Законом №33-фз «Об особо охраняемых природных территориях»



Скачать 81.58 Kb.
Дата23.04.2016
Размер81.58 Kb.
ТипЗакон
Проблемы кадастра особо охраняемых природных территорий в Оренбургской области
Дамрин А.Г., Редина Г.В.
ФГБОУ ВПО ОГУ, Оренбург
Законодательное регулирование деятельности ООПТ в России обеспечивается  Федеральным законом  №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (принят Государственной Думой Российской Федерации 15 февраля 1995 года).

Согласно этому ФЗ, особо охраняемые природные территории (ООПТ)- участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны[6].



Особо охраняемые природные территории могут иметь:

  1. федеральное значение (являются федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти, а именно Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации);

  2. региональное значение (являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации);

  3. местное значение (являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления).

Площадь особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в России на 2014 год составила около 12% от общей площади страны. Система ООПТ в России представлена 247 федеральными территориями (102 заповедника, 46 национальных парков, 71 федеральный заказник, 28 федеральных памятник природы) и более 12000 ООПТ регионального значения различных категорий.

В Оренбургской области природно заповедный фонд состоит из 524 особо охраняемой территории различного подчинения и ранга. Суммарная площадь ООПТ – около 144 га.

В их число входят 3 ООПТ федерального назначения: национальный парк «Бузулукский Бор», Оренбургский государственный природный заповедник и государственный природный заповедник «Шайтан-Тау». В области также 508 ООПТ областного значения, и 13 территорий местного значения.

Особо охраняемые природные территории областного значения в Оренбургской области находятся в ведомстве Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, а ООПТ местного значения в ведомстве Тоцкого района Оренбургской области.

Устойчивое развитие административных и природных регионов Российской Федерации в настоящее время невозможно себе представить без системы научно обоснованной сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Наиболее полная и систематизированная информация об охраняемых территориях содержится в опубликованных кадастрах.

В статье 4 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» также предусмотрено ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, порядок ведения которого устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.



Под ведением государственного кадастра особо охраняемых природных территорий понимается совокупность действий, включающих в себя свод, структурирование, хранение, накопление, обобщение информации об особо охраняемых природных территориях и учет таких территорий. При этом подготовка, обновление и представление первичных сведений об особо охраняемых природных территориях не являются ведением государственного кадастра особо охраняемых природных территорий[3].

Кадастр ООПТ решает следующие основные задачи[3]:



  1. накопление и систематизация данных о существующих и перспективных ООПТ, мониторинг ООПТ;

  2. анализ состояния и эффективности функционирования разных категорий ООПТ федерального, регионального и местного значения;

  3. обеспечение информацией об ООПТ органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, министерств и ведомств, государственных и общественных организаций, частных лиц.

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется по единой технологии на уровне муниципальных образований и субъекта Российской Федерации независимо от формы собственности и других характеристик.

В основу существующей системы ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий положена форма собственности. «Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется:

  1. по особо охраняемым природным территориям федерального значения, являющимся федеральной собственностью, – федеральными органами исполнительной власти и организациями, в ведении и управлении которых находятся такие природные территории;

  2. по особо охраняемым природным территориям регионального значения, являющимся собственностью субъектов Российской Федерации, – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации

  3. по особо охраняемым природным территориям местного значения, являющимся собственностью муниципальных образований – органами местного самоуправления».

Во исполнение постановления Правительства России от 19 октября 1996 г. № 1249 приказом Госкомэкологии России от 4 июля 1997 г. № 312 утверждены Правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий.

 Согласно данным правилам, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий содержит сведения[3]:



  1. о правовом статусе и нормативной правовой базе функционирования ООПТ;

  2. о географическом положении, границах и площади ООПТ;

  3. об административной и ведомственной подчиненности;

  4. о задачах, возложенных на конкретные ООПТ;

  5. о режиме и способах особой охраны этих территорий;

  6. об охранных зонах ООПТ (площадь, границы, режим);

  7. об экологической, научной, просветительской, рекреационной, экономической, исторической и культурной ценностях этих объектов;

  8. о степени изученности и местах хранения информации о качественных и количественных характеристиках охраняемых природных комплексов и их элементов;

  9. о собственниках, владельцах, пользователях и арендаторах земель и иных ресурсов ООПТ, способах и интенсивности хозяйственного и иного использования ООПТ и их охранных зон;

  10. о степени сохранности, угрожающих факторах и антропогенной нарушенности природных комплексов ООПТ и их компонентов;

  11. о мерах, предлагаемых по восстановлению и воспроизводству растительного и животного мира конкретных ООПТ;

  12. о структурных подразделениях и штатном персонале ООПТ как государственных природоохранных учреждений;

  13. о юридических или физических лицах, взявших на себя обязательства по обеспечению охраны ООПТ (адрес, обязательства, сроки, штаты);

  14. о финансировании и материально-технической базе ООПТ;

  15. о последнем обследовании ООПТ (сроки, направленность работ);

  16. о лицах и организациях, которые могут быть привлечены в качестве экспертов для оценки ситуации на ООПТ и вокруг нее;

  17. об источниках дополнительных сведений, имеющих отношение к ООПТ.

В приказе Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области указано, что обеспечивать ведение государственного кадастра ООПТ обязано Управление по охране окружающей среды и экологии. Сбор, обработку и обновление информации по охране окружающей среды и экологии сведений об ООПТ регионального и местного значения должна осуществлять «Экологическая служба Оренбургской области»[1].

В Оренбургской области работа по составлению кадастра ООПТ была выполнена Институтом степи в 2009 году. На кадастровый учет было поставлено около 500 памятников природы областного значения.

В 2011 году по инициативе Программы развития ООН и Глобального экологического фонда (ПрООН-ГЭФ) Институтом степи УрО РАН начато осуществление проекта «Создание степных ООПТ в Оренбургской области», согласно которому в качестве первых поставленных на кадастровый учет памятников природы выбраны «Степной участок «Никольский» (190 га), «Боевая Гора» (50 га) в Соль-Илецком районе и «Кувайская степь» (1500 га) в Переволоцком районе[4].

Основными этапами кадастровых работ явились[4]:



  1. геодезические измерения и полевое обследование территории, признанной особо охраняемой;

  2. оформление паспорта памятника природы, охранного обязательства и формирование пакета документов, предоставляемых в Кадастровую палату;

  3. согласование паспортов памятников природы и карта планов с Министерством природы ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, администрациями районов, территориальными органами Россрестра, правообладателями и арендаторами.

Исполнители работ столкнулись с рядом проблем, осложняющих процесс формирования памятника природы и его постановку на кадастровый учет. Эти проблемы актуальны и на данный момент. Среди них следует выделить следующие:

  1. для области не существует утвержденной правительством формы паспорта памятника природы;

  2. некоторые памятники природы сильно удалены от объектов государственной геодезической сети и для формирования их границ нужно применять иные методы, кроме геодезического;

  3. при формировании границ объектов, удаленных от ГГС картометрическим способом также возникает проблема, т.к. не вся территория области имеет покрытие ортофотопланами;

  4. преобразование географических координат является трудоемким, но важным этапом. Схемы природы в Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области составлены в координатах Пулково 1942 г. и WGS-84, а кадастровые планы для кадастровой палаты оформляются в координатах МСК – 56.

Необходимость правовой охраны земель закреплена в конституционном порядке. В соответствии со ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов.

Земельное законодательство, развивая эти положения, определяет обеспечение рационального использования и охраны земель как одну из главных задач правового регулирования земельных отношений. Одним из основных методов правовой охраны земель является юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства.



На землях особо охраняемых территорий запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов РФ. Юридическое значение этих земель состоит в том, что, признав земли особо охраняемых территорий в качестве отдельной категории, Кодекс установил их правовой режим и ограничил возможности их изъятия для иных целей.

Ведение кадастра ООПТ помогает осуществлять контроль за использованием особо-охраняемых территорий, а значит, сохранять природное и биологическое разнообразие области и страны в целом.
Список литературы
1. Закон Оренбургской области от 07 декабря 1999 года N 394/82-ОЗ  «Об особо охраняемых природных территориях Оренбургской области»

2. Кревер В. Г., Особо охраняемые природные территории России: современное состояние и перспективы развития / В. Г. Кревер, М. С. Стишов, И. А. Онуфреня — Москва: «Орбис Пиктус», 2009.

3. Приказ Минприроды России № 69 от 19.03.2012 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий»

4. Петрищев В.П., Левыкин С.В. - Проблемы постановки на кадастровый учёт степных памятников природы, материалы VI Международного симпозиума, 2012 год

5. Сайт Министерства природных ресурсов, экологи и имущественных отношений Оренбургской области 

6. Федеральный закон № 33-ФЗ от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных территориях

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал