Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»



Скачать 95.13 Kb.
Дата25.04.2016
Размер95.13 Kb.
ТипЗакон
Экологическая сертификация в Российской Федерации

Евстифеева Т.А., Глуховская М.Ю.


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Оренбургский государственный университет», г. Оренбург
Термин «сертификат» известен в России еще с XIX века. Так, в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (1890 - 1907 гг.) дается несколько определений этого понятия, в одном из которых под сертификатом понимается удостоверение.

Большой юридический словарь придает этому термину также несколько значений:

1) письменное свидетельство, удостоверяющее определенный факт;

2) во внешнеторговой практике - документ, выдаваемый Торгово-промышленной палатой, лабораториями или центрами сертификации либо другими аналогичными учреждениями, о качестве и происхождении товара.



Слово «сертификат» в переводе с латинского языка означает «сделано правильно». До сертификации необходимо определить, каким требованиям отвечает продукция. Требования по продукции определяются в стандартах и других нормах. Поэтому они называются сертификатами соответствия (Assurance of confornity).

Сертификация, таким образом, означает выдачу свидетельства, регистрацию, деятельность, утверждающую соответствие продукции определенным стандартам и техническим документам.

Сертификация в России начала проводиться еще в 1992 г. в связи с принятием Закона РФ «О защите прав потребителей». Однако базовым документом, заложившим правовые основы сертификации в нашей стране, явился Закон РФ «О сертификации продукции и услуг». Первоначально сертификация определялась как деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Впоследствии данное понятие с целью приведения его в соответствие с Руководством ИСО/МЭК 2 было изложено в новой редакции. Под сертификацией стала пониматься процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация письменно удостоверяет, что продукция соответствует установленным требованиям [1].



Процесс сертификации проводится органом и организацией, прошедшей аккредитацию, которые, будучи посредниками между производителем и потребителем дают гарантию качества и других показателей данного продукта, работы или услуги.

Экологическая сертификация считается способом, определяющим степень неоказания вредного воздействия продукции или деятельности окружающей среде. С помощью экологической сертификации решается ряд важнейших задач по обеспечению рационального использования природных богатств, охраны окружающей среды и здоровья людей от вредного воздействия экологически потенциально опасной продукции или услуг.

Она способствует:

- предупреждению появления на рынке и реализации экологически опасной продукции и услуг и соответственно предупреждению экологического и экогенного вреда;

- внедрению экологически безопасных технологических процессов и оборудования;

- производству экологически безопасной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, повышению ее качества и конкурентоспособности;

- созданию условий для организации производств, отвечающих установленным экологическим требованиям;

- совершенствованию управления хозяйственной и иной деятельностью;

- предотвращению ввоза в страну экологически опасных продукции, технологий, отходов, услуг;

- интеграции экономики страны в мировой рынок и выполнению международных обязательств.

Результаты анализа российского законодательства свидетельствуют о том, что на данный момент ни в одном нормативно-правовом акте нет определения понятия «экологическая сертификация». Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров [2,3]. При этом закон придал сертификации новый статус, отличный от того, в котором она существовала в период действия закона о сертификации продукции и услуг. Если раньше сертификация в общей системе оценки соответствия выступала в качестве одного из главных инструментов, посредством которого определялось соответствие продукции установленным обязательным требованиям, то в настоящее время сертификация, являясь одной из форм обязательного подтверждения соответствия, занимает в этой системе уже не самое основное место. Но и в данном, головном в области сертификации федеральном законе не определено понятие экологической сертификации. Таким образом, процедура есть, а точной трактовки понятия актуальное на данный момент законодательство не содержит.

Нам представляется необходимым внесение в ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды», содержащую обширный глоссарий экологических терминов, следующего определения данного понятия: «Экологическая сертификация - это ряд мероприятий, выполняемых аккредитованным государственным органом, направленных на подтверждение соответствия деятельности хозяйствующего субъекта требованиям природоохранного законодательства» [4].

Как мера охраны природы и экологических прав граждан экологическая сертификация имеет сходство с государственной экологической экспертизой, целью которой также является определение соответствия объекта экспертизы экологическим требованиям. Принципиальное различие между этими мерами - в объекте.

Если объекты экспертизы - это всегда предпроектные, проектные и предплановые документы, то объекты экологической сертификации - готовая продукция.

Экологическая стандартизация и сертификация, до определенного момента, были активно развивающимися направлениями нормативного правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования в России. Значительные изменения в понимание роли экологической сертификации в обеспечении требований природоохранного законодательства вносит Федеральный Закон «О техническом регулировании», который, с момента его принятия, ключевыми требованиями в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности, делает технические регламенты. Основное назначение последних - установление минимально необходимых требований, обеспечивающих различные виды безопасности продукции и процессов (химическую, биологическую, ядерную, радиационную, электрическую и т.д.). Вышеназванный закон неоднократно подчеркивает минимальную необходимость обязательных требований для достижения целей технических регламентов.

К тому же, технические регламенты должны устанавливать требования к результату, который должен быть получен, а не к способу его достижения. Иными словами, регламенты должны устанавливать, как правило, эксплуатационные характеристики продукции, и только при необходимости - требования к конструкции.

ФЗ «О техническом регулировании» выводит из-под действия обязательных требований такие два важных вида деятельности, как выполнение работ и оказание услуг, т.е. на продукцию и связанные с ней процессы разрабатываются и применяются как обязательные, так и добровольно исполняемые требования, а на выполнение работ и оказание услуг - только добровольные требования. Таким образом, большая часть мероприятий, связанных с выполнением нормативов качества окружающей среды и рационального использования природных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности выводится из системы обязательных к соблюдению требований.

В то же время, соглашение ГАТС в отношении услуг не использует понятий «технический регламент» и «стандарт» (т.е. не делит требования на обязательно применяемые и добровольно исполняемые), а применяет понятие «меры», под которыми понимаются нормативные правовые акты по регулированию торговли услугами (законы и подзаконные акты). Таким образом, в мировой практике на услуги (как и на продукцию) утверждаются обязательные требования, если их оказание связано с гарантиями безопасности, в том числе экологической, для потребителей.

Принцип добровольности стандартов заимствован из международной практики. Закон «О техническом регулировании» ориентирован на создание условий, максимально приближенных к тем, которые регулируют рынок в промышленно развитых странах, когда изготовитель обязательно должен следовать только техническим регламентам, а стандарты может применять добровольно.

В западном цивилизованном понимании добровольность интерпретируется как необходимость и даже обязанность поставщика добровольно возлагать на себя ответственность за выполнение и даже превышение требований, изложенных в добровольных национальных или отраслевых стандартах на продукцию, процесс или услугу. Каждый участник цивилизованного рынка знает, что без выполнения требований действующих добровольных стандартов, разработанных, кстати, при непосредственном добровольном участии поставщиков продукции или услуги, невозможны не только успешная деятельность, но и само существование организации. Однако так называемая добровольность стандартов в развитых странах имеет далеко не тот смысл, который обычно в России приписывают этому термину. В отечественной трактовке добровольность обычно эквивалентна произволу, когда можно, по своему разумению, или исходя из складывающейся обстановки, использовать или не использовать стандарты.

Разница между трактовками термина, как видно, принципиальная.

Анализ показал, что в природоохранной практике России, как и во всем мире, экологическая сертификация осуществляется на соответствие требованиям, прежде всего, в области экологического нормирования. Понятие «экологические стандарты» имеет в экологическом праве широкое значение. Прежде всего, оно включает собственно стандарты как формы нормативных документов, в которых определяются отдельные экологические требования. Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей среде и нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воздействий на нее также иногда рассматриваются в качестве разновидности экологических стандартов. Аналогами таких нормативов в ряде зарубежных государств (США, Японии и др.) являются именно стандарты - стандарты качества воздуха, качества воды, шума и др.

ФЗ «О техническом регулировании» меняет правовой статус стандартов - из обязательных они превращаются в добровольно применяемые. Иными словами, стандарты, даже государственные, перестают быть обязательными для субъектов хозяйствующей деятельности. Сам термин «государственный стандарт» выходит их обращения. Вместо него введены новые понятия: «национальный стандарт», «международный стандарт» [5]. Различие между стандартизацией и техническим регулированием состоит в уровне согласия. В то время как техническое регулирование носит принудительный характер, соответствие стандартам - добровольное дело изготовителей

Законодатель объясняет, что причиной таких изменений послужила необходимость снятия административных барьеров на пути развития отечественного бизнеса, которые в том числе создавала обязательная сертификация.

Но, согласно классическому определению ИСО/МЭК, принятому во всем мире, экологическая сертификация - это действие третьей стороны, доказывающее, что должным образом идентифицированные продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу в области охраны окружающей среды, где третья сторона - лицо (или орган), независимое от участвующих в рассматриваемом вопросе сторон (поставщик - покупатель). Таким образом, "третья сторона", которая действует в процессе сертификации, - это не контролер, который идет к предпринимателю, а наоборот, это лицо (орган), к которому добровольно идет сам предприниматель для того, чтобы получить от него сертификат соответствия, с которым он может не только расширить свой рынок, но и дороже продать свою продукцию. Из этого следует, что сертификация не является бюрократическим барьером для развития предпринимательства.

Остроту созданной проблемы отчасти ослабляет тот факт, что: во-первых, в новейшем экологическом законодательстве требования о ней предусмотрены не только различными видами стандартов, переведенных в разряд необязательных к исполнению, но и федеральными законами (в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» обязательной сертификации подлежит товар (работа, услуга), в отношении которого законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя, охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя (ст. 7). Требования обязательной экологической сертификации предусмотрены также Федеральными законами «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»); а во-вторых, ряд технических регламентов, принятых во исполнение ФЗ «О техническом регулировании» содержит значительный перечень экологических требований.



Но, несмотря на вышесказанное, по нашему мнению, реализация норм законодательства о техническом регулировании, в том числе, перевод стандартов качества окружающей среды в разряд необязательных к исполнению приведет к тому, что естественное и неотчуждаемое право граждан России на благоприятную среду обитания станет практически абсолютно декларативным, а экологические проблемы обострятся еще значительнее.
Список литературы

  1. Экологическое право: учеб. для бакалавров / под ред. С. А. Боголюбова. М.: Юрайт, 2012. С. 89.

  2. Российская Федерация. Законы. О техническом регулировании: федер. закон: [принят Гос. Думой 15 декабря 2002 г. : одобр. Советом Федерации 18 декабря 2002 г. : по состоянию на 03 декабря 2012 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 52. – Ст. 5140. – ISSN 1560-0580.

  3. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» : федер. закон : [принят Гос. Думой 6 апреля 2007 г.: одобрен Советом Федерации 18 апреля 2007 г.]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/.

  4. Российская Федерация. Законы. Об охране окружающей среды: федер. закон: [принят Гос. Думой 20 декабря 2001 г. : одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001 г. : по состоянию на 25 июня 2012 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 2. - Ст. 133. – ISSN 1560-0580.

  5. О национальных стандартах Российской Федерации: постановление Госстандарта России от 30 января 2004 г. № 4. Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/.




База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал