Закона №83224-3 «Об охране почв»



Скачать 78.62 Kb.
Дата24.04.2016
Размер78.62 Kb.
ТипЗакон


Заключение

Общественной палаты Российской Федерации

по результатам общественной экспертизы

проекта федерального закона № 83224-3 «Об охране почв»

Проект федерального закона «Об охране почв» направлен на правовое регулирование отношений в сфере охраны окружающей среды и почв (почвы - являются важным компонентом окружающей природной среды и подлежат охране в той же мере, как и другие природные объекты: животный и растительный мир, воды, атмосферный воздух, недра, необходимы для обеспечения и выполнения ими своих функций: биосферных, экологических и хозяйственных), а также на развитие существующего природоохранительного и земельного законодательства Российской Федерации. Базовый природоохранительный Федеральный закон от 20.12.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» формулирует общие экологические требования и направлен на охрану окружающей природной среды и почв, как ее компонента, так и на создание благоприятной среды обитания для человека. В земельном законодательстве понятие «земля» трактуется и как природный ресурс, используемый в качестве естественного средства производства в различных технологиях природопользования. Однако, в этом случае понятие «земля» отождествляется с плодородным слоем почвы и рассматривается только с позиции сохранения и восстановления одного из свойств почв, а именно его плодородия.

Поэтому, принятие федерального закона «Об охране почв», будет способствовать гармонизации и развитию существующего природоохранного и земельного законодательства, бережному (осторожному) обращению с почвами со стороны хозяйствующих субъектов и оздоровлению окружающей природной среды в целом. И, в этом случае, общественная значимость законопроекта «Об охране почв» высока.

Законопроект, также направлен на реализацию принципов, по сохранению окружающей природной среды, закрепленных в Конституции Российской Федерации: «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (статья 9); «владение, пользование и

распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц» (статья 36), «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» (статья 42).

Проект федерального закона направлен на реализацию и международных принципов, провозглашенных в декларации Организации Объединенных Наций (ООН) по охране окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 году) - охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой частью процесса устойчивого развития.

Во многих странах подготовлены и работают на государственном уровне законы, решающие вопросы охраны почв, борьбы с их загрязнением и восстановлением. Основным принципом зарубежного законодательства является недопустимость воздействия на почву, приводящее к ухудшению ее качества, к деградации, загрязнению и разрушению. Законами этих стран регламентируется деятельность организаций и граждан в области охраны почв, а также установлены требования и ограничения для территорий с загрязненными почвами, включающие мероприятия по их очистке, предусмотрено ведение государственного учета качества почв, создание банка данных о почвах, на основе их мониторинга и банка проб почв.

В целом проект федерального закона «Об охране почв», соответствует принципам и нормам международного права в данной области. Принятие этого законопроекта создаст основы правовых механизмов государственного регулирования деятельности в области охраны почв. Эти механизмы направлены на сохранение почв, предотвращение их деградации и загрязнения, восстановление деградированных и загрязненных почв для обеспечения выполнения ими экологических, санитарно-гигиенических и хозяйственных функций. Основными принципами, положенными разработчиками в основу законопроекта, являются: почвы – природный объект, подлежащий охране, как и другие компоненты окружающей природной среды; приоритет обеспечения сохранения почв при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать вредное воздействие на почвы; обязательное проведения мероприятий по предотвращению деградации и загрязнения почв, а также по восстановлению деградированных и загрязненных почв; предотвращение вредного воздействия деградированных и загрязненных почв на человека, животных, растения, почвенные организмы и другие компоненты окружающей природной среды.

Предлагаем внести дополнения и изложить в новой редакции:

- статью 1 абзац 3 «состояние почв – совокупность показателей, характеризующих состав, строение и иные свойства почв в данный момент времени»;

- статью 1 абзац 7 «загрязнение почв – поступление в почвы, а также образование в них вредных химических веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые в определенных концентрациях ухудшают качество почв, негативно воздействуют на другие компоненты природной среды и окружающую среду в целом;

- статью 1 дополнить двумя новыми абзацами:

«вред, нанесенный почвам – любое воздействие, приводящее к нарушению, деградации, загрязнению, захламлению почв»;

«тип почв – основная таксономическая единица классификации почв, применяемой в Российской Федерации;

- статью 3 «Правовое регулирование отношений в области охраны почв осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления»;

- статью 6 абзац 3 «Приоритет в сохранении имеют редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы, а также плодородный слой любых типов почв»;

- статью 7 абзац 1 «При осуществлении хозяйственной и иной деятельности плодородный слой почвы должен сохраняться физически»;

- статью 7 абзац 2 «Снятие плодородного слоя почвы допустимо в случаях, когда осуществление хозяйственной и иной деятельности невозможно без нарушения, загрязнения и иного негативного воздействия на почвы»;

- статью 9. Деградированные и нарушенные почвы;

- статью 9 абзац 1 «Деградированные и нарушенные почвы в зависимости от оказанного на них негативного воздействия подразделяются на: почвы, подвергшиеся химическому, физическому, в том числе радиоактивному, и биологическому загрязнению;

- статью 9 абзац 5 дополнен «Восстановление деградированных и нарушенных почв обеспечивается лицами, деятельность которых привела к деградации почв;

- статью 9 дополнить новым абзацем «Восстановление почв, подвергшихся нарушению в результате действия различных природных факторов и катастроф, обеспечивается государством»;

- статью 14 «Порядок ведения Красной книги Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации, Порядок ведения Красной книги субъекта Российской Федерации определяется Правительством субъекта»;

- статью 17 абзац 1 «В целях получения информации о состоянии почв, определения вреда окружающей среде, причиненного в результате деградации, загрязнения, захламления и иного нарушения почв, а также оценки состояния почв после их восстановления, проводятся обследования земель»;

- статью 17 абзац 2 «При ликвидации и/или консервации объектов, оказывающих негативное воздействие на почвы, проведение мероприятий по оценке состояния почв обеспечивается лицами, которые использовали эти объекты»;

- статью 17 абзац 3 «Порядок проведения обследования земель для оценки состояния почв определяется Правительством Российской Федерации; общественные объединения, в уставах которых предусмотрена деятельность по охране окружающей среды, могут проводить и участвовать в обследовании земель для оценки состояния почв»;

- статью 19 абзац 1 «Хозяйственная и иная деятельность….»;

- статью 19 после абзаца 4 «создание почвозащитных лесных насаждений; дополнить «мероприятий по организации и проведению экологического мониторинга для оценки состояния почв»;

- статью 21 абзац 1 «Рекультивация малопродуктивных земель и земель, предназначенных для озеленения, может проводиться с использованием плодородного слоя почв, снятого с других земельных участков, специально выделенных под эти цели»;

- статья 22 абзац 2 «На землях, подлежащих консервации, запрещается всякая хозяйственная и иная деятельность за исключением деятельности, связанной с предотвращением дальнейшей деградации почв, с охраной окружающей среды и проведением экологического мониторинга за их состоянием»;

- статья 23 «Вред, причиненный почвам в результате их нарушения, загрязнения и иной порчи, подлежит возмещению собственнику земли в полном объеме лицом, причинившим вред, в соответствии с законодательством»;

- статью 5 дополнить новым абзацем. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны почв относятся:

разработка и принятие законов в области охраны почв.

В статье 7 необходимо определить орган исполнительной власти, ответственный за установление порядка вывоза из Российской Федерации почвенных коллекций и образцов почв.

Статья 10 «Муниципальное регулирование в области охраны почв осуществляется органами местного самоуправления» - носит декларативный характер и требует конкретизации.

Статья 13 нуждается в кардинальной переработке по следующим причинам:

1. почвенные карты не составляются на основе земельного кадастра, напротив, земельный кадастр (оценка земель) составляется на основании почвенных карт.

2. почвенные карты не включают данные экологического мониторинга, т.к. эти процедуры проводятся по совершенно разным методикам.

3. не возможно выделять на почвенных картах «редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы».

Неясно также, какое ведомство будет заниматься ведением почвенных карт, целесообразно уточнить.

Возможно, следует внести дополнения в названии и содержательной части статьи 15:

- государственный, муниципальный, производственный и общественный экологический контроль в области охраны почв;

- абзац 1 «При проведении государственного, муниципального, производственного и общественного экологического контроля осуществляется контроль за соблюдением требований по охране почв».

Требует уточнения возможность применения термина экологический контроль в области охраны почв и предмет данного контроля с учетом того, что в Земельном кодексе Российской Федерации предусмотрено осуществление земельного контроля, предметом которого является: контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель (в том числе и почв).

Неясно, как будет реализовываться статья 16, если с 1 января 2007 года отменена процедура – оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС).

В первом абзаце статьи 18 целесообразно определить бесплатный характер предоставления информации гражданам и организациям о состоянии почв.

В статьях с 19 по 22 используется термины «нарушенные» и «деградированные» земли как синонимы, однако «нарушенные» и «деградированные» почвы рассматриваются в статье 1 законопроекта как разные понятия. Это вносит серьезную путаницу в содержательную часть этих статей. Поэтому необходимо унифицировать понятия по всему тексту законопроекта.

В законопроект целесообразно, также внести статью об ответственности за нарушение данного закона (например, после статьи 24).


Признавая значимость предложенных в законопроект изменений и дополнений, считаем, возможным поддержать законопроект «Об охране почв».






База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал