Задача дисциплины состоит в повышении экологической грамотности и формировании у студентов экологического мировоззрения



страница1/3
Дата24.04.2016
Размер0.58 Mb.
ТипЗадача
  1   2   3




1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом требований ФГОС)

Целью науки "Экология" является исследование законов развития и функционирования биосферы, направления ее эволюции и возможных реакций на воздействия природного и антропогенного характера, определение пределов допустимых воздействий человеческой цивилизации на окружающую природную среду (ОПС) и выработка стратегии человечества (концепций) относительно путей общественного развития.

Задача дисциплины состоит в повышении экологической грамотности и формировании у студентов экологического мировоззрения






    1. Требования к уровню усвоения дисциплины




Обучающийся должен знать экологические законы и факторы, структуру и эволюцию биосферы, глобальные проблемы окружающей среды и пути их решения.

Обучающийся должен уметь использовать экологические принципы для рационального использования природных ресурсов и охраны природы.

Обучающийся должен владеть о основами экозащитной техники и технологии, элементами экологической ответственности.

У обучающегося должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК)

- имеет навыки работы с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией (ПК-25);

- умеет работать с традиционными носителями информации, распределенными базами данных и знаний (ПК-26);

- обладает способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ПК-27);

- умеет работать с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач (ПК-28).





    1. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Перечень действующих и предшествующих дисциплин

Перечень последующих дисциплин, видов работ

Экономическая теория

Раздел:

Плата за загрязнение окружающей среды

Безопасность жизнедеятельности

Раздел:

Экологические основы безопасности в окружающей среде



Философия




  1. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя


Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)

М

Показательный (изложение материала с приемами показа)

П

Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)

Д

Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)

Э

Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)

ПБ

Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)

И

Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)

ПГ

Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения




Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».

    1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)

Неделя

Кол. час

в том числе в интерактивной форме, час.

Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание

Методы

Реализуемые компетенции










Очная форма обучения
















Лекции







24-29

6




Модуль 1 «Введение в экологию. Экологическая ситуация в мире, СНГ и в РФ»







24-25

2




Тема. Предмет, методы изучения дисциплины «Экология», ее мес­то в системе наук.

М, ПБ

ПК-25

ПК-26


ПК-27

ПК-28


26-27



2




Тема Глобальные мировые проблемы: со­циально-экономические, демографические, продовольственные, энергетические, проблемы разоружения, выживания и устой­чивого развития в условиях широкого распространения ядер­ного оружия

М, ПБ

ПК-25

ПК-26


ПК-27

ПК-28


28-29

2




Тема. Основные направления и тенденции социально-экономиче­ского развития и их влияния на состояние ОПС. Задачи обеспечения экологически безопасного и устойчиво­го развития России в условиях становления рыночных отноше­ний.

М, Э, ПБ

ПК-25

ПК-26


ПК-27

ПК-28


30-33

4




Модуль 2 «Научные основы охраны окружающей природной среды. Биосфера и человек. Природные ресурсы, их экономическая оценка»







30-31

2




Тема. Основные закономерности взаи­модействия общества и ОПС, сущность учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере

М, Д, ПБ

ПК-25

ПК-26


ПК-27

ПК-28


32-33

2




Тема. Понятие природных ресурсов, их экономическая сущность и классификация. Природные ресурсы в системе экономических отношений. Экономическое содержание воспроизводства природных ресур­сов

Д, Э, ПБ

ПК-25

ПК-26


ПК-27

ПК-28


34-37

4




Модуль 3 «Качество окружающей среды и экологическое нормирование. Источники загрязнения окружающей среды»







34-35

2




Тема. Класси­фикация основных видов антропогенного воздействия и степе­ни его интенсификации по различным компонентам ОПС (загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы)

ПБ

ПК-25

ПК-26


ПК-27

ПК-28


36-37

2




Тема. Экология и безопасность продовольственных товаров

П, Э, ПБ

ПК-25

ПК-26


ПК-27

ПК-28


38-41

4




Модуль 4 «Методы защиты окружающей среды. Экономический механизм охраны окружающей среды»







38-39

2




Тема. Организационно-правовые основы охраны окружающей среды. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды».

М, И

ПК-25

ПК-26


ПК-27

ПК-28


40-41

2




Тема. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

П, Д, ПБ

ПК-25

ПК-26


ПК-27

ПК-28











Практические занятия /семинары







24-29




2

Модуль 1 «Введение в экологию. Экологическая ситуация в мире, СНГ и в РФ»







24-25

2




Тема «Предмет, методы изучения дисциплины «Экология», ее мес­то в системе наук».

М, ПБ

ПК-25

ПК-26


ПК-27

ПК-28


26-27



2




Тема «Глобальные мировые проблемы: со­циально-экономические, демографические, продовольственные, энергетические, проблемы разоружения, выживания и устой­чивого развития в условиях широкого распространения ядер­ного оружия».

М, ПБ

ПК-25

ПК-26


ПК-27

ПК-28


28-29

2

2

Тема «Основные направления и тенденции социально-экономиче­ского развития и их влияния на состояние ОПС. Задачи обеспечения экологически безопасного и устойчиво­го развития России в условиях становления рыночных отноше­ний».

М, Э, ПБ

ПК-25

ПК-26


ПК-27

ПК-28


30-33




4

Модуль 2 «Научные основы охраны окружающей природной среды. Биосфера и человек. Природные ресурсы, их экономическая оценка»







30-31

2

2

Тема «Основные закономерности взаи­модействия общества и ОПС, сущность учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере».

М, Д, ПБ

ПК-25

ПК-26


ПК-27

ПК-28


32-33

2

2

Тема «Понятие природных ресурсов, их экономическая сущность и классификация. Природные ресурсы в системе экономических отношений. Экономическое содержание воспроизводства природных ресур­сов».

Д, Э, ПБ

ПК-25

ПК-26


ПК-27

ПК-28


34-37




4

Модуль 3 «Качество окружающей среды и экологическое нормирование. Источники загрязнения окружающей среды»







34-35

2

2

Тема «Класси­фикация основных видов антропогенного воздействия и степе­ни его интенсификации по различным компонентам ОПС (загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы)».

ПБ

ПК-25

ПК-26


ПК-27

ПК-28


36-37

2

2

Тема «Экология и безопасность продовольственных товаров»

П, Э, ПБ

ПК-25

ПК-26


ПК-27

ПК-28


38-41




4

Модуль 4 «Методы защиты окружающей среды. Экономический механизм охраны окружающей среды»







38-39

2

2

Тема «Организационно-правовые основы охраны окружающей среды. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды».

М, И

ПК-25

ПК-26


ПК-27

ПК-28


40-41

2

2

Тема «Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды»

П, Д, ПБ

ПК-25

ПК-26


ПК-27

ПК-28


Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – заочная форма обучения, срок подготовки 5 лет




Неделя

Кол. час

в том числе в интерактивной форме, час.

Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание

Методы

Реализуемые компетенции










Заочная форма обучения
















Лекции










2

2
2





Тема «Предмет, методы изучения дисциплины «Экология», ее мес­то в системе наук»

Тема «Глобальные мировые проблемы: со­циально-экономические, демографические, продовольственные, энергетические, проблемы разоружения, выживания и устой­чивого развития в условиях широкого распространения ядер­ного оружия»

Тема. Основные закономерности взаи­модействия общества и ОПС, сущность учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере


М, Д, ПБ

М, Д, ПБ


М, Д, ПБ

ПК-25

ПК-26


ПК-27

ПК-28


ПК-25

ПК-26


ПК-27

ПК-28


ПК-25

ПК-26


ПК-27

ПК-28











Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары











2





Тема «Предмет, методы изучения дисциплины «Экология», ее мес­то в системе наук»

М, Д, ПБ

ПК-25


ПК-26

ПК-27


ПК-28

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – заочная форма обучения, срок подготовки 3 года 6 месяцев (с)




Неделя

Кол. час

в том числе в интерактивной форме, час.

Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание

Методы

Реализуемые компетенции










Заочная форма обучения
















Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары











2






Тема «Предмет, методы изучения дисциплины «Экология», ее мес­то в системе наук»


М, ПБ



ПК-25

ПК-26


ПК-27

ПК-28



    1. Самостоятельная работа обучающегося - очная форма обучения

Неделя

Кол. час

Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.

Реализуемые компетенции

26-27
30-31

38-39

38-39


40-41

40-41
24-41


2
2


2

2

2



2
8

46

6



Самостоятельное изучение отдельных тем курса

-Экологическая безопасность России. Региональные экологические проблемы. причины экологического кризиса

-Трансформация вещества и энергии в биосфере. Экологические факторы и законы

-Экологическая экспертиза

-Научно-технический прогресс и концепция оптимизации природопользования в России

-Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды



-Стратегия человечества в начале XXI века
Тематика рефератов:

  1. Предмет, научные методы исследования и задачи дисциплины "Экология".

  2. Этапы формирования и развития науки "Экология".

  3. Место экологии в системе наук, ее задачи в свете решений конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992г.).

  4. Природа как материальная основа природопользования, ее эволюция и будущее развитие.

  5. Глобальные экологические проблемы и их место в ряду глобальных мировых проблем.

  6. Экологическая ситуация в России и странах СНГ. Причины экологического кризиса в РФ.

  7. Региональные экологические проблемы в РФ.

  8. Экологическая ситуация в Ростовской области и причины экологического кризиса.

  9. Экологическая обстановка в субъектах южного федерального округа (по выбору студента).

  10. Основные закономерности взаимодействия общества и природной среды. Концепция гармоничного развития единой системы "природа-общество".

  11. Сущность учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

  12. Роль живого вещества в круговороте элементов.

  13. Основные понятия экологии: природная среда и окружающая среда, биогеоценоз и экологическая система.

  14. Основные понятия экологии: экологическая ниша, сукцессия, деградация экосистемы.

  15. Основные понятия экологии: ассимиляционные возможности природной среды, трансграничный перенос загрязняющих веществ, популяция.

  16. Трофические уровни, цепи и сети питания в биогеоценозе. Автотрофные и гетеротрофные организмы.

  17. Экологические факторы и законы.

  18. Виды загрязнения окружающей среды. Понятие об источниках загрязнения. Классификация антропогенных загрязнений окружающей среды.

  19. Влияние экологических факторов на здоровье населения Российской Федерации.

  20. Характеристика и источники загрязнения атмосферы и его последствия.

  21. Виды и источники загрязнение водных объектов России.

  22. Характеристика источников загрязнения литосферы в России.

  23. Качество окружающей природной среды и экологическое нормирование.

  24. Показатели качества атмосферного воздуха, водных объектов, почвы и их нормирование.

  25. Экологические пирамиды.

  26. Экологическая экспертиза.

  27. Экологическая оценка состояние земельных и биологических ресурсов России: проблемы рационального использования и охраны.

  28. Понятие природных условий и ресурсов и их экологическая сущность. Классификация природных ресурсов.

  29. Показатели экологической, экономической и социальной эффективности природоохранных мероприятий.

  30. Проблемы использования минеральных ресурсов и охраны окружающей среды при добыче, транспортировке и переработке минерального сырья.

  31. Проблемы охраны окружающей среды при добыче транспортировке и использовании топливно-энергетических ресурсов.

  32. Проблемы охраны окружающей среды при производстве конструкционных материалов.

  33. Влияние отраслей АПК на состояние окружающей среды. Проблемы восстановления плодородия почв в условиях интенсивного АПК.

  34. Экология и транспортный комплекс России. направление снижения негативного воздействия транспорта на состояние окружающей среды.

  35. Экологические проблемы урбанизации.

  36. Правовые основы рационального природопользования. Объекты охраны природы.

  37. Экономический механизм рационального природопользования и охраны окружающей среды.

  38. Виды, экономическое содержание и структура платы за природные ресурсы.

  39. Порядок исчисления платы за загрязнение окружающей среды: а) в пределах ПДВ; б) в пределах установленного лимита; в) за сверхлимитное загрязнение окружающей среды.

Усвоение текущего учебного материала


Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента


ПК-25


ПК-26

ПК-27


ПК-28
ПК-25

ПК-26


ПК-27

ПК-28


ПК-25

ПК-26


ПК-27

ПК-28


ПК-25

ПК-26


ПК-27

ПК-28



  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал