготовке предложений Правительству Московской области:

…по утверждению перечня автомобильных дорог общего пользования Московской области, перечня автомобильных дорог не общего пользования Московской области;

…по проектам долгосрочных целевых программ Московской области и иных программ по вопросам, относящимся к сфере деятельности Главного управления



Определение номенклатуры и «мощности» (перечней) объектов регионального и межмуниципального значения, новое строительство и (или) реконструкция которых необходимы для достижения целей государственной политики Московской области в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог Московской области.

Подготовка проектов долгосрочных целевых программ Московской области, обеспечивающих условия развития автомобильных дорог регионального значения, а также безопасности дорожного движения.


















База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал