Задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по экологии



Скачать 378.42 Kb.
страница1/3
Дата25.04.2016
Размер378.42 Kb.
  1   2   3
Задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по экологии.

г. Майкоп -2015-2016учебный год.5-6 класс.

Дорогие ребята!

Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской

олимпиады школьников по экологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы требуют применения не только

знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода.

Успеха Вам в работе!
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать- 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Экология – наука, изучающая:

а) влияние загрязнений на окружающую среду

б) влияние загрязнений на здоровье человека

в) влияние деятельности человека на окружающую среду

г) взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания, в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами

2. В непосредственной близости от автозаправочной станции лучше всего располагать:

а) зеленые растения в) дом отдыха

б) школу г) военный склад

3.Атмосферный воздух наименее загрязнён:

а) возле котельных в) в лесу

б) у автодорог г) возле промышленных предприятий

предприятий



4. Из перечисленных деревьев хвойными являются:

а) берёза в) осина

б) сосна г) тополь

5. Детский оздоровительный лагерь лучше всего располагать:

а) в лесу в) в центре города

б) рядом с оживлённым шоссе г) на территории промышленного

предприятия



6. Связь растений со средой их обитания проявляется:

а) в поглощении воды и минеральных солей из почвы

б) в передвижении веществ в растении

в) в движении цитоплазмы в клетке

г) в расположении органелл в клетке

7.Первой средой, которую заселили живые организмы, была:

а). почвенная; б). водная;

в) наземно-воздушная; г). другие организмы
8.Особо охраняемая территория, полностью изъятая из хозяйственного пользования с целью сохранения в естественном состоянии природного комплекса:

а). заказник; б). заповедник;

в). памятник природы; г). Национальный парк
9.Ограничителем беспредельного роста численности вида является:

а). гибель от инфекционных заболеваний; б). влияние хищников;

в). недостаток пищи; г). все верно
10.Явление замора, то есть массовой гибели обитателей водоемов зимой, вызывается:

а). отсутствием света; б). недостатком кислорода;

в). избытком кислорода; г). присутствием ионов железа

II. Выберите правильные суждения: Максимальное количество баллов, которое можно набрать- 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов
1. Начало любой цепи - это зеленое растение, поглощающее солнечную энергию.

2. Виды, живущие в строго определенных условиях, обладают широкой экологической приспособленностью.

3. На территории памятников природы запрещен доступ посетителей.

4. Растения растут всю жизнь.

5. Процесс естественного проникновения и расселения живых организмов в места, где они раньше не обитали, называется иммиграцией.

6. Все существующие на Земле организмы объединены в 5 царств.

7. Самые крупные и тяжелые животные обитают в водной среде.

8. Национальные парки создаются для сохранения природных сообществ и одновременно для привлечения туристов и отдыхающих.

9. Жизнь на Земле существует за счет человека.

10. Планктон – это органический ил и остатки организмов в водной среде.




III. Решите задачи: Максимальное количество баллов, которое можно набрать- 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов
1. Жуки-короеды одного вида населяют нижнюю часть ствола дерева, жуки другого вида – верхнюю его часть, некоторые виды жуков обитают на ветках, корнях. Какое значение имеет разница в выборе места обитания для этих насекомых?
2. Два растения были посажены в глиняные горшки с одинаковой почвой и уход за ними был одинаковый, но стенки одного горшочка были покрашены масляной краской. Где будет лучше развиваться растение

Задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по экологии.

г. Майкоп -2015-2016учебный год.7-8класс.

Дорогие ребята!

Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской

олимпиады школьников по экологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы требуют применения не только

знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода.

Успеха Вам в работе!
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать- 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Экология – наука, изучающая:

а) влияние загрязнений на окружающую среду;

б) влияние загрязнений на здоровье человека;

в) влияние деятельности человека на окружающую среду;

г) взаимоотношения организмов между собой и окружающей их средой.
2. Территория, занимаемая популяцией, называется:


а) пространством;

б) зоной;

в) ареалом;

г) участком.



3. К числу видов, встречающихся в экосистемах тундры, нельзя отнести




а) карликовую березу;

б) голубику;

в) морошку;

г) волчье лыко



.
4. Сигналом к сезонным изменениям для животных и растений является


а) температура;

б) длина светового дня;

в) количество пищи;

г) влажность.



5. К числу видов гелиофитов нельзя отнести




а) сосну обыкновенную;

б) лиственницу;

в) ель обыкновенную;

г) дуб черешчатый.





6. Если на перья водоплавающих птиц попадает нефть или мазут:

а) перья прилипнут к телу; оно приобретает более обтекаемую форму, поэтому птица будет затрачивать меньше энергии при полете;

б) мазут неприятен на вкус; хищники перестанут охотиться за птицами, поэтому их численность увеличится;

в) перья и пух слипнутся, вода будет легко проникать к коже, птицы погибнут от переохлаждения;

г) свойства оперения практически не изменятся.
7. Среди перечисленных экосистем естественным биоценозом не является:


а) лес;

б) болото;

в) сад;

г) луг.


8. Бентосом называют совокупность организмов, обитающих:




а) в толще водоема;

б) в береговой зоне;

в) на дне водоема;

г) на морском острове



.
9. Ярким примером приспособлений к недостаточной освещенности является такая жизненная форма растений, как:


а) лианы;

б) суккуленты;

в) кустарники;

г) стланики.



10. Эталонами естественной природной среды являются:




а) заказники;

б) национальные природные парки;

в) заповедники;

г) памятники природы.



11. Экологическую нишу растения можно установить по:




а) жизненной форме;

б) величине;

в) числу побегов;

г) местообитанию.



12. Рельеф, климат, вода, почва, воздух относятся к:




а) биотическим факторам;

б) абиотическим факторам;

в) антропогенным факторам;

г) эдафическим факторам.



13. Экологически чистые источники энергии:




а) тепловые электростанции;

б) дизельные двигатели;

в) атомные электростанции;

г) солнечные батареи.





14. Массовая гибель рыбы при разливе нефти в водоемах связана с уменьшением в воде:


а) световой энергии;

б) кислорода;

в) углекислого газа;

г) солености.



15. Существующие среды обитания организмов:




а) водная среда;

б) почвенная;

в) морская;

г) наземно-воздушная.

Исключите неверный ответ.

16. К естественной экосистеме относится:




а) посадка сосны;

б) поле пшеницы;

в) водохранилище;

г) болото.



17. Вещества, используемые в сельском хозяйстве для уничтожения насекомых:




а) фитонциды;

б) гербициды;

в) инсектициды;

г) репелленты.



18. К антропогенному загрязнению атмосферного воздуха относится:




а) вулканическая деятельность;

б) ветровая эрозия;

в) дым от ТЭЦ;

г) массовое цветение растений.





19. Организмы, не нуждающиеся в готовых органических соединениях другого организма:


а) синантропы;

б) автотрофы;

в) консументы;

г) гетеротрофы.



20. Обычный для животных путь приспособления к неблагоприятным периодам:




а) миграция;

б) интродукция;

в) ароморфоз;

г) конкуренция.



21. За какой ресурс могут конкурировать шмель и пчела:




а) семена пшеницы;

б) ионы калия;

в) вода;

г) нектар.



22. Какой компонент экосистемы нельзя отнести ни к живым, ни к неживым условиям среды?




а) вода;

б) углекислый газ;

в) почва;

г) кислород.





23. Укажите термин, который выпадает из предложенного ряда


а) консумент;

б) конкурент;

в) редуцент;

г) продуцент.



24. Единственный экологически оправданный способ борьбы с промышленными отходами это:




а) сжигание;

б) закапывание;

в) хранение в контейнерах;

г) утилизация.



25. Основная причина кислотных дождей – наличие в атмосфере Земли:




а) угарного газа;

б) углекислого газ;

в) сернистого газа;

г) аэрозолей.



26. К антропогенным источникам загрязнения окружающей среды не относятся:




а) транспорт;

б) сельское хозяйство;

в) вулканы и гейзеры;

г) промышленность.



27. Основоположником учения о биосфере является:




а) И.И. Мечников;

б) Ю. Либих;

в) В.Н. Сукачев;

г) В.И. Вернадский.



28. Самым крупным потребителем воды в России является:




а) сельское хозяйство;

б) тяжёлая промышленность;

в) жилищно-коммунальное хозяйство;

г) лёгкая промышленность.



29. Началом пищевой цепи в водных экосистемах являются:




а) рыбы;

б) икра рыб;

в) планктон;

г) мальки рыб


30. Биоиндикатор чистой воды:

а


) роголистник;

б) ряска;

в) рдест;

г) водокрас.




Задание 2

Письменно обоснуйте ответ .Каждая задача оценивается в 2 балла

1. Добыча или уничтожение диких животных, ловля рыбы с нарушением порядка, установленного действующим законодательством и правилами, называется . . . (ответ поясните).


2. Ученикам очень хотелось, чтобы в их классе всю зиму зеленела березка. Весной они осторожно выкопали деревце, высадили в большую специальную посудину, принесли в комнату и поставили около окна. Березка прижилась, но осенью, несмотря на уход, листья ее пожелтели и опали. В чем причины этого явления?
Задание 3.

Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ – 2 балла, обоснование правильного ответа – от 0 до 2 баллов). Максимальное кол-во баллов за тест – 4.
. Кислотные дожди образуются:

а) в атмосфере;

б) в реках. Морях и океанах;

в) в земной коре;



г) в почве.

Задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по экологии.

г. Майкоп -2015-2016учебный год.9класс.

Дорогие ребята!

Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской

олимпиады школьников по экологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы требуют применения не только

знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода.

Успеха Вам в работе!
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать- 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Экологическая ниша:

  1. Территория, которую занимает популяция;

  2. Сообщество живых организмов, с которыми взаимодействует популяция;

  3. Природное сообщество, в котором существует популяция;

  4. Комплекс факторов среды, в которых существует популяция.

2. Характерный пример информационного экологического фактора для зайца – это:

  1. Скорость ветра;

  2. Запах хищника;

  3. Влажность воздуха;

  4. Температура почвы.

3. Рельеф, климат, почва, воздух относятся к:

  1. Биотическим факторам;

  2. Абиотическим факторам;

  3. Антропогенным факторам;

  4. Географическим факторам.

4. Наиболее эффективно проявляется действие экологического фактора на организм при его значениях:

  1. Минимальных;

  2. Максимальных;

  3. Оптимальных;

  4. Минимальных и максимальных.

5. Экологические факторы воздействуют на живые организмы:

  1. Одновременно и совместно друг с другом;

  2. Одновременно и изолированно друг от друга;

  3. Совместно друг с другом, но в определенной последовательности;

  4. Изолированно друг от друга и в определенной последовательности.

  1. У земноводных, живущих в умеренном климате, в результате эволюции сформировалась приспособленность к перенесению неблагоприятных условий:

    1. Оцепенение;

    2. Запасание корма;

    3. Перемещение в теплые районы;

    4. Изменение окраски.

7. Наиболее опасным для существования популяции птиц является:

  1. Появление нового паразита;

  2. Уменьшение количества корма на данной территории;

  3. Увеличения численности хищника;

  4. Наводнение.

8. Процессы притока, вселения особей называют:

  1. Конкуренцией;

  2. Эмиграцией;

  3. Иммиграцией;

  4. Трансплантацией.

9. Графически ситуацию нелимитируемого роста популяции можно представить в виде:

  1. Экспоненциальной кривой;

  2. Логистической кривой;

  3. Прямой линии;

  4. Синусоиды.

10. Выберите показатель, который характеризует плотность населения популяции:

  1. 10 особей;

  2. 10 штук в год ;

  3. 10 особей/м2

  4. 10 тонн/га в год.


11. Возрастная структура популяции характеризуется:

  1. Соотношением женских и мужских особей;

  2. Численностью особей;

  3. Соотношением молодых и половозрелых особей;

  4. Ее плотностью.

12.Увеличению численности популяции жертв способствует:

  1. Сокращение численности хищников;

  2. Увеличение численности паразитов;

  3. увеличение численности конкурентов;

  4. уменьшение численности симбиотов.

13. Популяции лосей и синиц в лесу напрямую не влияют друг на друга. Данный тип взаимодействия называется:

  1. Нейтрализм

  2. Аменсализм

  3. Мутуализм

  4. Протокооперация


14. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое –либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, например, взаимоотношения между акулой и рыбой-прилипалой – называется:

  1. Протокооперация

  2. Мутуализм

  3. Комменсализм

  4. Аменсализм

15. Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений по типу хищничества является совместное существование:

  1. Росянки и насекомых;

  2. Вороны и галки;

  3. Муравьев и божьих коровок;

  4. Рыжего и черного тараканов.

16. Сообщество живых организмов, обитающих совместно:

  1. Биогеоценоз;

  2. Биотоп;

  3. Биоценоз;

  4. Экосистема.

17. Наиболее интенсивный круговорот веществ характерен для экосистемы:

  1. Дубравы;

  2. Тайги;

  3. Пустыни;

  4. Степи.

18. Продуктивность экосистемы при смене одного биогеоценоза другим (экологическая сукцессия):

  1. Уменьшается;

  2. Увеличивается;

  3. Не изменяется;

  4. В одних случаях уменьшается, в других – увеличивается.


19. Правильно составленная вторичная экологическая сукцессия:

  1. пожарище→ лишайники и водоросли→ травы и кустарники→ельник→березняк→дубрава;

  2. скалы→лишайники и водоросли→мхи и папоротники→травы и кустарники→березняк→смешанный лес→ельник;

  3. вырубка→травы и кустарники→березняк→смешанный лес→ельник;

  4. пустошь→мхи и папоротники→травы и кустарники→смешанный лес→березняк→дубрава.

20. Жизнь можно обнаружить:

  1. В любой точке биосферы;

  2. В любой точке Земли;

  3. В любой точке биосферы, кроме Антарктиды и Арктики;

  4. В биосфере и за её пределами.

21. Представители этой группы организмов могут выполнять функции продуцентов водных экосистемах:

  1. Бактерий;

  2. Моллюсков;

  3. Грибов;

  4. Рыб.

22. Пестициды не рекомендуются сейчас для уничтожения вредителей сельского хозяйства, потому что они:

  1. Очень дорогостоящие;

  2. Разрушают структуру почвы;

  3. Обладают малой избирательностью действия;

  4. Снижают продукцию агроценоза.


23. Накопление в атмосфере углекислого газа в результате антропогенного воздействия может вызвать:

  1. Образование озоновых дыр;

  2. Климатические сдвиги;

  3. Усиление образования органических веществ фотосинтезирующими организмами;

  4. Образование ископаемых форм углерода: угля, нефти и природного газа.

24. К каким негативным экологическим последствиям может привести орошение пустынь?

  1. Засоление почв;

  2. Распространение ветровой эрозии;

  3. Образование глеевого горизонта в почве;

  4. Образование глубоких оврагов.

25. Наиболее опасной причиной обеднения биологического разнообразия – важнейшего фактора устойчивости биосферы – является:

  1. Прямое истребление;

  2. Химическое загрязнение среды;

  3. Физическое загрязнение среды;

  4. Разрушение мест обитания

26. Рациональное питание предполагает соблюдение человеком некоторых требований. Укажите рекомендацию, которая таким требованием НЕ является.

  1. Энергетическая ценность пищи должна соответствовать энергетическим затратам организма;

  2. Растительная пища должна приниматься отдельно от животной;

  3. Должна соблюдаться определенная пропорция при дробном (3-4 кратном) приеме пищи;

  4. Должна обеспечиваться потребность организма в ненасыщенных жирных кислотах.

27. Молоко коров, пасущихся на пастбище, богаче витамином D, чем молоко коров, постоянно находящихся в коровнике. Объясните почему.

  1. Животные получают более сочную и свежую траву;

  2. Животные питаются на воздухе, содержащем больше кислорода и меньше углекислого газа;

  3. Кожа получает большую дозу ультрафиолетовых лучей;

  4. Животные испытывают больше положительных эмоций.


28. При интенсивном потоотделении в условиях повышенной температуры во внешней среде и большой физической нагрузки необходимо возмещение потерянной жидкости. Для этого следует:

  1. Пить воду, лучше дистиллированную;

  2. Употреблять напитки: подсоленный чай, минеральную воду, фруктовые и овощные соки;

  3. Терпеть жажду;

  4. Употреблять энергетические напитки.

29. Внешние факторы, способствующие нарушению осанки у школьников:

  1. Несоответствие парты длине тела;

  2. Неправильное положение тела при сидении за партой;

  3. Длительные ассиметричные движения тела при выполнении физической работы;

  4. Всё верно.

30. Среди изображенных знаков экомаркировки найдите российский символ.

vitality leaf npa natural standard logo green certificate: latvia logo environmentally friendly label: croatia logo

A. B. C. D.


Задание 2

выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным
1. Охарактеризуйте взаимодействие человека с видами фитоценоза при вытаптывании трав в походе как:

  1. Хищничество;

  2. Аменсализм;

  3. Паразитизм;

  4. Симбиотрофия с элементами травоядения.


Задание 3

выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным, и в чём заключается неполнота или ошибочность трёх других предложенных Вам вариантов ответа.
2. Восстановительное природопользование – это:

а) экономически эффективное природопользование, с учётом охраны природы;

б) разработка системы мер и методов по сохранению и восстановлению природных ресурсов биосферы, включая биоразнообразие;

в) защита, восстановление, преобразование природных условий и ресурсов в ходе их экономически эффективного вовлечения в процесс общественного производства;

г) восстановление способов традиционного землепользования, ведения сельского хозяйства и природопользования.




Задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по экологии.

г. Майкоп -2015-2016учебный год.10-11класс.

Дорогие ребята!

Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской

олимпиады школьников по экологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы требуют применения не только

знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода.

Успеха Вам в работе!



  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал