Закона от 24. 06. 1998 г. №89-фз «Об отходах производства и потребления»



Скачать 295.81 Kb.
Дата23.04.2016
Размер295.81 Kb.
ТипЗакон
О МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ

Докладчик: Воскобойников В.В.

директор ООО «Эко-Сервис» г. Миасс
1. Введение

В целях реализации Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в Челябинской области разработана Концепция обращения с твердыми коммунальными отходами в Челябинской области на 2007-2010 годы. Одним из приоритетных направлений организации экологически безопасного обращения с ТБО на территории Челябинской области является развитие инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса Челябинской области в части обращения с ТБО, которое предполагает следующие мероприятия:

- исключение из действующих объектов санкционированного размещения ТБО мест, не отвечающих экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям;

- организация включения объектов утилизации (захоронения) и переработки ТБО в документы территориального планирования муниципальных образований Челябинской области.

В свою очередь эти мероприятия влекут за собой организацию объектов санкционированного размещения ТБО, т.е. полигонов, отвечающих всем экологическим и санитарно - эпидемиологическим требованиям. Обязательной частью строительства и эксплуатации новых полигонов является также предварительная сортировка и извлечение вторичных ресурсов из ТБО, позволяющие сократить массу и объем отходов, подлежащих захоронению. Проектирование, эксплуатация и рекультивация полигонов ТБО осуществляется в соответствии с инструкцией, утвержденной Министерством строительства РФ 02 ноября 1996 г. Данная инструкция содержит основные положения, которые строго следует соблюдать при проектировании, эксплуатации и рекультивации полигонов для обеспечения санитарных и экологических требований использования земельных участков.

Действующее законодательство устанавливает жесткие требования к местам и объектам размещения ТБО, в том числе установлены значительные размеры санитарно-защитной зоны полигонов ТБО. Поиск удовлетворяющих этим требованиям мест представляет сложную задачу и ведет к удалению объектов размещения ТБО от жилой застройки и увеличению расстояния транспортировки. Еще одной причиной неосуществления строительства полигонов муниципальными образованиями является высокая стоимость проектирования и строительства этих объектов.

Организация утилизации и переработки ТБО отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. С учетом запрета на захоронение отходов на территориях городских и иных поселений проблема поиска и согласования мест законного размещения ТБО является межмуниципальной.

Таким образом, основные вопросы, которые не позволяют муниципальным образованиям осуществить строительство полигонов ТБО, являются:

- поиск и согласование мест законного размещения ТБО;

- увеличение расстояния транспортировки;

- высокая стоимость проектирования и строительства.

Решение же этих вопросов состоит в следующем:

- Строительство полигонов ТБО на межмуниципальной основе, т.е. один полигон на несколько городских поселений, округов - это создает экономические выгоды при строительстве полигонов, а также при их эксплуатации;

- Строительство мусороперегрузочных станций с предварительной сортировкой ТБО даст возможность сократить затраты на транспортировку ТБО на полигон.

Строительство межмуниципального полигона ТБО создаст предпосылки для организации межмуниципальной системы обращения ТБО – сбора, вывоза, транспортировки.

Проведем сравнительный анализ затрат на строительство и эксплуатацию полигона ТБО для одного городского округа мощностью 250 тыс.м3/год и межмуниципального полигона ТБО для группы городских округов мощностью 1 млн.м3/год.



2 Расчет стоимости строительства полигонов мощностью 250 тыс. м3/год и 1 млн. м3/год.

Расчеты проведены на основании данных из инструкции по нормам потребности в машинах и оборудовании для полигонов ТБО, а также на основании проведенного анализа потребности в дополнительном оборудовании для соблюдения технологического процесса утилизации ТБО. Данные затраты включают в себя проектирование, строительство полигона ТБО, а также обеспечение необходимыми машинами и оборудованием. Расчеты проведены с учетом строительства полигонов в значительном удалении от городских поселений. В соответствии с этим включены затраты на строительство мусороперегрузочных станций и приобретение компакторов, сменных контейнеров и транспортных мусоровозов. Также в расчет включена стоимость измельчителя, который необходим для измельчения КГМ, что необходимо для более эффективной транспортировки, а также для более плотного размещения ТБО на полигоне.

В Таблице 1 представлены затраты на проектирование, строительство, обеспечение машинами и оборудованием полигона ТБО мощностью 250 тыс.м3/год. Мощность данного полигона рассчитана на обеспечение захоронением ТБО городского округа населением до 200 тыс. человек. В соответствии с расчетами стоимость создания такого полигона, а также всей необходимой инфраструктуры составит 285,75 млн. рублей, что составит 1 143 рубля на один м3.
Таблица 1




В Таблице 2 представлены затраты на проектирование, строительство, обеспечение машинами и оборудованием полигона ТБО мощностью 1 млн.м3/год. Мощность данного полигона рассчитана на обеспечение захоронением ТБО группы из нескольких городских округов общей численностью населения до 1 млн. человек. В соответствии с расчетами стоимость создания такого полигона, а также всей необходимой инфраструктуры составит 404,50 млн. рублей, что составит 404,5 рубля на один м3.

Таким образом, строительство межмуниципального полигона ТБО, а также создание всей необходимой инфраструктуры экономически более эффективно.


Таблица 2




Далее проведем сравнительный расчет затрат на эксплуатацию этих полигонов.
3 Расчет эксплуатационных затрат полигонов мощностью 250 тыс. м3/год и 1 млн. м3/год.

На полигоне выполняются следующие основные виды работ: прием, складирование, изоляция ТБО, а также рекультивация территории полигона. Организация работ на полигоне должна обеспечивать охрану окружающей среды, максимальную производительность средств механизации и технику безопасности

В таблице 3 представлена сравнительная структура затрат на эксплуатацию полигонов ТБО. Цена рассчитана по формуле: Ц=(С/ст + Пр) + НДС, где С/ст – себестоимость, Пр – прибыль предприятия исполнителя.

Себестоимость определена как сумма затрат по статьям калькуляции. Расшифровка по статьям «Затраты на оплату труда», «Транспортные расходы» приведена в Таблиц 4 и Таблице 5 соответственно.


Таблица 3



В соответствии с расчетами расходы на эксплуатацию полигонов составят:

- для полигона мощностью 250 тыс.м3/год – 26,7 млн. руб./год;

- для полигона мощностью 1 млн.м3/год – 61,1 млн. руб./год.

Сравнительный расчет стоимости захоронения 1 м3 ТБО на этих полигонах приведен в Таблице 6. Стоимость захоронения 1 м3 ТБО составит:

- для полигона мощностью 250 тыс.м3/год – 107 руб./м3;

- для полигона мощностью 1 млн.м3/год – 61 руб./м3.


Таблица 4




Таблица 5




Сравнительный расчет стоимости захоронения 1 м3 ТБО на этих полигонах приведен в Таблице 6. Стоимость захоронения 1 м3 ТБО составит:

- для полигона мощностью 250 тыс.м3/год – 107 руб./м3;

- для полигона мощностью 1 млн.м3/год – 61 руб./м3.
Таблица 6




Таким образом, эксплуатация межмуниципального полигона ТБО позволяет существенно сократить затраты на захоронение ТБО в расчете на 1 м3. Это очень важно при формировании тарифов на оказание этой услуги населению.

Выводы:

На основании проведенных сравнительных расчетов затрат на проектирование, строительство, обеспечение машинами и оборудованием полигонов ТБО, а также расчетов затрат на эксплуатацию полигонов ТБО можно сделать вывод, что наиболее экономически эффективно и целесообразно создание межмуниципального полигона ТБО ввиду наиболее низких затрат на строительство и эксплуатацию в расчете на 1 м3 ТБО.
4 Межмуниципальная система сбора, вывоза, захоронения ТБО на примере МГО и ЗГО.

В данном разделе проведен анализ межмуниципальной системы сбора, вывоза и захоронения ТБО на примере Миасского городского округа и Златоустовского городского округа. Организация межмуниципальной системы заключается в строительстве одного общего полигона ТБО мощностью 1 млн. м3 в год, создание необходимой инфраструктуры, причем система внутригородского сбора ТБО остается неизменной.


4.1 Система сбора, вывоза, захоронения ТБО в МГО

Схема движения ТБО МГО представлена на схеме 1. Данная схема включает в себя:

- сбор ТБО от населения и юридических лиц;

- сортировку ТБО на мусоросортировочном заводе;

- измельчение КГМ;

- перегрузка ТБО с уплотнением в 6 раз в большегрузные контейнеры;

- транспортировка контейнеров на полигон ТБО.

Данная схема движения ТБО отличается от существующей в настоящее время схемы тем, что увеличивается на 10 км. расстояние транспортировки ТБО до полигона, соответственно на 20 км в обе стороны. Это решается за счет осуществления перегрузки, уплотнения ТБО и транспортировки в контейнерах большой вместимости на автомобилях высокой грузоподъемности.


4.2 Система сбора, вывоза, захоронения ТБО в ЗГО

Схема движения ТБО ЗГО представлена на схеме 2. Данная схема включает в себя:

- сбор ТБО от населения и юридических лиц;

- сортировку ТБО;

- измельчение КГМ;

- перегрузка ТБО с уплотнением в 6 раз в большегрузные контейнеры;

- транспортировка контейнеров на полигон ТБО.

Данная схема движения ТБО отличается от существующей в настоящее время схемы тем, что увеличивается на 60 км. расстояние транспортировки ТБО до полигона, соответственно на 120 км в обе стороны. Это решается за счет осуществления перегрузки, уплотнения ТБО и транспортировки в контейнерах большой вместимости на автомобилях высокой грузоподъемности. Также необходимо строительство мусороперегрузочной станции с предварительной сортировкой ТБО в непосредственной близости к городу Златоусту.


4.3 Расчет стоимости транспортировки ТБО

Проведем ориентировочный расчет размера увеличения тарифа на вывоз ТБО при переходе на двухэтапный метод перевозки с использование мусороперегрузочной станции.

Расчет произведем с использованием следующих исходных данных:

Исходные данные состоят из численности обслуживаемого населения, норм накопления ТБО для городских округов (приняты на основании фактических данных ООО «Эко-Сервис» по объемам вывоза ТБО). Для расчета принято, что работы по вывозу ТБО осуществляются в 5,5 смены в неделю, в 286 смены в год, при 8-ми часовой рабочей смене. Также рассчитаны объемы ТБО подлежащие транспортировке. Фактический объем ТБО подлежащий транспортировке в смену составляет:

- для МГО – 1 161 м3 в смену;

- для ЗГО – 1 343 м3 в смену.


Таблица 7

Исходные данные




В таблице 8 представлен расчет стоимости транспортировки ТБО. За счет предварительного уплотнения ТБО компактором (коэффициент уплотнения 6) объем ТБО подлежащих транспортировке сокращается в 6 раз и составляет: для ЗГО – 224 м3 в смену, для МГО – 193 м3 в смену. Для транспортировки используются сменные контейнеры вместимостью 35 м3., соответственно потребуется следующее количество рейсов: ЗГО – 6 рейсов, МГО – 6 рейсов. Исходя из расстояния транспортировки (МГО – 25 км, ЗГО – 120 км.) и стоимости 1 км. перевозки рассчитана стоимость транспортировки всех контейнеров за 1 смену, что составило: для МГО – 6 000 руб., для ЗГО – 28 800 руб. Стоимость транспортировки 1 м3 ТБО определена, как отношение стоимости транспортировки за смену к вывезенному объему ТБО и составляет: для МГО – 5,17 рублей, для ЗГО – 21,45 рублей.
Таблица 8




Выводы:

Формирование межмуниципальной системы сбора, вывоза и захоронения ТБО в Миасском городском округе и Златоустовском городском округе предусматривает строительство одного современного полигона ТБО, что создаст экономию примерно в размере 167 млн. рублей. в сравнении со строительством отдельных полигонов для каждого городского округа. Также стоимость захоронения 1 м3 ТБО на межмуниципальном полигоне ниже в 1,75 раз. Дополнительные расходы по транспортировке 1 м3 ТБО составят для МГО – 5,17 рублей, для ЗГО – 21,45 рублей.

Схема межмуниципальной системы

в Миасском и Златоустовском городских округах























10 км.







60 км.























ОРГАНИЗАЦИЯ УТИЛИЗАЦИИ (ЗАХОРОНЕНИЯ) И ПЕРЕРАБОТКИ ОТХОДОВ

В АШИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ

Докладчик: Пыпин В.Н.,

председатель Комитета по экологии и природопользованию Ашинского муниципального района

На территории Ашинского муниципального района 4 городских поселений, небольших поселений, это Аша-32 тыс. жителей, Кропачево-5 тыс. жителей, Миньяр- 10 тыс. жителей и Сим-16 тыс. жителей. Но проблемы с ТКО и со свалками у нас как у больших. Соответственно в районе действуют четыре санкционированных свалки. Собственником этих с валок является комитет по управлению муниципальным имуществом Ашинского муниципального района. Эксплуатирует все эти свалки на основании договоров аренды, созданный в июне прошлого года МУП «Комсервис АМР»(СеменовА.А.).


Ашинская свалка ТКО расположена примерно в одном километре юго-западнее города, фактически эксплуатируется около 2-х гектаров, за год на нее вывозится примерно 7 тыс. тонн ТКО. В дневное время смотритель собирает талоны и фиксирует, кто и в каком количестве вывез ТКО, указывает, где именно их складировать.
Кропачевская свалка расположена в 2-х километрах от поселения, фактически занимает площадь 1,5 га, в год на нее вывозится примерно 700 тонн ТКО.
Миньярская свалка расположена в 700 метрах южнее города, за год на нее вывозится примерно 1,5 тыс. тонн ТКО. На свалке имеется смотритель.
Симская свалка расположена в 600 метрах северо-западнее города, фактически используется около 5 га, за год на нее вывозится 3,5 тыс, тонн ТКО. В дневное время так же имеется смотритель. У всех смотрителей имеется должностная инструкция, разработан режим работы свалок по приему бытовых отходов с учетом требований производственной санитарии для работающих. Смотритель руководит действиями бульдозериста при планировании и засыпке слоя ТКО землей, принимает меры в случае возгорания ТКО. Сбор ТКО в поселениях организован таким образом, что контейнерные площадки имеются только в Аше, в других поселениях ежедневный объезд по графику. Конечно проблема - сбор и вывоз мусора из частного сектора. Коммунальщики говорят: кто будет платить? Население платить не хочет. Используем все возможности, даже депутаты районного Собрания и городского Совета помогают вывезти мусора на своих избирательных округах, но это все разовые акции.

В результате совместной работы МУП «Комсервис АМР» и нашего комитета стали исчезать несанкционированные свалки на межпоселенных территориях. Мы совместно определяем фронт работ, МУП «Комсервис АМР» ликвидирует несанкционированные свалки, после проверки мы оплачиваем выполненные работы. Так только в этом году было ликвидировано 35 несанкционированных свалок, собрано и вывезено около 300 тонн мусора. Привлекаем к решению этих вопросов и школьников, второй год проводим совместно с Управлением образования районный конкурс «Зеленых патрулей» когда за отрядом закрепляется конкретный участок речного берега или родник, и они не только убирают мусор, но и следят там за порядком, а мы в декабре подводим итоги, награждаем лучших, это мероприятие имеет большое воспитательное значение. Но ходить за бессовестными людьми и убирать за ними мусор, это не эффективно, если нет возможности в законном порядке привлечь их к ответственности. К сожалению, у нас не срабатывает и то, что участковых уполномочили составлять протоколы об административных правонарушениях по заявлениям граждан на несанкционированные свалки и сжигание мусора. В этом году участковые по району составили 1 такой протокол. Когда существовали административные комиссии, и мы имели право составлять протоколы, эта работа велась гораздо активнее и результативнее. Надеемся, что новый областной закон по обращению с отходами производства и потребления вооружит нас и даст возможность вести эту работу эффективнее.

Свалки в Кропачево, Миньяре и Симе расположены на землях этих поселений, в Аше на землях гослесфонда, это одна из причин, что в настоящее время отведен и поставлен на кадастровый учет участок под строительство нового полигона в Аше. Готовятся документы на разработку проекта полигона ТБО.

МУП «Комсервис АМР» имеет проект нормативов образования отходов, паспорта опасности отходов, заключил договора на мониторинг, получил лицензию по обращению с опасными отходами. А Вы знаете, чего это стоит.

В районе принята муниципальная целевая Программа по организации утилизации и переработке твердых бытовых отходов на 2007-2010 годы.

Пока мероприятия Программы выполнялись, как будет дальше, сказать трудно, ведь выполнение Программы связано с выделением больших бюджетных средств. В соответствии с программой в этом году МУП «Комсервис АМР» получил за счет областного и местного бюджета трактор, экскаватор, самосвал, грейдер, два мусоровоза.

Если с утилизацией все более или менее понятно и работа эта у нас ведется, то с переработкой у нас еще все впереди. В районе недостаточно пунктов приема вторсырья. Если металл и стеклотара принимаются, то стеклобой, пластик и практически вся макулатура идет на свалки.

Мы понимаем, что перед нами все настойчивее встают задачи поэтапного внедрения раздельного сбора отходов и создание мусоросортировочных участков, но проблема еще найти надежного потребителя вторсырья. Может быть, Министерство по радиационной и экологической безопасности возьмет на себя функцию информационного обеспечения муниципалитетов в этой области?

В ноябре текущего года состоялось заседание президиума Совета глав муниципальных образований при Губернаторе Челябинской области. Там, как раз, рассматривались вопросы природоохранной деятельности, и прозвучало, что необходимо создавать межрайонные организации по переработке вторсырья. Мы такое предложение считаем правильным и поддерживаем. Еще считаем необходимым создать областную программу по обращению с ТКО в Челябинской области.


ОРГАНИЗАЦИЯ УТИЛИЗАЦИИ (ЗАХОРОНЕНИЯ) И ПЕРЕРАБОТКИ ОТХОДОВ

В АШИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
Докладчик: Семенов А.А.

директор МУП «Комсервис Ашинского муниципального района»


Наше предприятие МУП «Комсервис АМР» работает в Ашинском районе с 01 июня 2007 года. Оно объединяет все санкционированные свалки городов и поселков (г.Аша, г.Сим, г.Миньяр, п.Кропачево). Первоочередным в нашей работе было принятие Муниципальной целевой программы по организации утилизации и переработки ТБО на 2007- 2010 годы. В ней заложены средства на приведение в надлежащий вид санкционированных свалок (обваловка, ограждение, подъездная дорога, подвод электричества), приобретение специальной коммунальной техники для обслуживания свалок, строительство нового полигона в г.Аше.

За текущий год нам удалось отвести земельные участки под санкционированные свалки и оформить договора аренды. Прошли экологическую экспертизу и получили лицензию. От администрации района , согласно программы была получена техника.

На первый взгляд вроде бы все нормально, но это совсем не так. На самом же деле полностью не соблюдается технология захоронения – траншейным способом. Мы не можем организовать круглосуточное дежурство объектов, что ведет к бесконтрольному сваливанию мусора и поджогам его с целью сокрытия. Все это происходит в вечернее и ночное время, когда нет охраны. Предприятие понесло за текущий год убытков 200 тыс.руб., оплачивая вызовы пожарных машин. В решение этих вопросов, правильнее в не решение этих вопросов главную отрицательную роль сыграл ГК «ЕТО». Вместо того, чтобы согласовать экономически обоснованный тариф на захоронение ТБО, из него исключают все, оставляя крохи, не считаясь с производственной потребностью. Для них экономическая обоснованность – это приказ вышестоящих органов из г.Москвы, на сколько процентов разрешить поднять тариф. С таким подходом в решении сегодняшнего нашего вопроса, мы еще пятьдесят лет будем топтаться на месте. Ведь переработка и утилизация мусора на свалках малых городов и поселков убыточна, местная администрация не финансирует технологические процессы (они должны быть заложены в тариф) и полезное, нужное дело может погибнуть. С каждым годом растет количество несанкционированных свалок. А что будет через 10-15 лет?!

Предлагаю выйти с предложением принять областную программу по утилизации переработки ТБО, в которой учесть приобретение техники и технологии утилизации ТБО не только для больших городов, но и учитывая объемы малых городов, и чтобы ГК «ЕТО» принимал в этом прямое участие, а не был сторонним наблюдателем. И в заключении большую тревогу вызывает выполнение целевой программы на 2009 год, возможно она будет заморожена из-за финансового кризиса.


СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Докладчик: Галичин А.М.

Директор МУП «ГоЭкоЦентр» город Челябинск
Рост городов, населенных пунктов, развитие промышленности и сельского хозяйства приводят к ухудшению экологических условий проживания людей, особенно в промышленных городах, где хозяйственная деятельность наиболее сконцентрирована, и где на ограниченной территории сосредоточена значительная масса населения. Одним из наиболее ярких факторов, влияющих на экологию города, являются различные виды отходов жизнедеятельности города.

Для оперативного и комплексного управления потоками ТКО Постановлением Главы администрации города Челябинска Муниципальное унитарное предприятие «Городской Экологический Центр» было определено как единый муниципальный Центр по обращению с отходами. В настоящее время ГорЭкоЦентр – это предприятие деятельность которого направлена на комплексное решение задач экологической направленности, и в первую очередь, на решение задач связанных с утилизацией отходов.

Специалистами МУП «ГорЭкоЦентр» была разработана система управления обращением с отходами в городе Челябинске, благодаря чему решение проблем чистоты стало осуществляться более профессионально. ГорЭкоЦентр использует комплексный подход в решении этих проблем: организует и координирует сбор, вывоз, переработку и захоронение отходов, а также уборку контейнерных площадок для сбора бытового мусора в соответствии с санитарными нормами и правилами; контролирует деятельность всех городских объектов, связанных с отходами.

Среднегодовой объем образования ТКО в Челябинске, при общей тенденции к увеличению, в 2007 году составил около 590 тысяч тонн.

Все отходы города Челябинска поступают на городскую свалку. На момент ее возникновения (примерно 1949 год) свалка находилась за территорией города, но вследствие расширения городских территорий, свалка оказалась в городской черте.

С 2005 года городская свалка находится под управлением МУП «ГорЭкоЦентр». Все работы по захоронению отходов ведутся в полном соответствии с технологическим регламентом, в результате чего резко снизилось количество пожаров и возгораний на свалке, и по результатам ежедневного мониторинга атмосферного воздуха на свалке уровень негативного ее воздействия на окружающую среду оказывается минимальным.

С 1 июля 2005 года на городском полигоне введен в эксплуатацию автоматизированный весовой комплекс (АВК), благодаря чему прием отходов на свалку стал осуществляться по весовым показателям. После введения АВК появилась реальная возможность объективно оценивать количество поступающих отходов, определять реальные затраты на их транспортировку и захоронение. Собирать отходы становится выгодно — за реальные отходы перевозчики получают реальные деньги и, естественно, стремятся за один рейс перевезти как можно больше. С внедрением новой системы доставки, приема и размещения отходов улучшилась санитарно-экологическая обстановка в городе, увеличился объем поступающих на свалку отходов, повысилась эффективность работы предприятий-перевозчиков. Ежедневно через весовой комплекс проходит более 800 единиц техники.

Но несмотря на принимаемые меры, городская свалка в настоящее время исчерпала свои возможности и должна быть рекультивирована.

Концепция обращения с ТКО на территории Челябинской области устанавливает жесткие требования к местам и объектам размещения ТКО. Поиск удовлетворяющих требованиям мест представляет сложную задачу и ведет к удалению объектов размещения ТКО от жилой застройки и увеличению расстояния транспортировки. С учетом запрета на захоронение отходов на территориях городских и иных поселений проблема поиска и согласования мест законного размещения ТКО является, как правило, межмуниципальной, с чем Челябинск уже столкнулся.

В 2006 году был выбран участок под строительство нового полигона. Главой Красноармейского р-на был утвержден акт выбора земельного участка в районе оз. Половинное Красноармейского района. Были проведены предпроектные инженерно-геологические работы, на что было затрачено более 4 млн. руб. Однако, уже после подписания акта, данный земельный участок оказался в собственности третьих лиц, что затягивает на неопределенное время процесс передачи указанных земель под строительство полигона. Собственники земель завышают реальную стоимость до 300 тыс. рублей за га.

На заседании областной межведомственной комиссии от 09.10.2008г. было отказано в выделении средств на проектирование полигона ТКО, по причине того, что земли, выделенные под полигон, в настоящее время находятся в частной собственности. Остается не ясным, будут ли выделены средства на проектирование и строительство полигона ТКО, не определено месторасположение полигона, а так же каким образом будут возвращены средства, затраченные на проведение предпроектных работ на ранее выделенной территории.

Сбор отходов осуществляется с контейнерных площадок жилого фонда, а также от предприятий и организаций города. Всего в городе более 2500 площадок, 1550 из которых в жилом секторе города, где установлено 8561 контейнер объемом 0,6 м3 и 407 - 5 м3. С 2006 года установлены контейнеры и организован вывоз ТКО на территории индивидуального жилого сектора города.

Тариф на вывоз и утилизацию бытовых отходов в 2008 году составил:


  • многоквартирный благоустроенный жилфонд - 0,87 руб. с 1м2 жилой пощади;

  • индивидуальный жилфонд – 9,15 руб. с одного человека в месяц.

При норме накопления отходов – 1,61 м3 на одного человека в год. Для сравнения можно отметить, что в других городах, схожих с Челябинском, норма накопления достигает 2 м3 и более.

Размер экономически обоснованного тарифа на сегодняшний день составляет 1,63 руб., 40% которого предполагается компенсировать за счет городского бюджета.

Вывоз отходов с контейнерных площадок жилищного фонда осуществляется ежедневно. Для вывоза отходов задействовано 9 подрядных организаций и около 200 мусоровоз. Предприятия-перевозчики назначаются по результатам открытого конкурса, что позволяет уменьшить тариф на вывоз ТКО перевозчиками и контролировать качество выполнения данного вида услуг подрядными организациями.

Наряду с обслуживанием населения ГорЭкоЦентр проводит работу по заключению договоров на вывоз и размещение отходов с предприятиями всех форм собственности. В настоящее время заключено уже более 6 тыс. договоров.

С целью улучшения санитарно-экологического состояния города ГорЭкоЦентр осуществляет уборку контейнерных площадок, ремонт и реконструкцию контейнерных площадок, а также вывоз несанкционированных свалок.

В 2009 году будет начата работа по оснащению контейнерных площадок контейнерами нового образца (евроконтейнерами). На первом этапе планируется приобрести 115 контейнеров. Введение новых контейнеров позволит значительно улучшить санитарное и эстетическое состояние городских дворов.

В 2003 году построена и введена в эксплуатацию мусоросортировочная станция, где ежегодно перерабатываются около 10 тыс. тонн отходов потребления для дальнейшего их использования в качестве вторичных материальных ресурсов. МСС была создана как экспериментальный объект, не влияет на общий объем отходов города.

Перспективы развития

За последние 3,5 года система управления отходами претерпела существенные изменения. Приоритетным направлением является уменьшение количества образующихся отходов, развитие методов их утилизации и снижение потока отходов, в том числе создание таких условий, при которых захоронение отходов становится экономически невыгодным.

В течение 2007-2008г.г. специалистами МУП «ГорЭкоЦентр» совместно с японскими специалистами администрации города Китакюси и японской ассоциации содействия торговле с Россией и новыми независимыми странами (РОТОБО) проводились работы по разработке Концепции по совершенствованию системы обращения с отходами.

Целью создания Концепции является сокращение годового объема отходов для захоронения от 590 до 270 тыс. тонн в год, а также повышение уровня переработки отходов от 0% до 30%.

Новая концепция имеет 6 основных направлений:


  1. Проектирование и строительство новых технических объектов системы обращения с отходами, а именно: полигона конечного захоронения ТКО, мусоросортировочного центра, мусоросжигатльного завода).

  2. Совершенствование системы сбора отходов в местах их образования.

  3. Совершенствование системы вывоза отходов.

  4. Создание системы вторичного использования отходов.

  5. Рекультивация существующей городской свалки.

  6. Реализация комплекса организационных мероприятий, направленных на совершенствование нормативно-правовой базы в сфере обращения с отходами и повышение уровня экологического сознания граждан.

__________________________________________________________________

Схему совершенствованной системы обращения с отходами можно увидеть на мониторе. Подробнее остановлюсь на отдельных направлениях.



I. Проектирование и строительство полигона.

При проектировании полигона будут учтены совместные российско-японские экологические технологии. На полигон будут поступать только инертные, т.е. абсолютно безвредные отходы, т.к. прежде они будут подвергнуты сортировке на МСЦ. Отсутствие на свалке органических отходов исключает возможность образования свалочных газов (метан и пр.), свалочных жидкостей, задымлений и пожаров. Отсутствие пищевых отходов исключит возможность расселения на свалке птиц (чаек и пр.), грызунов, собак, лисиц. На полигоне будет проводиться постоянный мониторинг атмосферного воздуха, почв, грунтовых и поверхностных вод.

Планируемый объем захоронения за весь срок эксплуатации – 10 млн. тонн. В зависимости от проектирования будущего полигона и способов захоронения, возможно решить задачу по увеличению емкости захоронения и продлению сроков эксплуатации до 50 лет. При планировании мощности полигона учтена возможность его использования Красноармейски, Еткульским, Коркинским муниципальными районами и Копейским городским округом.

Проектирование и строительство МСЦ.

Одновременно с проектированием и строительством полигона должны проводиться работы по проектированию и строительству МСЦ, который будет включать в себя комплекс взаимосвязанных объектов:



  1. Автоматизированный весовой комплекс (АВК)

  2. Участок сортировки отходов.

  3. Участок КГМ.

  4. Участок переработки древесных отходов.

  5. Участок отгрузки отходов, где происходит загрузка и прессование отходов в большегрузные автопоезда-мусоровозы для транспортировки отходов на полигон.

МСЦ является объектом, на котором осуществляется отбор ресурсных отходов из бытовых и офисных отходов, собираемых на контейнерных площадках, а также объектом, на котором осуществляется промежуточная обработка остаточных отходов перед их отгрузкой на МСЗ и полигон конечного захоронения.

Проектирование и строительство мусоросжигательного завода (МСЗ).

Организация проектирования, строительства и эксплуатации МСЗ на основе плавильной печи инсинератора-газификатора, функционирующей по принципу шахтной плавильной печи с использованием технологий японской компании «Nippon steel ingineering». Введение в эксплуатацию МСЗ приводит к сокращению количества отходов, направляемых на полигон. При проектировании МСЗ, в первую очередь, должны быть учтены все требования по охране окружающей среды, а именно наличие пылесборного оборудования, оборудования для удаления диоксидов и оксидов серы, оксидов азота, гидроксилов, оборудования для проведения мониторинга выбросов, оборудования по обезвреживанию золы от сжигания и т.д.

При использовании инсиниратора-газификатора на основе шахтной плавильной печи образование золы составляет менее 5%, а также возможна легкая обработка ядовитых веществ и вторичное использование полученного металла.

II. Совершенствование системы сбора отходов в местах их образования.

1. Строительство и реконструкция мест сбора ТКО в жилом секторе в соответствии с санитарными нормами и правилами.

2. Приобретение передвижного оборудования для автоматической мойки и дезинфекционной обработки контейнеров для сбора мусора по замкнутому циклу. Оборудование позволяет выполнять обработку контейнеров непосредственно на контейнерной площадке.

3. Создание системы раздельного сбора отходов.

Раздельный сбор отходов должен включать комплекс мер и мероприятий, которые поэтапно вводятся в городскую систему обращения с отходами.

1-й этап

1)Организация раздельного сбора отходов в учебных учреждениях города. Оснащение учебных учреждений специальными контейнерами для раздельного сбора отходов, а также информационными стендами о необходимости и правилах сортировки отходов. Учет количества и качества отсортированных отходов. Поощрение учреждений, принявших наиболее активное участие в селективном сборе отходов.

2)Привлечение к раздельному сбору отходов предприятий различных форм собственности.

3)На базе МСЦ осуществлять отбор ресурсных отходов из смешанных отходов.

4)Оснащение мест массового скопления людей контейнерами для раздельного сбора отходов, пригодными для использования в качестве вторичного сырья с последующей сортировкой на мусоросортировочной станции.

2-й этап.

1) Раздельный сбор отходов населением по двум фракциям: 1 – пищевые отходы и 2- прочие, с последующей сортировкой второй группы отходов на базе МСЦ.

2) Развитие сети стационарных и мобильных пунктов сбора и первичной обработки вторичного сырья.

4. Совершенствование работы МСС:

5. Ликвидация несанкционированных свалок на территории города.

III. Совершенствование системы вывоза отходов.

1. Расширение парка спецавтотранспорта, обеспечивающего транспортировку отходов от места сбора до места их сортировки, переработки и утилизации (сжигания и конечного захоронения).

2. Создание парка большегрузных транспортных мусоровозов, обеспечивающих транспортировку инертных отходов на полигон конечного захоронения

IV. Создание системы вторичного использования отходов.


  1. Создание единого центра сбора, переработки и утилизации вторичных ресурсов.

  2. Создание комплекса предприятий вторичного восстановления (утилизации) всех типов ресурсных отходов (Эко-Таун).

  3. Стимулирование предпринимательской деятельности по сбору, переработке и утилизации вторичного сырья:

V. Рекультивация городской свалки, расположенной по автодороге Меридиан в Металлургическом районе.

1. Рекультивация отработанной части городской свалки

2. Строительство комплекса по улавливанию и утилизации биогаза на городской свалке, что позволит сократить количество выбросов в атмосферу свалочного газа, образующегося на городской свалке, а также продавать отобранный свалочный газ в качестве альтернативного источника энергии.


  1. Реализация комплекса организационных мероприятий, направленных на совершенствование нормативно-правовой базы в сфере обращения с отходами и повышение уровня экологического сознания граждан.

ВЫВОД:

Опыт создания единого центра по обращению с отходами считаем положительным, что делает возможным использование его в муниципальных образованиях Челябинской области. Данная система обращения с отходами с учетом предложений по ее совершенствованию, являются основой Генеральной схемы санитарной очистки города Челябинска, которая разработана по заказу Администрации Челябинска. Генеральная схема разработана силами специалистов ГорЭкоЦентра, за счет чего было сэкономлено порядка 9 млн. бюджетных средств. В настоящее время схема находится на последней стадии согласования.




УСТРОЙСТВО И СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИГОНА ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ ТРЕХГОРНОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Докладчик: Сергеев Ю.М. главный инженер ОАО «АТП»

Полигон твёрдых бытовых отходов (ТБО) находится на балансе муниципального учреждения «Служба заказчика» с 1995 года, а с 01.07.1998 года по Договору муниципального заказа на оказание услуг по вывозу ТБО (который ежегодно пролонгируется) его эксплуатирует ОАО «Автотранспортное предприятие».

Полигон для складирования твёрдых бытовых отходов г. Трёхгорный Челябинской области расположен в 3 поясе санитарной зоны источников водоснабжения города и эксплуатируется с 1976 года. Общая площадь полигона ТБО составляет 14.3683 га. Ежесуточно на полигон доставляется 110-120м куб. ТБО с жилого фонда и 20-30 м куб. ТБО от организаций по договорам. В течении года на полигон поступает 57 400 м куб./в год ТБО.

Все работы по складированию, уплотнению и изоляции ТБО на полигоне выполняются рабочими ОАО «АТП». На сборе, транспортировке и захоронении ТБО занято 35 рабочих предприятия, из них 24 грузчика и 11 водителей.

Территория полигона состоит из 2-х зон — непосредственно занятая под складирование ТБО и зона размещения хозяйственно-бытовых объектов (домик персонала, навес для хранения контейнеров, площадка для мойки мусоровозов и контейнеров со сборным резервуаром для стоков и насосной для перекачки стоков на карты).

На территории полигона с 1995 года расположена биотермическая камера, где утилизируются отходы класса «Б (трупы павших животных, органические операционные отходы и паталогоанатомические материалы из МСЧ №72 — отходы класса «Б»). Контроль за её эксплуатацией осуществляется ветеринарной и санитарной службами города.

На территории полигона на въезде имеется крытая ванна для обработки колёс автомобилей мусоровозов. На полигоне ТБО работает программа производственного контроля за эксплуатацией полигона ТБО согласно действующим санитарным правилам, ведётся контроль за вредным воздействием полигона ТБО на окружающую среду обитания (грунтовые воды, воздух, почва, поверхностные воды).

Транспортировка отходов осуществляют 10 мусоровозов, оборудованных для загрузки контейнеров из жилого сектора и часть мусоровозов с поведёрной загрузкой. Для вывоза крупногабаритного мусора используются самосвалы ММЗ-4502. Весь транспорт работает по утверждённым графикам, жилой фонд убирается 2 раза в день, утром и вечером. Самовывоз мусора организациями осуществляется самосвалами и транспортными тележками. Организация приёма отходов и захоронения отходов производится работниками полигона. Осматриваются и направляются в 2 адреса или карты (одна для ТБО, вторая для крупногабаритного мусора). На полигоне имеются: 7 карт для захоронения отходов, 5 карт для ТБО и 2 карты для крупногабарита. Размеры все разные: для ТБО – 80х60 метров, для крупногабарита - 80х80 метров и 110х80 метров другая. Устройство карт - делается обваловка до 8 метров высотой, дно карт утрамбовывается глиной. По мере загрузки ТБО утрамбовывается бульдозером и раз В трое суток засыпается споем грунта Н-250 и так до полной загрузки.

Мониторинг состояния окружающей среды на полигоне ТБО и в пределах его воздействия организован согласно разработанной программе производственного контроля. Лабораторные исследования и испытания в соответствии с требованиями нормативных документов по договору №191/05 «На выполнение работ лабораторно-инструментальных методов исследований и испытаний» от 27.0.2005 года, которые проводятся Центром Госсанэпиднадзора №72 Федерального медико-биологического агентства России (зарегистрировано в Государственном реестре за №РООС RU.0001.512563 от 19 октября 2004 года).

По данным полученных результатов лабораторных исследований и испытаний в соответствии с требованиями нормативных документов проводится оценка состояния окружающей среды на полигоне ТБО и в пределах его воздействия на окружающую среду.

Дата ввода полигона — 1976 год. Расстояние до города от полигона – 10 километров. Существующие здания и сооружения полигона: дом сторожа; склад контейнеров; навес с ямой для дезинфекции колёс; КТП-12 - для подачи электроэнергии; площадка для мойки машин; насосная и резервуар для сбора и перекачки стоков с площадки мойки автомобилей и контейнеров: биотермические ямы для захоронения скота - 2 штуки; кабельные линии с железобетонными опорами для освещения карт; напорный коллектор для перекачки стоков от насосной на карты.

Штатное расписание работающих на полигоне: приёмщик - 3 человека; бульдозерист — 1 человек; мойщик — 1 человек.

Сортировка и переработка ТБО на полигоне не ведётся, только захоронение.

Для борьбы с грызунами и насекомыми на полигоне производятся ежемесячные обработки территории работниками Госсанэпиднадзора (согласно договору).

В целях уменьшения воздействия полигона на окружающую природную среду, разработана Программа реконструкции (модернизации) полигона ТБО г. Трёхгорного на 2006 - 2010 гг.. Эта программа согласована с администрацией города, СЭС и начальником МУ «Служба заказчика». По этой программе на сегодня построены: склад для хранения контейнеров; площадка для мойки контейнеров; резервуар для воды объёмом 20 м3 насосная установка; установка механизированной очистки; ванна для дезинфекции автомобилей; биотермическая яма.

В 2009 году планируется построить административно-бытовой корпус и гараж для машин и механизмов. На полигоне установлена система видеонаблюдения, которая помогает контролировать работу полигона круглосуточно.
РАЗРАБОТКА ГЕНЕРАЛЬНЫХ СХЕМ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИЙ
Докладчик: Туленцев В.М.

начальник отдела экологии им природопользования администрации

Экологическая безопасность территории во многом зависит от решения проблем муниципальных отходов. Отсутствие стратегии в этой сфере не позволяет рационально использовать бюджетные средства. Все это наносит экологический и экономический ущерб городу.

Необходимость разработки Генеральной схемы санитарной очистки обусловлена тем, что существующая схема обращения с отходами уже не отвечает современным условиям хозяйствования, предопределенным развитием рыночной экономики, появлением различных форм собственности и разнообразием источников финансирования и не может служить основой для разработки нормативно-правовых документов, направленных на регулирование отношений между административными органами и частными субъектами в сфере обращения с отходами.

Кроме того необходимость разработки схемы отмечена в различных нормативных документах, в т.ч. «Санитарных правилах содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4690-88), Градостроительным кодексом от 29.12.2004г. №190-ФЗ.

Генеральная схема должна обеспечивать организацию рациональной системы сбора, хранения, регулярного вывоза отходов и уборки в конкретном населенном пункте на основе решения комплекса работ. Она должна определять очередность мероприятий, объемы работ по всем видам очистки и уборки, системы и методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки отходов, необходимое количество уборочных машин, механизмов, оборудования и инвентаря, целесообразность проектирования, строительства, реконструкции или расширения объектов санитарной очистки, их основные параметры и размещение, ориентировочные капиталовложения на строительство и преобретение технических средств.

Схема включает, как правило, два этапа:


  1. Определение (уточнение) норм накопления коммунальных отходов от жилого фонда и объектов общественного назначения.

  2. Составление генеральной схемы очистки территории в соответствии с методическими рекомендациями.

Учитывая вышеизложенное и в целях реализации «Концепции обращения с твердыми коммунальными отходами в Челябинской области на 2007-2010гг» Администрацией Копейского городского округа было принято решение о разработке Генеральной схемы очистки территории городского округа. Выделены средства в сумме 600,0 тыс. рублей.

Был объявлен конкурс, на сайте администрации размещена вся необходимая информация. Заявку на участие в конкурсе подала только одна организация ООО «Консалтинговая компания «Экотехгарантия» г. Москва, которая обязалась разработать схему за сумму на 28% ниже от максимально заявленной. С ними и был заключен муниципальный контракт.

Выданы технические условия на разработку генеральной схемы. Через 1,5 месяца схема была представлена в 3-х томах:

1 том: Отчет об анализе информации о состоянии обращения с отходами КГО;

2 том: Стратегия генеральной схемы санитарной очистки КГО;

3 том: Технико-экономические показатели реализации генеральной схемы очистки КГО.



Представленная генеральная схема была направлена на рассмотрение и согласование с органами ЖКХ, архитектуры и санитарно-эпидемиологической службой. При рассмотрении схемы специалисты ЖКХ выявили, что в ней практически не отражены: технология механизированной уборки городских улиц, дорог, площадей, тротуаров и обособленных территорий и организационная структура предприятий системы санитарной очистки и уборки. Схема требует доработки.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал