Закон калининградской области об экологической политике в Калининградской области



Скачать 177.53 Kb.
Дата23.04.2016
Размер177.53 Kb.
ТипЗакон
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Об экологической политике в Калининградской области
(Принят областной Думой второго созыва

11 февраля 1999 года)
Настоящий Закон устанавливает правовую базу экологической политики в Калининградской области в целях формирования благоприятной окружающей среды, обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны здоровья населения в интересах нынешнего и будущего поколений на основе Конституции Российской Федерации.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера применения Закона
Действие настоящего Закона распространяется на всю территорию Калининградской области и предусматривает:

приоритет экологического законодательства и обеспечение правового регулирования перехода к устойчивому развитию, использование бюджетного и налогового законодательства в качестве экономических рычагов экологизации производительных сил и формирования экологически безопасного поведения природопользователей;

совершенствование процедуры принятия экологически значимых решений за счет развития негосударственной и общественной экспертизы;

содействие развитию экологического образования, воспитанию и пропаганде экологических знаний;

усиление экологической составляющей проектов законов Калининградской области, связанных с регулированием отношений в сфере природопользования, экономики и ее отраслей, общественной жизни и иных отношений, прямо или косвенно оказывающих воздействие на природу.
Статья 2. Основные понятия, используемые в Законе
Устойчивое развитие - процесс развития общества в условиях сохранения благоприятной окружающей среды для нынешнего и будущих поколений;

экологическая политика - система мер, обеспечивающая благоприятное состояние окружающей среды на данной территории;

экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов человека, общества и окружающей среды от угроз, возникающих в результате антропогенного и природного воздействия;

экологическая опасность - состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей среды, угрожающие жизненно важным интересам человека и общества;

окружающая среда - совокупность природных, экономических и социальных компонентов, оказывающих воздействие на жизнедеятельность человека и существование экосистем;

экосистема - сообщество живых организмов и среда их обитания, объединенные в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимосвязей между составными компонентами;

биологическое разнообразие - все разнообразие живых организмов наземных и водных экосистем, включающее сообщества и виды, внутривидовые группировки и особи;

экологический мониторинг - наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды и изменением ее в процессе хозяйственного развития, система сбора, обобщения, оценки и передачи информации о реальных или ожидаемых вредных последствиях;

экологический аудит - систематизированный, документированный процесс получения, изучения и оценки экологической информации об объекте аудита на основе осуществления независимой, вневедомственной проверки его соответствия определенным критериям;

природопользование - хозяйственная и иная деятельность, при которой осуществляется использование природных ресурсов и оказывается воздействие на окружающую среду.
Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

ПОЛИТИКИ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 3. Цели экологической политики
Целями экологической политики на территории Калининградской области являются:

1. Сохранение природы как главной основы жизни и деятельности будущих поколений.

2. Обеспечение конституционного права жителей области на благоприятную окружающую среду.

3. Формирование экологического мировоззрения и культуры населения области.

4. Интеграция в международную систему деятельности по сохранению глобального экологического равновесия.
Статья 4. Задачи экологической политики
1. Поддержание качества окружающей среды на уровне, безопасном для здоровья людей и функционирования экосистем путем регулирования хозяйственной и иной деятельности.

2. Регулирование хозяйственной и иной деятельности.

3. Создание единой государственной системы экологического мониторинга на территории Калининградской области.

4. Создание надежной информационной системы для принятия эффективных решений в сфере экологической политики.

5. Сохранение и восстановление естественного биологического разнообразия Калининградской области.

6. Повышение эффективности экологического образования, просвещения и информирования населения.

7. Создание экономического механизма стимулирования использования экологически безопасных видов хозяйственной и иной деятельности.

8. Разработка и реализация нормативных правовых актов, экологических программ и проектов:

а) защита экосистем Балтийского моря от загрязнения и деградации;

б) формирование системы особо охраняемых природных территорий, охватывающей все особо ценные комплексы и объекты (Куршская и Вислинская лагуны, природный комплекс Виштынецкой возвышенности, междуречье рек Шешупа и Неман, уникальные верховые и низинные болотные комплексы, все участки коренных лесов);

в) снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в городе Калининграде;

г) обеспечение населения питьевой водой в соответствии с принятыми стандартами;

д) увеличение лесистости территории;

е) создание системы размещения, хранения, переработки и захоронения отходов потребления и производства.
Статья 5. Основные принципы экологической политики
Принципы экологической политики на территории Калининградской области:

1. Экологическая политика является неотъемлемой частью стратегии развития области.

2. Учет целостности и взаимосвязанности всех компонентов окружающей среды.

3. Постоянное и планомерное уменьшение вредных воздействий на окружающую среду.

4. Преимущество использования возобновляемых природных ресурсов перед невозобновляемыми.

5. Учет пространственных особенностей экологической обстановки и тенденций в ее изменениях.

6. Достоверность, открытость и доступность информации о состоянии окружающей среды и здоровье населения.

7. Участие общественности в решении экологических проблем и принятии экологически значимых решений.

8. Международное сотрудничество в вопросах формирования и реализации экологической политики.
Раздел III. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В

РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Статья 6. Органы государственного управления, осуществляющие экологическую политику
1. Государственное регулирование в вопросах экологической политики осуществляют органы исполнительной власти Калининградской области во взаимодействии со специально уполномоченными государственными органами в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов в пределах их компетенции, установленной федеральным законодательством, Уставом Калининградской области и настоящим Законом.

2. Оперативное управление по реализации экологической политики осуществляет структурное подразделение администрации области.

3. Государственный комитет по охране окружающей среды Калининградской области координирует деятельность других специально уполномоченных органов в сфере охраны окружающей среды.

4. Органы исполнительной власти всех уровней, Государственный комитет по охране окружающей среды Калининградской области (Госкомэкология), другие специально уполномоченные органы несут ответственность за состояние окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в области в пределах своей компетенции.
Статья 7. Компетенция областной Думы в вопросах экологической политики
К компетенции областной Думы в формировании и реализации экологической политики относятся:

принятие нормативных правовых актов Калининградской области в соответствии с целями, задачами и принципами экологической политики;

правовое регулирование отношений в области экологической политики посредством принятия в развитие настоящего Закона и других нормативных правовых актов по вопросам экологической политики;

внесение в Федеральное Собрание Российской Федерации предложений по совершенствованию экологического законодательства;

установление порядка пользования землей и иными природными ресурсами области, а также порядка охраны природных территорий и объектов, осуществления государственного экологического контроля;

утверждение областных экологических программ и ежегодных ассигнований из областного бюджета на обеспечение мер по реализации экологической политики;

утверждение бюджета областного внебюджетного экологического фонда;

контроль за исполнением законодательства в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности.
Статья 8. Компетенция администрации области в вопросах экологической политики
1. Формирование и реализация единой комплексной экологической политики по обеспечению устойчивого развития области.

2. Ведение комплексного кадастра природных ресурсов.

3. Учет и оценка природных ресурсов на территории области.

4. Разработка и реализация областных экологических программ, участие в разработке и реализации федеральных и международных экологических программ.

5. Координация деятельности органов государственного управления и контроля предприятий, учреждений и общественных организаций в сфере экологической политики.

6. Создание и введение единой областной информационной системы по управлению природопользованием, охраной окружающей среды и экологическим мониторингом.

7. Организация особо охраняемых природных и иных территорий.

8. Организация системы непрерывного экологического образования и воспитания.
Статья 9. Компетенция Госкомэкологии области и других специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды при осуществлении экологической политики
Компетенция Госкомэкологии области и других территориальных государственных специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды при осуществлении экологической политики определяется федеральным законодательством.
Статья 10. Компетенция органов местного самоуправления в вопросах экологической политики
К компетенции органов местного самоуправления в вопросах экологической политики относятся:

1. Разработка муниципальных экологических программ.

2. Участие в разработке и реализации федеральных и областных экологических программ.

3. Контроль за использованием природных ресурсов на территории муниципального образования.

4. Подготовка предложений и их представление в исполнительную дирекцию областного внебюджетного экологического фонда по использованию средств.

5. Координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории муниципального образования, независимо от их форм собственности, подчинения.

6. Обеспечение взаимодействия муниципальных экологических служб с государственными органами экологического контроля.
Раздел IV. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Статья 11. Экономическое стимулирование экологической политики
Экономическое стимулирование в сфере экологической политики на территории области осуществляется через предоставление налоговых, кредитных и других льгот, а также через систему санкций и штрафов.

1. Экономические льготы применяются при:

а) рациональном использовании невозобновляемых природных ресурсов, инвестировании части полученной прибыли для восстановления возобновляемых природных ресурсов в соответствии с действующим законодательством;

б) внедрение экологически безопасных технологий хозяйственной и иной деятельности;

в) инвестициях, вкладываемых в экологические проекты и программы;

г) преимущественном использовании возобновляемых природных ресурсов (биотопливо, ветро- и гидроэнергетика);

д) расширение повторного использования и переработки отходов, сокращение производимых отходов на единицу продукции.

2. Экономические санкции применяются при:

а) видах деятельности, ведущих к ухудшению состояния окружающей среды;

б) расточительном использовании природных ресурсов и увеличении количества отходов;

в) использовании ресурсозатратных технологий.
Статья 12. Экономические меры ограничения экологически опасной деятельности
1. Ограничение экологически опасной деятельности предусматривает дополнительные материальные затраты на осуществление такого рода деятельности и включает:

а) установление лимитов использования природных ресурсов, лимитов воздействия на окружающую среду;

б) установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

в) внесение залогов за осуществление экологически опасной деятельности.

2. Законодательством Калининградской области могут устанавливаться и иные ограничения с целью охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Статья 13. Экологическое страхование
Экологическое страхование представляет собой страхование предприятий, учреждений и организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.

Экологическое страхование осуществляется в двух формах: обязательное и добровольное, в соответствии с действующим законодательством.
Статья 14. Экологические программы и проекты
В целях реализации экологической политики разрабатываются и реализуются областные и муниципальные программы, а также экологические проекты и программы юридических и физических лиц, общественных организаций.

Финансирование программ и проектов осуществляется из бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов и других источников.
Статья 15. Экологические фонды
Осуществление экологической политики на территории Калининградской области предусматривает создание:

а) областного и местных экологических фондов, входящих в единую систему внебюджетных экологических фондов Российской Федерации;

б) негосударственных внебюджетных экологических фондов в соответствии с действующим законодательством.
Статья 16. Экологический аудит
Экологический аудит означает систематическую, предсказываемую и профилактическую деятельность по охране окружающей среды как одной из основ устойчивого развития, является средством получения и оценки экологической информации при принятии необходимых мер и решений на различных уровнях управления от предприятия до государственной власти.

Регулирование применения и использования экологического аудита осуществляется законодательством Российской Федерации и Калининградской области.

Статья 17 вступает в силу после принятия федерального закона о минимальных социальных стандартах (пункт 1 статьи 21 данного документа).
Статья 17. Бюджетная обеспеченность экологической безопасности населения
Бюджетная обеспеченность экологической безопасности населения Калининградской области входит в систему областных социальных стандартов и представляет собой сумму бюджетных расходов на поддержание благоприятного для жизнедеятельности состояния окружающей среды в расчете на одного жителя.
Статья 18. Экологические требования при размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов
1. При размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий и сооружений производственного и коммунально - бытового назначения должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматриваются мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.

2. Определение мест строительства предприятий, сооружений и иных объектов производится в соответствии с действующим законодательством при наличии положительного заключения специально уполномоченных на то органов в области охраны окружающей среды, санитарно - эпидемиологического надзора и решения органов местного самоуправления.

3. Строительство, реконструкция предприятий, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительное заключение экологической экспертизы, в строгом соответствии с действующими природоохранительными, санитарными, а также строительными нормами и правилами.

Запрещается строительство, реконструкция объектов до утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре.

4. При выполнении строительных работ принимаются меры по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, рекультивации земель и других ресурсов, благоустройству территории и оздоровлению окружающей среды.

5. Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований.

Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения запроектированных работ по охране природы, рекультивации земель, оздоровлению окружающей среды.
Раздел V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Статья 19. Виды ответственности за нарушения экологического законодательства
Юридические и физические лица, виновные в нарушениях экологического законодательства, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Статья 20. Возмещение ущерба, причиненного нарушениями экологического законодательства
Ущерб, причиненный нарушениями экологического законодательства, подлежит возмещению в соответствии с действующим законодательством.
Раздел VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования с учетом положений пунктов 2 и 3 настоящей статьи, за исключением статьи 17, которая вступает в силу после принятия федерального закона о минимальных социальных стандартах.

2. Для приведения структуры органов исполнительной власти в соответствие с нормами настоящего Закона устанавливается переходный период до 1 января 2000 года.

3. В течение переходного периода администрация Калининградской области представляет на утверждение губернатору области проект программы перехода к утвержденной системе экологической политики, которая:

а) определяет процедуру и последовательность приведения полномочий органов управления и должностных лиц в соответствие с настоящим Законом;

б) содержит перечень нормативных правовых актов, обеспечивающих практическую реализацию норм и положений настоящего Закона;

в) содержит сведения о правовых и финансово - экономических основах охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности с учетом требований устойчивого социально - экономического развития Калининградской области.
Глава администрации (губернатор)

Калининградской области

Л. Горбенко

21 июня 1999 г.

N 133

г. Калининград

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал