Закона «О предотвращении загрязнения моря нефтью»



страница1/8
Дата26.04.2016
Размер0.97 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7   8


КОНЦЕПЦИЯ

федерального закона «О предотвращении загрязнения моря нефтью»


Заведующий лабораторией

экологической безопасности

морского транспорта, к.х.н.,

доцент Г.Н.Семанов

Санкт-Петербург

2008 год
Реферат
Отчет на 69 стр., 2 таблицы, 37 источников
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ, РАЗЛИВЫ НЕФТИ, НОРМАТИВНАЯ БАЗА, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Рассмотрено международное и национальное законодательство, а также законодательство иностранных государств в области предотвращения загрязнения моря и реагирования на разливы нефти в море. На основе этого анализа предложена концепция федерального закона о предотвращении загрязнения моря, который бы устанавливал требования к морским объектам и механизм финансирования соответствующих мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения моря и на обеспечение готовности к ликвидации возможных разливов.

Дан обзор законодательства по созданию и управлению трастовыми фондами компенсации ущерба от загрязнения и возмещения затрат на обеспечение готовности к реагированию на разливы нефти и других опасных веществ. Даны рекомендации по содержанию аналогичного российского закона.


СОДЕРЖАНИЕ
Стр.

Термины и определения 6

1. Введение 12

2. Состояние нормативной базы, относящейся к предотвращению загрязнения морской среды и реагированию на разливы нефти 15

2.1. Основные национальные нормативные требования 15

2.1.1. Предотвращение загрязнения 15

2.1.2. Реагирование на разливы нефти 16

2.1.3. Компенсация ущерба окружающей среде, оценка ущерба 19

2.2. Международные требования по предотвращению загрязнения нефтью, обеспечению готовности к реагированию на ее разливы и компенсации ущерба 24

2.2.1. Предотвращение загрязнения нефтью и обеспечения готовности к реагированию на них 24

2.2.2. Обеспечение готовности к реагированию на разливы нефти 24

2.2.3. Компенсация затрат за загрязнение окружающей среды из международных фондов 25

2.2.4. Нормативные требования зарубежных стран по обеспечению готовности к реагированию на разливы нефти 28

2.2.4.1. Законодательство США 29

2.2.4.2. Законодательство других стран 44

3. Законодательство по созданию трастовых компенсационных фондов 46

.1.1. Закон Финляндии о компенсационном фонде 47

.1.1.1. Управление фондом 47

.1.1.2. Компенсация ущерба 48

.1.1.3. Оборудование для предотвращения разливов нефти и обеспечения готовности к реагированию на них 49

.1.1.4. Восстановление загрязненных земель 49

.1.1.5. Поступления в Фонд 49

.1.2. Законодательство Китайской народной республики 50

.1.3. Законодательство Канады 50

.1.4. Законодательство США по компенсационному фонду 52

.1.4.1. Трастовый фонд обязательств по ликвидации нефтяных загрязнений 53

.1.4.2. Наполнение трастового фонда 53

.1.4.3. Использование фонда 54

.1.4.4. Процедуры подачи требований в фонд 55

.1.5. Законодательство других стран 56

4. Структура и содержание проекта федерального закона о предотвращении загрязнения моря 57

4.1. Предложения по структуре закона 57

4.2. Предложения по содержанию закона 58

4.2.1. Требования к судовым устройствам по обработке судовых отходов (нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора), балластных вод танкеров, а также по снижению выбросов в атмосферу с судов озонразрушающих и парниковых газов 59

4.2.2. Нормативы сбросов судовых отходов в морскую среду, дифференцированные по морским районам 59

4.2.3. Требования к противообрастающим судовым системам и к управлению балластными водами танкеров 59

4.2.4. Меры по предотвращению аварий и разливов нефти (навигационное обеспечение, требования к конструкции судов, в первую очередь, к танкерам и т.д.) 60

4.2.5. Требования к портовым приемным сооружениям вредных веществ, с дифференциацией по регионам 60

4.2.6. Необходимые свидетельства и сертификаты 60

4.2.7. Обеспечение готовности к ликвидации возможных разливов нефти (ЛРН) и других вредных веществ 60

4.2.8. Ответственность, возмещение ущерба, затрат и страхование 61

4.2.9. Наказания и штрафы 62

4.2.10. Требования к персоналу 62

.1.6. Рекомендации по созданию российского компенсационного фонда 62

.2.1. Назначение трастового фонда 63

.2.2. Источники формирования фонда и его предельная сумма 64

.2.3. Статус Трастового фонда и управление им 64

Практика применения аналогичных фондов показывает, что наиболее предпочтительным вариантом, является второй вариант, когда фонд является независимым. Фонд должен управляться Административным Советом, в состав которого должны входить представители Минтранса России, как ведомства ответственного за реагирование на разливы нефти в море независимо от их источника, Минприроды России, МЧС России и неправительственных природоохранных организаций. Возглавлять Совет должен назначаемый правительством России представитель, независимый от перечисленных выше ведомств и организаций. Расходы административного Совета должны покрываться из средств фонда. 65

Заключение 66

Список использованных источников 67



Термины и определения



Аварийно-спасательное формирование - самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, в том числе и ликвидацию разливов нефти основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Аварийно-спасательные средства - специализированные средства спасания, локализации и сбора разлитой нефти (техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы), средства связи и управления, нормативные и информационные материалы по технологиям аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.
Аварийно-спасательные работы - действия по достижению минимально возможного уровня вредного воздействия разлитой нефти, по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне разлива нефти, по локализации и сбору разлитой на поверхности моря нефти.
Авария – повреждение конструкции судна или морского объекта, которые приводят или могут привести к неконтролируемому разливу нефти в море.
Береговое сооружение означает любой объект, предназначенный для обслуживания судов (включая, но не ограничиваясь, погрузо-разгрузочные работы, ремонт, снабжение расходными материалами; сдачу отходов, образовавшихся в процессе нормальной эксплуатации судна, остатков груза и отходов связанных с ними) размешенного на любом земельном участке на территории Российской Федерации, помимо подводных участков.
Владелец или оператор означает:

(А) в случае судна, любое лицо, владеющее, эксплуатирующее или фрахтующее судно;

(В) в случае берегового и морского объекта, любое лицо, владеющее или эксплуатирующее такой береговой или морской объект;

(С) в случае любого оставленного морского объекта, лицо, владевшее или эксплуатировавшее такой объект до его оставления.


Внутренние морские воды Российской Федерации (далее - внутренние морские воды) воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ).
Дедвейт означает разность в тоннах между водоизмещением судна в воде с плотностью 1,025 г/см3 по грузовую ватерлинию, соответствующую назначенной высоте летнего надводного борта и водоизмещением судна порожнем.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п. 2).
Затраты на ликвидацию означает затраты понесенные после сброса нефти на ликвидацию разлива нефти или затраты по предотвращению реальной угрозы сброса нефти, минимизации или снижению уровня загрязнения нефтью, которое может последовать в результате аварии.
Зона чрезвычайной ситуации – территория или акватория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Иностранный морской объект означает объект, который полностью или частично размещен в территориальных водах или на континентальном шельфе иностранного государства и который использовался или используется для одной и более из ниже перечисленных целей: разведка и бурение на нефть, добыча, хранение, подготовка, передача, переработка и транспортировка нефти, добытой из морского дна, расположенного под территориальными водами иностранного государства, или континентального шельфа иностранного государства.
Инцидент означает какое-либо происшествие, или ряд происшествий одного происхождения с участием одного и более судов, объектов и их любых сочетаний, которое может привести к разливу или реальной угрозе разлива нефти.
Ликвидация разлива нефти (далее ЛРН) означает локализацию и удаление нефти из воды и с береговой полосы, или принятие других действий, необходимых для спасение жизни и сохранение здоровья людей, минимизации или снижения уровня ущерба окружающей природной среде и материальных потерь.
Лицо означает физическое лицо, компанию, организацию, субъект Федерации, муниципалитет.
Лицо, получившее разрешение, означает лицо, имеющее полномочия, лицензию или разрешение на проведение геологической разведки, добычу нефти, эксплуатацию промышленно-опасного объекта, погрузо-разгрузочных работ, право работ с опасными веществами.
МАРПОЛ – Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 года, измененная Протоколами к ней 1978 и 1995 года (Протокол 1995 года о включении в конвенцию нового Приложения VI «О предотвращении загрязнения атмосферы с судов» Российской Федерацией подписан, но еще не ратифицирован).
Мониторинг окружающей среды - система наблюдений и контроля, производимых регулярно, по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения.
Морской объект означает любой объект любого типа, размещенный в, на, или под внутренними морскими водами Российской Федерации.
Морской порт – под морским портом в настоящем законе понимается морской торговый порт, морской рыбный порт, морской специализированный порт, в значении, как они определены соответственно в пунктах 1, 2, 3 ст. 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
Нефть - означает в любом виде, в том числе сырую нефть, топливную нефть, нефтяной отстой, нефтяные отходы и очищенные нефтепродукты (Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 измененная Протоколом 1978 к ней), ратифицирована Постановление Правительства СССР Указом Президиума Верховного Совета СССР 5 октября 1978 года № 8207-IX).
Объект означает любое сооружение, группу сооружений, оборудование или устройство (помимо судов), которое используется для одной и более из ниже перечисленных целей: разведка и бурение на нефть, добыча, хранение, подготовка, передача, переработка и транспортировка нефти. Этот термин включает любую автомашину, подвижной состав или трубопровод, используемый для одной и более из вышеперечисленных целей.
Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов (ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Организации - организации, независимо от форм собственности, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
Ответственная сторона означает следующее:

(A) Суда. В случае судна означает любое лицо, владеющее, эксплуатирующее или арендующее его.

(B) Береговые объекты. В случае берегового объекта означает любое лицо, владеющее или эксплуатирующее объект, за исключением субъекта Федерации и муниципалитета, которое в качестве собственника передает владение и право пользования другому лицу посредством арендного договора, передачи или разрешения.

(C) Морские объекты. В случае морского объекта (помимо трубопровода или морского порта), означает арендатора или лицо, получившее разрешение в той местности, где размещен объект, за исключением субъекта федерации, муниципалитета, органа, которое в качестве собственника передает владение и право пользования другому лицу посредством арендного договора, передачи или разрешения.

(D) Морские порты. В случае морского порта, означает лицензиата.

(Е) Трубопроводы. В случае трубопровода означает любое лицо, владеющее или эксплуатирующее трубопровод.



(F) Оставление. В случае оставленного судна, берегового объекта, морского порта, трубопровода или морского объекта означает лиц, являющихся ответственной стороной сразу после оставления судна или объекта.
Передвижная морская буровая установка означает судно (помимо самоподъемного плавучего средства), приспособленное для использования в качестве морского объекта.
План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов - документ, которым определяются основные принципы и порядок организации мероприятий, а также необходимые силы и средства для ликвидации возможных разливов нефтепродуктов.
Поручитель означает любое лицо, кроме ответственной стороны, которое удостоверяет финансовую состоятельность ответственной стороны на основании настоящего Закона.
Предупреждение - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска аварий и инцидентов, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Природные ресурсы включают землю, рыбу, диких животных, биоту, воздух, воду, грунтовые воды, источники питьевой воды и другие аналогичные ресурсы, принадлежащие, управляемые, находящиеся в управлении, связанные с деятельностью, или иначе контролируемые Российской Федерацией (включая ресурсы исключительной экономической зоны), любым субъектом федерации или местным органом управления.
Разлив нефти (нефтепродукта) – любой неконтролируемый сброс нефти окружающую среду, произошедший как в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, так и при эксплуатации объекта. Может быть намеренным или неумышленным, включая, но, не ограничиваясь, пролив, утечку, перекачку, заливку, опорожнение и разгрузку.
Рекультивация – комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.
Сброс означает любой контролируемый сброс нефти с судна и объекта, производимый в пределах, установленных как национальным, так и международным законодательством.
Стихийное бедствие означает непредвиденное серьезное естественное бедствие или другое естественное явление исключительно неизбежного и непреодолимого характера, воздействия которого не могли бы быть предотвращены или избегнуты должными предосторожностями или предвидением.
Сторона, заявляющая требование означает любое лицо или правительство, которое выступает с требованием на получение компенсации в соответствии с настоящим законом.
Судно означает судно любого типа или иное искусственное приспособление, используемое или способное быть использованным в качестве средства транспортировки по воде, а также стационарные или плавучие платформы, предназначенные для добычи и хранения нефти в море и плавучие установки, предназначенные для производства, хранения и выгрузки, в том числе нефти добытой в море.
Танкер - означает судно, которое построено или переделано для перевозки, или которое перевозит нефть или опасное вещество наливом в качестве груза или грузового остатка, и которое

(A) является судном Российской Федерации;

(B) работает в территориальном море и/или исключительной экономической зоне Российской Федерации или

(C) перевозит нефть или опасные вещества в места, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации.


Территория Российской Федерации включает в себя территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ст. 67 Конституции Российской Федерации).
Требование означает запрос, сделанный в письменной форме, на определенную сумму, в качестве компенсации за убытки или затраты на ликвидацию, последовавшие в результате аварии или инцидента.
Чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Ущерб означает убытки, определенные в статье настоящего Закона, и включает стоимость их оценки.
Фонд означает Трастовый фонд обязательств по ликвидации нефтяных загрязнений.




  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал