Закона РФ «Об образовании» Закона Республики Татарстан «Об образовании»



Скачать 240.36 Kb.
Дата26.04.2016
Размер240.36 Kb.
ТипЗакон
Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа разработана на основе:

Закона РФ «Об образовании»

Закона Республики Татарстан «Об образовании»

Федерального компонента государственного стандарта;

Примерной образовательной программы по биологии;

Образовательной программы МБОУ «Новонадыровская СОШ»

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки «Об особенностях преподавания учебного предмета биологии», приказы МО РФ.РТ

Базисного учебного плана РТ;

Учебного плана МБОУ «Новонадыровская СОШ» на 2012-2013 учебный год;

Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующихпрограммы общего образования;

Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях ( утвердены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189)

Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены цели, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на изучение общих основ живого, законов его существования и развития. Биологические знания должны соответствовать формированию биологического мышления и экологической культуры и каждого числа общества, без чего дальнейшее развитие человеческой цивилизации невозможно.

Изучение биологии в 11-м классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:


  • Освоение знаний о биологических системах (вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их списания и выявления естественных и антропогенных изменений, находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей средне, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Изучение курса биологии по данной программе будет реализовываться на основе учебника Д.К. Беляева «Общая биология» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение», 2007 г.

При составлении тематического планирования, были учтены: основное содержание, минимальный перечень лабораторных и практических работ, экскурсий (исключена экскурсия на тему:«Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения», т.к. отсутствуют условия для ее выполнения), требования к уровню подготовки выпускников.

На изучение курса биологии выделено 68 часов (2 часа в неделю).

Данная программа согласована с требованиями стандарта, которые определяют базовый уровень общебиологических знаний и умений.



Учебно-методический комплект

  • Учебник «Общая биология» 10 –11 класс, Д.К. Беляев, Москва «Просвещение», 2007 г.

  • Методическое пособие для учителя;

  • Дидактические материалы;

  • Электронные издания;

  • Научно-справочная литература для учащихся;

  • Контрольные и тестовые работы.

Тематическое планирование:

1

Основы учения об эволюции

27

2

Антропогенез

6

3

Основы экологии

16

4

Биосфера.Охрана биосферы

4

5

Человек и биосфера

7

6

Обобщение и повторение учебного материала по курсу 11 класса

9




Итого

68












Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать:


  • основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере;

  • строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь:


  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: (например: соблюдение правил поведения в природной среде)

  • правил поведения в природной среде;


Календарно-тематическое планирование курса «Общая биология» 11 класс.


№ п/п

Кол-во уроков



Тема урока

Элементы содержания

Тип урока

Вид деятельности учителя и учащихся

Форма контроля

Дом.

зад.


Дата

поплану


Факт.

Раздел 1. Эволюционное учение.

1

1

Возникновение и развитие эволюционных представлений.

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы.

Урок формирования новых знаний

лекция




41

5.09




2

1

Ч.Дарвин и его теория происхождения видов.

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы.

Урок формирования новых знаний

лекция




42

7.09




3.

1

Доказательства эволюции.

Доказательства эволюции.Научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп. Биогенетический закон Ф,Мюллера и Э.Геккеля.

Урок формирования новых знаний

Лекция с элементами беседы




43

12.09




4

1

Движущие силы эволюции. Борьба за существование

Взаимооотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы

Урок формир.новых знаний

Лекция с элементами беседы




46

14.09




5

1

Естественный отбор и его формы

Формы естественного отбора в популяциях

Комбинир.

Фронтальная беседа




47

19.09




6

1

Наследственная изменчивость .Закон Харди-Вайнберга и популяционная генетика

Понятие популяционной генетики. Отражение закона перехода количественных изменений в новое качество на примере роли мутаций в эволюционном процессе

ИНМ

Лекйия с элементами беседы




45,48

21.09



7

1

Лабораторная работа №1 «Изменчивость организмов» стр 281

Понятие изменчивости организмов, наблюдение натуральных объектов, нахождение признаков изменчивости

Лабораторная работа







281 стр.

26.09




8

1

Образование новых видов

Расчленение понятия микроэволюции на частные понятия. Изменение генотипического состава популяции- обязательная предпосылка эволюционного процесса

инм

Работа с учебником

Устный опрос

48,49,51

28.09




9

1

Приспособленность – результат действия факторов эволюции.Относительный характер приспособлений

Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора.

Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

комбинированный урок

Работа с учебником, самостоятельная работа, СД-диск.




50

3.10




10

1

Лабораторная работа №2 «Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер»

Приспособление организмов к среде обитания. Выявление черт приспособленности организмов к среде обитания

Лабораторная работа










5.10




11

1

Видообразование.

Видообразование.


комбинированный урок

Лекция и беседа




51

10.10




12

2

Значение теории эволюции для развития естествознания, для научного объяснения истории развития органического мира

Основные положения современного дарвинизма.Познание закономерностей эволюции для хозяйственной деятельности человека

Семинарское занятие

Рефераты

презентации









12.10

17.10





14

2

Основные пути и направления эволюции.

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцов). Пути достижения биологического прогресса.

Схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции.

Урок формирования новых знаний

Фронтальный опрос

тестирование

52

19.10

24.10




16

1

Ароморфозы (у растений) и идиоадаптации (у насекомых) Лабораторная работа №3

Выявление ароморфозов и идиоадаптации у растений и животных, объяснение их значения

Лабораторная работа










26.10




17

1

Естественный отбор и его результаты. Экскурсия

Причины многообразия видов в природе в зависимости от местных условий

экскурсия







Реферат,отчет

31.10




18

1

Обобщение: Вид. Эволюционное учение.

Проверочная работа.Тематическийзачет.ю

Урок проверки и оценки знаний

Тест исамостоятельная работа




Повт. 10-11 раздел

2.11










Возникновение жизни на Земле






















20

2

Развитие представлений о происхождении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.

Развитие представлений о происхождении жизни.Современные взгляды на возникновение жизни.


Урок формирования новых знаний

Работа с учебником




53,54

14.11


16.11




21




Развитие жизни в криптозое,архее, протерозое

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.


комбинированный урок

Работа с учебником, беседа.СД-диск

Устный опрос

55

21.11



22

1

Развитие жизни в палеозойскю эру

Развитие жизни в палеозойскую эру. Эволюция Растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Репродукции картин, отражающих фауну и флору различных эр и периодов.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных и пресмыкающихся..

Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах

Комбинир.урок

Работа с учебником.беседа

Устный опрос

56

23.11




23

1

Развитие жизни в мезозое

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных и пресмыкающихся..

Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породахие жизни в мезозое

уин

Работа с учебником , беседа




58

28.11




24

1

Развитие жизни в кайнозое. Современная классификация живых организмов

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция).Появление хищных млекопитающих. Появление приматов. Четвертичный период. Направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян

комбинированный урок

Фронтальный опрос, работа с СД-ДИСК.




59,61

30.11




25

1

Экскурсия на тему «История развития жизни на Земле»

Экскурсия на тему «История развития жизни на Земле»




СД-Диск







5.12


27

2

Принципы систематики и классификации организмов

Осуществление эволюции органического мира микро-и макроэволюционными процессами в их единстве и взаимодействии

инм

Работа с учебником.беседа

Устный опрос

60,61

7.12

12.12





Раздел 2. Происхождение человека.

29

2

Ближайшие родственники человека среди животных

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного вида.

Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Модели скелетов человека и позвоночных животных.

Урок формирования новых знаний.

Лекция с элементами беседы.

Устный опрос

62,63

14.12

19.12





30

1

Основные этапы эволюции приматов.

Основные этапы эволюции приматов.
Первые представители рода Человек.

Появление человека разумного





Урок изучения нового материала

Самостоятельная работа

Устный опрос

64,65

21.12




31

1

Человеческие расы, их происхождение и единство

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Биологические особенности человеческих рас, причины их возникновения

Урок формирования новых знаний

Работа с учебником.




66

26.12




33

2

Обобщающий урок по теме «Происхождение жизни на Земле. Происхождение человека».

Обобщение и повторение вопросов темы «Развитие органического мира». Проверочная работа.

Урок проверки и оценки знаний

Самостоятельная работа.

тестирование

Повт.14 раздел

28.12

16.01





Раздел 3. Экосистемы.




34

1

Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды.

Предмет и задачи экологии.Экологические факторы среды.

комбинированный урок.

Лекция с элементами беседы.




67

18.01




35

1

Абиотические факторы среды.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.




Урок формирования новых знаний

Работа с учебником.

тестирование

67

23.01




36

1

Биотические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов.

Биотические факторы среды. Конкуренция, хищничество, паразитизм, комменсализм, нейтрализм




Применение знаний на практике

Сообщение учащихся.

Устный опрос

68

25.01




37

1

Антропогенные факторы и их воздействие

Влияние деятельности человека на окружающую среду и живые организмы




уин

Сообщение учащихся







30.01




38

1

Сезонные изменения в природе и приспособленность к ним организмов.Фотопериодизм

Глубокие изменения в живой природе в связи со сменой времен года, примеры различных приспособлений к переживанию неблагоприятных сезонов в активном и покоящемся состояниях. Фотопериодизм и его значение




уин

Сообщения уч-ся

Устный опрос

65 стр.237 22 стр.92-93

1.02




39

1

Лабораторная работа №4. «Выявление черт приспособленности организмов к среде обитания

Черты приспособленности у организмов в связи с сезонными изменениями в природе




Лабораторная работа










6.02




40

1

Вид- основная систематическая единица. Критерии вида.Разнообразие видов растений и животных. Охрана видов

Понятия «вид», «критерии вида»,многообразие видов и рациональное использование их для сохранения этого многообразия




инм

Беседа, устный опрос




42 стр 158-159 77

8.02




41

1

Лабораторная работа №5 «Морфологические особенности растений различных видов»

Морфологический критерий вида.Составление описательной характеристики растений




Лабораторная работа










13.02




42

1

Популяция – структурная единица вида

Понятие « популяция», популяция – структурная единица вида и эволюции




инм

Беседа , устный опрос




42 стр.155-158 до «критерии вида»

15.02




43

1

Биогеоценоз. Экосистемы.

Сообщества. Экосистемы.



Урок формирования новых знаний

Лекция –беседа.




69

20.02




44

1

Поток энергии и цепи питания.

Биомасса, цепи питания, экологическая пирамида










70

22.02




45

1

Свойства экосистем.

Устойчивость, саморегуляция.







Устный опрос

71, 72

27.02




46

1

Смена экосистем

Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.







Устный опрос

73

1.03




48.

1

Агроценозы. Применение экологических знаний в практической деятельности

человека.Биогеоценозы естественные



Агроценозы.Применение экологических знаний в практической деятельности человека.основные компоненты биогеоценозов, круговорот веществ, целостность устойчивость и устойчивость данной экосистемы.

Урок формирования новых знаний

Лекция с элементами беседы.




73,74

6.03




49

1

Основы экологии

Обобщение и систематизация знаний

УК










8.03




Раздел 4. Биосфера и человек.


50

1

Состав и функции биосферы.

Состав и функции биосферы.

Урок формирования новых знаний

Работа с учебником.




75

13.03




51

1

Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.

Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере

Урок усвоения новых знаний

Фронтальный опрос, сообщения учащихся.




76, 77

15.03




52

1

Природные биогеоценозы, сезонные изменения в них, изучение последствий деятельности человека (лес,луг, пруд)

Влияние человека на окружающую среду

экскурсия







отчет

20.03




53

1

Биосфера. Охрана биосферы

Обобщение

ук










22.03










Человек и биосфера(7 часов)






















54

1

Биосфера- оболочка жизни. Глобальные экологические проблемы.

Глобальные экологические проблемы.

Применение знаний на практике

Самостоятельная работа.




78

3.04




55

1

Общество и окружающая среда.

Общество и окружающая среда.

уин

Лекция с элементами беседы.




79

5.04




56

1

Окружающая среда и здоровье человека

Влияние ухудшения состояния окружающей среды на здоровье людей

Уин применение знаний на практике







реферат

10.04




57

1

Рациональное использование природных ресурсов и охрана биосферы

Мероприятия по охране популяций, видов, биогеоценозов, биосферы .цели рационального использования природных ресурсов.

Примнение знаний на практике

Сообщения уч-ся







12.04




58

1

Лабораторная работа № 6 «Определение загрязненности воздуха вредными примесями

Определение загрязненности воздуха вблизи школы.

Лабораторная работа







отчет

17.04




59

1

Лабораторная работа № 7 «Определение химической загрязненности воды в водоеме»

Загрязненность водоема химическим веществами










отчет

19.04




60

1

Влияние с/х и промышленного производства на окружающую среду

Влияние с/х выбросов на окружающую среду

экскурсия







отчет

24.04













Обобщение и повторение учебного материала по курсу 11 класса (8 часов)



















64

4

Учение об экологических системах как научная основа сохранения природы
















26.04

1.03.


3.05

8.05





65

3

Учение об эволюции органического мира, использование его для объяснения процессов формирования приспособлений и видообразования
















10.5

15.05


17.05




68

1

Заключительный урок
















22.05




































Использование национального регионального компонента.



Тема урока

ур

Цель использования НРК

Содержание

Литература, источник информации

1

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

1

Дополнение информации об искусственном отборе конкретными фактами регионального содержания

Использование информации о состоянии селекционной работы в Татарстане

1). Материалы периодической печати, проспекты с выставки.
2). Коллекции, гербарий, живые растения.
3). Окаменелости, отпечатки растений в древних породах.
4). Репродукции фотографий мест исторических находок на территории археологического комплекса.
5). Репродукции картин природы края, фотоальбомы.
6). CD-ROM. Красная книга Татарстан.
7). Карты заповедных территорий Татарстан.

8). ГеографияТатарстан: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы.


9). Татарстан

Краткий справочник:




2

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений (лабораторная работа).

5

На объектах местного природного материала (живые растения, гербарии и коллекции)показать индивидуальную изменчивость и результаты видообразования.


Изучение объектов местной флоры.

3

Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора.

Изучение приспособленности организмов к среде обитания (лабораторная работа).

7

На объектах местного природного материала (живые растения, гербарии и коллекции) закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.

Демонстрация живых растительных объектов и коллекций – природныематериалыТатарстан.

4

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных и пресмыкающихся.

12

Расширить представление о многообразии биологических видов прошлых исторических эпох.

Демонстрация объектов местного геологического материала (коллекции). Материалы палеонтологического музея

5

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного вида.

Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.



15

Расширить представление о стадиях эволюционного развития человека.

Демонстрация моделей скелетов человека и позвоночных животных. Информация о находках на территории археологического комплекса.

6

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов. Биоценозы.

Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов.

25



Дополнить информацию о многообразии природных сообществ. Формировать бережное отношение к природе родного края.

Демонстрации фотографий и иллюстраций картин природы области

7

Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

31



Посредством краеведческого материала помочь осознать роль биологии в решении глобальных проблем современности.

Примеры природоохранной деятельности на территории Татарстан. Демонстрация карт области.




База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал