Задачам восполнения и модернизации выбывающих мощностей электроэнергетической системы России



страница1/3
Дата26.04.2016
Размер0.54 Mb.
ТипЗадача
  1   2   3



АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

О соответствии

кадрового, технологического и технико-экономического

потенциала электроэнергомашиностроительного комплекса

задачам восполнения и модернизации выбывающих

мощностей электроэнергетической системы России
За основу оценки соответствия кадрового, технологического и технико-экономического потенциала предприятий электроэнергетического машиностроения и электротехнической промышленности задачам восполнения и модернизации выбывающих энергопроизводящих и передающих мощностей электроэнергетической системы России взяты основные цели, приоритеты и этапность реализации задач развития топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) страны, определенные Правительством Российской Федерации (протокол заседания от 23 ноября 2000 г. № 39) в “Основных положениях энергетической стратегии России на период до 2020 года”.

Исходя из сроков создания (до 1,5-3 лет) и эксплуатации до выработки ресурса (от 35 до 50 лет), можно уверенно прогнозировать, что развернутое в программный период электроэнергооборудование составит основу действующего парка до 2040-2060 года. В этой связи структура генерирующих мощностей и, следовательно, производственно-технологический облик энергомашиностроительного комплекса России должны формироваться с учетом ограничений, накладываемых меняющейся в долгосрочном плане структурой запасов энергоносителей, ростом стоимости и падением объемов их добычи. Это, а также масштабы предполагаемых капитальных вложений в развитие электроэнергетики (по предварительным прогнозам - до 110-170 млрд. долл. США) потребовали оценки долгосрочного (после 2020 года) топливно-энергетического баланса страны, его соответствия направленности развития электроэнергетического комплекса.



1. Структура топливно-энергетического баланса страны

Формирование топливно-энергетического баланса страны осуществляется с опасным перекосом в направлении наращивания добычи и потребления невосполняемых углеводородных видов топлива (нефти и газа). Доля их добычи и потребления достигает 79,4%, а угля, ресурсы которого значительно превышают суммарные ресурсы нефти и газа, - 12,4 процента. Доля угля в топливно-энергетическом балансе России более чем в 2 раза ниже среднемирового уровня. Так, в 1999 году добыча, производство и потребление первичных энергоресурсов (данные приведены в исчислении к условному топливу, далее по тексту - у. т.) составили 1417,7 млн. т у. т., в том числе: нефть - 446,2 млн. т у. т. (31,4%); природный газ - 682,1 млн. т у. т. (48%); уголь - 176,9 млн. т у. т. (12,4%); электроэнергия (ГЭС и АЭС) - 92,5 млн. т у. т (6,5%); прочие - 20 млн. т у. т (1,7%).

Из-за относительной дешевизны и технологических преимуществ природного газа опасно возросла его роль в теплоэлектроэнергетике. В части централизованного производства электроэнергии и тепла в России за последние 20 лет произошла коренная переориентация на использование природного газа путем простого вытеснения других видов топлива, особенно угля. Его доля в топливном балансе электростанций России превысила 60%, а в европейской части - 70 процентов. Однако резкий рост потребления газа в теплоэлектроэнергетике не сопровождался повышением эффективности его использования. Дешевизна и доступность природного газа привели к массовому неэкономичному его сжиганию в топках камерных котлов, в то время как современные освоенные в мировой энергетике парогазовые технологии (по экспертным оценкам) позволяют сократить удельные расходы газа на выработку электроэнергии на 20-25 процентов.

В результате суммарные ресурсы газа и нефти (по данным МПР России) за последние 7 лет сократились соответственно на 4,5% и на 15,7 процента. Прирост разведанных запасов не компенсирует даже текущую их добычу. Объем геологоразведочных работ непрерывно снижается. По сравнению с 1991 годом он сократился в 3 раза, объем разведочного бурения - в 3,9 раза. За этот период не открыто ни одного крупного месторождения. Основные нефтегазовые месторождения вышли на стадии разработки с падающей добычей. Стоимость добычи по прогнозным оценкам к 2020 году возрастет в 2-3 раза. Нефтегазодобывающие компании, имея возможность практически неограниченного доступа к ранее изученным резервным месторождениям, не заинтересованы вкладывать средства в воспроизводство сырьевой базы России. Идет процесс фактического свертывания единой государственной системы специализированных геологоразведочных предприятий, утрачивается кадровый и технологический потенциал геологоразведки. При сохранении существующих тенденций к 2050 году будет полностью исчерпана подготовленная за многие годы сырьевая база нефтедобычи и в значительной степени газодобычи. Россия утратит способность их самостоятельного восполнения.

Вместе с тем, одобренные Правительством Российской Федерации “Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года” фактически не предусматривают существенного изменения структуры топливно-энергетического баланса страны, формируемого преимущественно на базе углеводородного сырья (газ, нефть) с незначительным (2-3%) ростом угольной составляющей. Воспроизводство сырьевой базы не обеспечивается. При этом прогнозируется рост экспорта газа более чем на 20% при незначительном сокращении поставок за рубеж нефти и нефтепродуктов. В 1999 году экспорт нефти и нефтепродуктов в 1,27 раза превысил внутреннее потребление, экспорт газа составил более 50% внутреннего потребления.

Долгосрочная стратегия развития топливно-энергетического комплекса, до 80% первичных энергоресурсов которого будут составлять невосполняемые запасы газа и нефти, в перспективе несет реальную угрозу энергетической безопасности России.

Ресурсы урана (по оценкам Минатома России) не обеспечивают долговременное функционирование российской атомной энергетики на действующих сегодня тепловых реакторах (открытый топливный цикл). Они позволят поддерживать возрастающий в соответствии с “Основными положениями энергетической стратегии России на период до 2020 года” уровень установленной мощности АЭС (до 30-33 млн. кВт) на тепловых реакторах (открытый топливный цикл) до 2055 года. В последующие годы их будет недостаточно для замещения выбывающих мощностей. Максимальный вариант развития атомной энергетики с выходом на установленные 52,6 млн. кВт мощности АЭС имеющимися ресурсами не обеспечивается. При этом уже к 2063 году ресурсы урана будут полностью исчерпаны.

Использование природного урана (~ 100 тыс. т), возвращаемого в Россию в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об использовании высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия (ВОУ-НОУ от 18 февраля 1993 года), и высокообогащенного урана, высвобождаемого из демонтируемого ядерного оружия, может позволить увеличить срок поддержания мощностей АЭС на тепловых реакторах (открытый топливный цикл) на стабильном уровне на 30-35 лет. Замыкание топливного цикла продлит функционирование атомной энергетики еще на 10-12 лет.

Баланс запасов и потребления российского урана при активном росте и долговременном функционировании атомной энергетики может быть обеспечен прекращением после 2010 года его экспорта с поэтапным переходом на экспорт услуг на основе давальческого сырья, переходом на новые ресурсосберегающие и воспроизводящие технологии, в первую очередь за счет создания реакторов на быстрых нейтронах (РБН) с использованием оружейного урана, оружейного и энергетического плутония.

2. Структура электроэнергетической системы, планируемые направления

ее развития и потребные затраты. Состояние основного оборудования.

Мощности энергомашиностроительного и электротехнического

комплексов России, потребные для поддержания

и развития российской электроэнергетики

Производственный потенциал электроэнергетики России составляют электростанции общей установленной мощностью до 215 млн. кВт, линии электропередачи всех классов напряжения общей протяженностью 2,66 млн. км, в т. ч. 150 тыс. км сети напряжением от 220 до 1150 кВ.

Более 90% этого потенциала объединено в Единую энергетическую систему (ЕЭС). В ее состав входят 72 региональные энергоснабжающие компании (далее - АО-энерго) и 32 мощные электростанции федерального уровня (далее - АО-элекростанции) суммарной установленной мощностью генерирующих предприятий 156,2 млн. кВт, объединенные в Холдинговую компанию РАО “ЕЭС России”; 8 АЭС суммарной установленной мощностью 17,2 млн. кВт (Концерн “Росэнергоатом”); Ленинградская АЭС установленной мощностью 4 млн. кВт и АО-энерго, не входящие в РАО “ЕЭС России” (“Татэнерго”, “Иркутскэнерго”), суммарной установленной мощностью 20,2 млн. кВт.

2.1. Структура генерирующих мощностей.

До 70% общей установленной мощности составляют теплоэлектростанции (149,6 млн. кВт), 20% - гидроэлектростанции (44,1 млн. кВт), 10% - атомные электростанции (21,3 млн. кВт). В 2000 году электроэнергетической системой России произведено 879 млрд. кВт/ч. электроэнергии и свыше 670 млн. Гкал. тепла, что обеспечило 45% суммарной потребности промышленности и населения в тепловой энергии.



Теплоэлектростанции (ТЭС) произвели 589 млрд. кВт/ч. электроэнергии, что составляет 67,5% от общего производства. Объемы топливоснабжения ТЭС составили до 285 млн. т у. т., в том числе: газ - 171,7 млн. т у. т. (60%); мазут - 25,8 млн. т у. т. (9%); уголь - 80,5 млн. т у. т. (28%); прочее топливо - 7 млн. т у. т. (3%).

Гидроэлектростанции (ГЭС) произвели 160 млрд. кВт/ч. электроэнергии (52,3 млн. т у. т.), что составляет 18,5% от общего производства.

Атомные электростанции (АЭС) произвели 130 млрд. кВт/ч. электроэнергии (42,5 млн. т у. т.), что составляет 14% от общего производства.

На 1 января 2000 г. парковый ресурс выработало 17% (37,4 млн. кВт) электроэнергетического оборудования, в т. ч. 11% ТЭС (14,9 млн. кВт) и 52% ГЭС (22,4 млн. кВт). В эксплуатации находится значительный парк морально устаревшего оборудования, имеющего низкий КПД (до 30%). Степень физического износа и технический уровень оборудования характеризуется составом оборудования ТЭС по срокам эксплуатации: от 5 до 20 лет - 35%, от 20 до 30 лет - 35%, от 30 до 50 лет - 30 процентов.

К 2010 году выработка паркового ресурса электроэнергетического оборудования (с учетом увеличения потребления электроэнергии и роста установленной мощности в объемах, предусмотренных “Основными положениями энергетической стратегии России на период до 2020 года”), по предварительным оценкам, превысит 105 млн. кВт, в т. ч. ТЭС - 71,2 млн. кВт и ГЭС - 34 млн. кВт.

К 2020 году выработка паркового ресурса электроэнергетического оборудования превысит 163 млн. кВт.

В соответствии с “Основными положениями энергетической стратегии России на период до 2020 года” ввод новых и замещающих генерирующих мощностей предусматривается осуществлять на основе сценариев (благоприятного и пониженного) развития экономики страны. Сложившаяся структура генерирующих мощностей в основном сохраняется.

К 2010 году суммарную установленную мощность электростанций России планируется увеличить на 6-14% (до 227-245 млн. кВт).

Анализ прогноза ОАО “ГВЦ Энергетики” позволяет сделать вывод, что с 2001 по 2010 год из эксплуатации планируется вывести: турбины суммарной мощностью до 9,6 млн. кВт (закупить - до 10,4 млн. кВт), генераторы к паровым, газовым и гидравлическим турбинам суммарной мощностью до 8,5 млн. кВт (закупить - до 11,4 млн. кВт).

С учетом этого, для реализации планов развития электроэнергетики до 2010 года (увеличение установленной мощности до 227-245 млн. кВт) и замещения заявленного к выводу электроэнергетического оборудования потребуется (в зависимости от сценария развития экономики страны) ввести на электростанциях России от 22 до 40 млн. кВт мощностей (от 2,2 до 4 млн. кВт мощностей в год). При этом остаточный объем отработавшего парковый ресурс электроэнергетического оборудования сохранится на уровне 90 млн. кВт (до 40% установленной мощности).

К 2020 году суммарную установленную мощность электростанций России предусматривается увеличить на 21-54% (до 260-330 млн. кВт). При этом основой электроэнергетики России на всю рассматриваемую перспективу останутся тепловые электростанции, удельный вес которых в структуре установленной мощности практически сохраняется (2000 г. - до 70%) и к 2020 году составит 67-70% (174-233 млн. кВт). Удельный вес АЭС в структуре установленной мощности составит 15-20% (52,6 млн. кВт).

Исходя из этого, “Основными положениями энергетической стратегии России на период до 2020 года” при благоприятном варианте развития экономики страны в период 2011-2015 гг. на замену старого оборудования и обеспечения прироста потребности предусматривается вводить 15 млн. кВт (9,85 млн. кВт - пониженный вариант) и в период 2016-2020 гг. - до 20 млн. кВт (15,2 млн. кВт - пониженный вариант) генерирующих мощностей в год. Этим определяются потребные мощности предприятий энергомашиностроения.

Таким образом, “Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года” в части электроэнергетики не предусматривают снижения объемов использования углеводородных видов топлива (нефти и газа), что неизбежно ведет к угрожающему энергетической безопасности страны нарастанию перекоса ее топливноэнергетического баланса.

2.2. Электрические сети энергообъединений России включают линии электропередачи (ЛЭП) и электрические подстанции (ПС).

Протяженность воздушных линий электропередачи напряжением 0,38-1150 кВ составляет 2,5 млн. км, кабельных линий напряжением 0,38-220 кВ - 131 тыс. км. В электрических сетях эксплуатируются 17,6 тыс. электрических подстанций (напряжением 35 кВ и выше) общей установленной мощностью 609,1 млн. кВА.

По данным Департамента электрических сетей РАО “ЕЭС России”, износ основных фондов электрических сетей на 1 января 2001 г. составил в среднем 40%, подстанционного оборудования - 63,4 процента. Более 30% силовых автотрансформаторов (мощностью 125 МВА и более) и 40% шунтирующих реакторов (мощностью 60 МВА и более) отработали на силовых подстанциях (ПС 330 - 750 кВ и ПС 500 - 750 кВ) свыше 20 лет. Срок эксплуатации 24% выключателей и разъединителей напряжением 110 - 750 кВ в сетях “ЕЭС России” превышает 25 лет.

В соответствии с планируемой Департаментом электрических сетей РАО “ЕЭС России” потребностью, до 2010 года должна быть обеспечена замена силовых трансформаторов общей мощностью 37,6 млн. кВА, реакторов (шунтирующих) общей мощностью 6,46 млн. кВА, выключателей - свыше 1400 шт.

Оценки “Проектно-изыскательского и научно-исследовательского института по проектированию энергетических систем и электрических сетей “Энергосетьпроект” в значительной степени отличаются от оценок Департамента электрических сетей РАО “ЕЭС России”. Исходя из них, до 2010 года замене подлежат силовые трансформаторы общей мощностью свыше 219 млн. кВА, реакторы (шунтирующие) общей мощностью 2,52 млн. кВА, выключатели - свыше 12,6 тыс. шт. Особенно велика потребность во всех видах оборудования для электрических сетей 110 и 220 кВ, являющихся основными распределительными сетями энергосистемы. Общие капиталовложения по реконструкции и техперевооружению воздушных линий и подстанций (110 кВ и выше) оцениваются свыше 4,8 млрд. долл. США.

С учетом этого, а также предстоящего реформирования электроэнергетики (постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 526) с созданием федеральной сетевой компании, где государство планирует иметь контрольный пакет акций, инвестиционная политика РАО “ЕЭС России” должна быть скорректирована в части обеспечения максимального восстановления и развития электрических сетей. Это позволит в дальнейшем избежать дополнительного расходования бюджетных средств на эти цели.



3. Структура энергомашиностроительного и электротехнического комплексов Российской Федерации, соответствие задачам восполнения и модернизации

основного оборудования электроэнергетической системы России.

Государственное регулирование деятельности предприятий

и организаций электроэнергетического машиностроения

и электротехнической промышленности

3.1. Энергомашиностроительный и электротехнический комплексы Российской Федерации составляли основу электроэнергетической и электротехнической отраслей промышленности СССР, ориентированных на крупносерийные поставки энергетического оборудования. Минэнергомаш, Минатомэнергопром, Минэлектротехпром СССР являлись крупнейшими в мире корпоративными структурами, в ведении которых находились все организации и предприятия, непосредственно занимавшиеся разработкой и производством энергетического оборудования. Структура электроэнергомашиностроения исторически, в силу экономических и политических условий формировалась, исходя из необходимости иметь замкнутый цикл разработки и производства современного энергетического оборудования, позволяющий обеспечить экономическую, технологическую и энергетическую безопасность страны.

С ликвидацией Советского Союза Россия стала одним из ведущих мировых центров электроэнергомашиностроения, имеющих научно-исследовательскую, экспериментальную, сырьевую и промышленную базу, обеспечивающую разработку и производство всего спектра современного на тот период энергетического оборудования.

По номенклатуре выпускаемой продукции предприятия энергомашиностроения и электротехнической промышленности России в основном сохранили способность обеспечить восполнение и модернизацию выбывающих энергопроизводящих и передающих мощностей России.

Вместе с тем, сложившаяся за многие годы система государственного регулирования и управления уникальным научно-промышленным комплексом, обеспечивавшим развитие и бесперебойную работу сложнейшей многофункциональной энергетической системы России (добыча, транспортировка и переработка первичных энергоносителей, производство и передача электроэнергии и тепла), фактически демонтирована.

Объективно необходимые структурные преобразования энергомашиностроительного комплекса, непосредственно определяющие долгосрочную стратегию его развития, Правительством Российской Федерации спланированы не были. В условиях общего экономического кризиса, сокращения государственного заказа, падения платежеспособного спроса на внутреннем и утраты позиций на внешнем рынке структурные преобразования приобрели характер вынужденного неуправляемого свертывания науки и производства. Единые технологически связанные отрасли промышленности были раздроблены на самостоятельные слабо координируемые предприятия. В ряде случаев проведено расчленение основного производства ряда крупнейших промышленных предприятий на множество мелких подразделений, что ставит под угрозу возможность обеспечения единства уникального технологического процесса. Важнейшая часть производства энергетического оборудования, в т. ч. изготовление заготовок сварных роторов и отливок стальных для корпусов турбин, лопастей для турбин ГЭС, толстостенных труб, крупногабаритных кованых и литых заготовок, осталось на территории Украины (Новокраматорский машиностроительный завод имени В.И. Ленина, Краматорский завод “Энергомашспецсталь”).

Ведущие производители Европы, США, Японии (компании “Сименс”, “АВВ”, “Митсубиси”, “Дженерал Электрик” и др.) в полной мере использовали применительно к рыночной экономике опыт СССР по созданию интегрированных структур. Наряду с техническими и экономическими соображениями, необходимость интеграции производителей энергетического оборудования диктовалась стремлением объединить усилия по завоеванию внешнего рынка, устранив при этом конкуренцию на внутреннем. В результате именно они сегодня контролируют мировой рынок энергетического и электротехнического оборудования.

Россия в сжатые сроки ликвидировала унаследованный от СССР централизованный механизм административного и экономического управления отраслями. Для этого использовались ускоренная приватизация, бессистемная конверсия, снижение уровня государственной поддержки, реорганизация федеральных органов исполнительной власти. При этом структуры, способные в условиях рыночных отношений обеспечить государственное регулирование производства, созданы не были. Объективно необходимые преобразования системы управления отраслями были подменены непрерывным процессом реорганизации (фактически поэтапной ликвидации) федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию единой государственной научно-технической и промышленной политики в области энергомашиностроения и электротехнической промышленности. С 1991 года они реформировались шесть раз, теряя высококвалифицированных специалистов, утрачивая возможности, волю и рычаги управления. На 1 декабря 2001 г. в штатном расписании Минпромнауки России предусмотрен один специалист, связанный с государственным регулированием энергомашиностроения.

Это, а также отсутствие информации о производственно-экономических показателях крупнейших предприятий, не позволяет Минпромнауки России не только осуществлять государственное регулирование, но и просто отслеживать складывающуюся ситуацию. Для макроэкономического анализа используются данные обобщенного учета Госкомстата России, ряд показателей которого, как показала проверка, недостоверны.

Кроме того, фактическая ликвидация системы государственного регулирования в стратегически важной для национальной безопасности сфере - энергетике привела к расчленению ранее координируемых Госпланом СССР топливно-энергетического и энергомашиностроительного комплексов на отдельные ресурсоемкие, фактически даже информационно не увязанные на государственном уровне, зачастую противоборствующие структуры (производители первичных энергоресурсов, энергопроизводящие компании, производители энергетического оборудования). В результате электроэнергетика структурно развивается в направлении, фактически увеличивающем потребление невосполняемых углеводородных видов топлива (нефти и газа), что неизбежно ведет к наращиванию угрожающего национальной безопасности перекосу в топливно-энергетическом балансе страны.

В соответствии с законами рынка сложившаяся структура электроэнергетики формирует лишенный стратегической перспективы баланс производственных мощностей предприятий энергомашиностроения.



3.2. Практически все предприятия, работающие в области энергомашиностроения и электротехнической промышленности, приватизированы. Акциями более 60% приватизированных предприятий владеют иностранные физические и юридические лица. Государство сохранило пакеты акций только 5 предприятий энергетического машиностроения и 2 предприятий электротехнической промышленности. Однако это не привело к повышению эффективности их работы. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности, кадровый состав, состояние производственной и технологической базы проверенных и обследованных предприятий в постприватизационный период значительно ухудшились (Разделы Аналитической записки №№ 4, 5).

Фактический порядок приватизации ряда предприятий энергомашиностроения и электротехнической промышленности не соответствовал действовавшему законодательству Российской Федерации, эффективное управление государственными пакетами акций организовано не было.

Государственное предприятие “Волгодонское производственное объединение атомного энергетического машиностроения “Атоммаш” (далее - ГП ПО “Атоммаш”) создавалось для производства уникального оборудования - первого контура атомных электростанций с водо-водяными реакторами корпусного типа, а также основного оборудования для реакторов на быстрых нейтронах и атомных станций теплоснабжения (приказ МЭМ СССР от 26 декабря 1987 г. № 363). Более 60% станочного оборудования предприятия составляли уникальные станки, купленные за рубежом. Расчетная проектная мощность завода - 8 комплектов реакторного оборудования ВВЭР-1000 в год, достигнутая на конец 1989 года - 4 комплекта.

По распоряжению Правительства Российской Федерации (от 21 августа 1992 г. № 1542-р) ГП ПО “Атоммаш” преобразовано в акционерное общество открытого типа “Атоммаш” (далее - АООТ “Атоммаш”). После проведения чековых аукционов в государственной собственности оставалось 30% акций и 1 “золотая акция” АООТ “Атоммаш”.

Свертывание работ по развитию атомной энергетики привело предприятие к накоплению значительной кредиторской задолженности (243,09 млрд. рублей по состоянию на 1.10.1995 г.). На основании определения Арбитражного суда Ростовской области (по иску территориального агентства ФУДН) от 29.11.1995 г. было назначено внешнее управление имуществом АООТ “Атоммаш” сроком на 18 месяцев с введением моратория на удовлетворение требований кредиторов.

Арбитражным управляющим по предложению Ростовского территориального агентства ФУДН был назначен А.Ю. Степанов, являвшийся на момент назначения первым вице-президентом (с 1996 года - генеральным директором) АООТ “Энергомашкорпорация” (г. Москва). В течение года АООТ “Энергомашкорпорация” скупила 10,8 % акций и свыше 40% кредиторской задолженности АООТ “Атоммаш”.

Это позволило, при прямой поддержке руководства территориального управления ФУДН по Ростовской области (Т.А. Грамотенко) - второго по значению кредитора, арбитражному управляющему А.Ю. Степанову провести решение о создании открытого акционерного общества “ЭМК Атоммаш” (протокол собрании кредиторов АООТ “Атоммаш” от 22.11.1996 г. № 3). При этом учредителями ОАО “ЭМК Атоммаш” с уставным капиталом в 1400 млрд. рублей стали АООТ “Атоммаш” (85,7% уставного капитала) и ОАО “Энергомашкорпорация” (14,3%). В качестве вклада в уставный капитал АООТ “Атоммаш” (г. Волгодонск) внесло принадлежавшее ему имущество (наиболее ликвидные основные фонды, оборотные средства и нематериальные активы) на сумму, равную 1200 млрд. рублей.

Фактически был произведен увод наиболее ликвидного имущества и основных производственных фондов АООТ “Атоммаш” в обмен на акции ОАО “ЭМК Атоммаш”, ликвидная стоимость которых в 1997 году была снижена до 30% от номинальной. На балансе АООТ “Атоммаш” оставалось лишь имущество, не задействованное в производственном цикле, а также замещенные активы в виде акций ОАО “ЭМК Атоммаш”. АООТ “Атоммаш” фактически прекратило производственную деятельность. По состоянию на 1 апреля 1999 года в АООТ “Атоммаш” работали лишь 25 человек из числа работников ликвидационной комиссии и аппарата конкурсного управляющего (С.В. Чесский).

В ходе внешнего управления (арбитражный управляющий А.Ю. Степанов) кредиторская задолженность АООТ “Атоммаш” выросла и по балансу на 1 июля 1997 г. составила уже 526,7 млрд. рублей, дебиторская - 106 млрд. рублей, в т. ч. безнадежная к взысканию - 4,9 млрд. рублей Произошел рост убытков, составивших 563,2 млрд. рублей, в т. ч. от основной деятельности - 40,6 млрд. рублей, а долгосрочные финансовые вложения представляли собой в основном средства, вложенные в акции ОАО “ЭМК Атоммаш” и коммерческих банков на сумму 696,1 млрд. рублей

Таким образом, в результате проведения внешнего управления кредиторская задолженность АООТ “Атоммаш” выросла более чем в 2 раза (погашено лишь 46,97 млн. рублей), 6,3 тыс. работников переведены на работу в ОАО “ЭМК Атоммаш”, ликвидные активы (акции ОАО “ЭМК Атоммаш”) были скуплены ОАО “Энергомашиностроительная корпорация”. Как следует из представленных в Счетную палату документов, в настоящее время владельцем 100% акций ОАО “ЭМК Атоммаш” является ОАО “Энергомашкорпорация” (г. Вельск Архангельской области; генеральный директор - А.Ю. Степанов).

В связи с окончанием 29.05.1997 г. срока внешнего управления и не достижением его цели, решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.09.1997 г. внешнее управление имуществом АООТ “Атоммаш” было прекращено, и предприятие признано несостоятельным (банкротом) с его последующей принудительной ликвидацией (решение зарегистрировано постановлением главы администрации г. Волгодонска от 25.11.1999 г. за № 1898).

Таким образом, при прямом участии должностных лиц ФУДН и его территориального агентства в Ростовской области (Т.А. Грамотенко) государству фактически был нанесен материальный ущерб: изъяты из государственной собственности 30% акций АООТ “Атоммаш” (наиболее ликвидные основные фонды, оборотные средства и нематериальные активы предприятия в ноябре 1996 года были оценены на сумму 1200 млрд. рублей) и переданы ОАО “ЭМК Атоммаш”.

Государственное предприятие “Невский завод” им. Ленина неправомерно приватизировано порядком, установленным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 721. Действие Указа не распространялось на это предприятие, поскольку его правовой статус ранее был приведен в соответствие с законодательством Российской Федерации (п. 1 Указа). Проведение приватизации порядком, установленным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 721, привело к неполному учету имущества приватизируемого предприятия, создало условия для незаконного распоряжения и использования государственной собственности образованными на его основе негосударственными предприятиями и организациями.

Инвентаризация и оценка принадлежащей государству интеллектуальной собственности (фирменное наименование, товарный знак “НЗЛ”, конструкторско-технологическая документация) не проводились. Вновь созданным акционерным обществам она не передавалась. После приватизации ГП “Невский завод” им. Ленина принадлежащая государству интеллектуальная собственность была введена в хозяйственный оборот созданными на его основе арендными предприятиями и обособленными подразделениями, впоследствии преобразованными в хозяйственные общества.

Приватизация проведена без учета специфики предприятия. Комитетом по управлению городским имуществом мэрии Санкт-Петербурга не были выполнены требования указов Президента Российской Федерации от 14 октября 1992 г. № 1230 “О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду” (п. 2.3) и от 14 октября 1992 г. № 1231 “Об утверждении типового положения о комитете по управлению имуществом” (п. 3.2.), что не позволило реализовать решение о преобразовании ГП “Невский завод” им. Ленина в акционерное общество единым технологическим комплексом (п. 1 распоряжения КУГИ от 29 апреля 1993 г. № 167-р), фактически способствовало его расчленению, утрате управления единым технологическим циклом разработки и производства турбокомпрессорного оборудования.

Производство конкурентоспособных газовых турбин российской разработки остановлено. С этого сегмента рынка энергетического оборудования АООТ “Невский завод” фактически вытесняется совместным предприятием ООО СП “Альстом Пауэр Невский”, которому АООТ “Невский завод” передало в аренду крупнейший цех с наиболее современным оборудованием. В 1994 году бывший Генеральный директор АООТ “Невский завод” (В.Л. Туркин) в качестве вклада в уставный капитал совместного предприятия ТОО СП “АББ Невский” (далее - ООО СП “Альстом Пауэр Невский”, АООТ “Невский завод”, Общество) передал принадлежащие государству права на использование всех чертежей, руководств, другой технической документации, саму документацию, а также права на сервисное обслуживание и изготовление 6 типов газовых турбин и компрессоров, оцененных на сумму 568430 долл. США (акт от 30 декабря 1994 г.), тем самым государству был нанесен материальный ущерб. Сегодня ООО СП “Альстом Пауэр Невский”, не прекращая работ по восстановлению выработавших ресурс газовых турбин российского производства, ускоренно готовит производство других типов турбин на базе шведской документации.

При сохранении существующего положения, АООТ “Невский завод”, располагая уникальной научно-производственной базой, фактически превращается в ремонтное предприятие.

Управление государственными пакетами акций АООТ “Невский завод” должным образом не организовано. Крупнейшими владельцами обыкновенных акций Общества являются иностранные компании: АББ ИСТ ВЕНЧЕРЗ ОЮ (Финляндия) - 18,2% и NOVAYA B.V. (Нидерланды) - 14,8%, совокупный пакет акций которых с 1997 года является блокирующим. Российской Федерации принадлежит 20%, из них 5% - привилегированные акции типа “Б” и 15% - обыкновенные голосующие. Однако из 9 членов Совета директоров АББ ИСТ ВЕНЧЕРЗ ОЮ и NOVAYA B.V. (33% акций) представляют трое, в то время как Российская Федерация (15% обыкновенных голосующих акций) имеет одного представителя.

Государственное предприятие “Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И.И. Ползунова” неправомерно приватизировано порядком, установленным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 721. Действие Указа не распространялось на это предприятие, поскольку его правовой статус ранее был приведен в соответствие с законодательством Российской Федерации (п. 1 Указа). Проведение приватизации порядком, установленным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 721, привело к неполному учету имущества приватизируемого предприятия, создало условия для незаконного распоряжения и использования государственной собственности.

Инвентаризация и оценка принадлежащей государству интеллектуальной собственности (фирменное наименование, товарный знак, конструкторско-технологическая документация) не проводились. Права государства на принадлежащую ему интеллектуальную собственность закреплены не были. Не была она внесена и в качестве вклада в уставный капитал создаваемого акционерного общества, что привело не только к занижению вклада государства в уставный капитал, но и к бесконтрольному и безвозмездному ее использованию.

Приватизация проведена без учета специфики предприятия. При преобразовании государственного предприятия в акционерные общества этот уникальный, работавший в едином технологическом цикле исследовательский и проектно-конструкторский комплекс, был расчленен. К моменту принятия Правительством Российской Федерации решения о приватизации ГП “Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И.И. Ползунова” единым имущественным комплексом (распоряжение от 6 мая 1994 г. № 646-р) “Опытный котлотурбинный завод” фактически был выведен из структуры объединения и приватизирован самостоятельно (3 июня 1993 г.).

Управление государственным пакетом акций осуществлялось неэффективно. Госкомимуществом России (и его правопреемниками) до мая 1996 года не было обеспечено представление интересов государства в Совете директоров АООТ “НПО ЦКТИ” по закрепленному в федеральной собственности пакету акций (38%), а до 1999 года не было обеспечено пропорциональное размеру пакета количество членов Совета директоров, что не позволяло управлять (проводить решения) при наличии блокирующего пакета акций.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал