Занятие (15 лекций и 15 семинаров + просмотр этнографического фильма)



Скачать 323.82 Kb.
Дата26.04.2016
Размер323.82 Kb.

Преподаватель: Круглова Анна Борисовна

Длительность: 62 часа; 31 занятие (15 лекций и

15 семинаров + просмотр этнографического фильма)


Требования к технической оснащенности курса –

оборудование для просмотра фильмов в

формате mp4.


 Для прослушивания курса необходим уровень знания английского языка не ниже Intermediate, т.к. курс предполагает большой объем чтения книг и просмотр фильмов на английском языке.


Социокультурная антропология: введение

РАЗДЕЛ 1. Общая информация о дисциплине

Это программа вступительного курса по социальной и культурной антропологии. Разбирая в подробностях этнографические материалы из разных географических регионов - Папуа-Новой Гвинеи, Африки, Индии, Америки и России, мы получим представление о том, с какими вопросами и методами антропологи подходят к изучению языка, культурных символов, религиозных, политических, родственных и экономических аспектов обществ.

Наша первая цель - научиться думать о любой человеческой активности как о культурной и социальной активности. Наша вторая цель - развить социальное воображение. Антропология как дисциплина родилась тогда, когда в процессе колонизации европейцы открыли для себя возможность «странности», «инаковости» (otherness). Поэтому в антропологии есть знаменитое высказывание о том, что ее задача – «делать странное понятным, а понятное – странным». Сначала мы ответим на вопрос - как антропология делает странное понятным? Как она изучает и осмысляет «инаковость», богатство и кросс-культурное разнообразие способов быть человеком? Затем мы «сделаем понятное странным», и научимся видеть нашу собственную социальную и культурную реальности не как данность, но как возможность.

Курс во многом является обзорным, показывающим историческую и современную, тематическую и методологическую структуру антропологии как дисциплины и как поля знания. Семинары и лекции в первой части курса будут посвящены общей истории, теории и методам антропологии. Во второй части мы рассмотрим «классические» (но не утратившие своего значения!) темы антропологии: родство, политика, экономика, религия и ритуал, идентичность, глобализация. В третьей части мы ознакомимся с относительно новой темой – антропологией риска и безопасности; со «старым», специфическим, но фундаментальным для дисциплины интересом антропологов к «субъективности» и «личности»; увидим, в чем заключается задачи так называемых «прикладных» антропологий; и проследим развитие антропологического знания в России. В целом, мы овладеем основными понятиями, необходимыми для результативного чтения этнографической литературы; научимся отличать качественное антропологическое исследование от других жанров изучения культуры и общества; и применять «антропологическую оптику», понимая ее достоинства и недостатки, для рассмотрения любой интересующей нас темы.



РАЗДЕЛ 2. Цели и задачи курса
Данный курс является базовым в системе бакалавриата (аналог Anthropology 101) для подготовки по специальности «социальный и культурный антрополог». В ходе курса будут рассмотрены некоторые понятия социальной теории, являющиеся общими для дисциплин, занимающимися различными аспектами социальных отношений, а именно:


  • Социологии

  • Критической теории (critical theory)

  • Культурологии (cultural studies)

  • Семиотики

  • Истории

  • Урбанистики (современной теории города)

Для освоения данного курса необходимы:




  • Умение самостоятельного поиска, выбора и структурирования информации

  • Навыки критического мышления, аналитического чтения и письма

  • Умение работать в группе; вести аргументированно обоснованный диалог по теме; ясно, структурированно представлять аудитории результаты своей работы в контексте семинара, в том числе с применением аудиовизуальных технических средств; заинтересовать аудиторию полемической остротой проблемы

  • Внимание! Курс состоит из лекций и семинаров. Лекции будут читаться на русском языке, но подготовка к семинарам предполагает еженедельное прочтение 30-50 страниц неадаптированного или минимально адаптированного текста на английском языке. Желательно владение английским языком на уровне advanced; обязательно - на уровне intermediate. Образцы текстов будут предоставлены заранее в системе MyNES.

Также по окончании курса студенты должны:




  • Понимать уникальность, преимущества и ограничения антропологического и этнографического подхода в изучении социальной реальности, обусловленность позиции этнографа

  • Владеть базовым категориальным аппаратом антропологии, в том числе на английском языке

  • Распознавать родственные, религиозные, экономические и политические модели, лежащие в основе социальных и культурных феноменов

  • Иметь навыки аналитического чтения антропологического текста на русском и английском языках, уметь интерпретировать этнографический материал

  • Уметь синтезировать полученное знание в теоретической работе

  • Представлять применимость и роль антропологического знания в работе экономиста и администратора.


РАЗДЕЛ 3. Структура и содержание модуля



неделя

Название лекции/раздела

Всего часов

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

Часть 1. Антропология: особенности, теория и методы, история.


1

Обзорная лекция

12

2

2

8

2

«Основания».

12

2

2

8

3

«Перестройки» и современность

12

2

2

8

4

Словарь антрополога: полезные концепты (1)

12

2

2

8

5

Словарь антрополога: полезные концепты (2)

12

2

2

8


Часть 2. Классические темы в антропологии


6

Семья, родственные отношения. Секс и гендер

12

2

2

8

7

Закон, политика и власть. Идентичности, роли и группы

12

2

2

8

8

«Картина мира». Магия, религия, космология

12

2

2

8

9

Ритуальное действие

12

2

2

8

10

Экономическая антропология. Подарки, деньги и мораль.

12

2

2

8

11

Глобализация

12

2

2

8


Часть 3. Другие антропологии и «другое» в антропологии


12

Социальное в несоциальном? Опыт, субъективность, эмоции

12

2

2

8

13

Новое направление? Антропология риска и безопасности

12

2

2

8

14

«Прикладные» антропологии

12

2

2

8

15

Советская этнология. Этнографии пост-советской России

12

2

2

8

16

Просмотр этнографического фильма


2

1,5

0,5




Структура семинаров: первые 15-20 минут – проведение мини-контрольных по содержанию предыдущей лекции и разбор ошибок предыдущей мини-контрольной (см. раздел 6, пункт 6.3). Оставшееся время – дискуссия по материалам лекций и литературы к самостоятельному прочтению.

Базовые антологии текстов для семинаров:

Spradley, James, and David W. McCurdy. 2006. Conformity and conflict: readings in cultural anthropology. 12th edition. Pearson.

McGee, Jon, and Richard Warms. 2011. Anthropological theory: an introductory history. Mcgraw-Hill.



Содержание лекций и списки обязательной литературы

Часть 1. Антропология: особенности, теория и методы, история.

  1. Обзорная лекция

“Разделы” антропологии. Физическая, лингвистическая, археология, социальная, культурная.

Понятие культуры: природа и культура, культура и общество, культура и институт, культура и классовое расслоение

Принципы антропологического взгляда на мир. Сравнительные исследования - компаративизм. Изучение человечества – универсализм. Исследование разнообразия. Мозаичность проблематики. Сочетание «шкал анализа». Множественность тем и подходов. Этноцентризм и культурный релятивизм. Контекстуальность и холизм (holistic approach).

Примеры антропологов: тематическая, теоретическая и географическая специализация.

Пример антропологического исследования – исследовательский вопрос, поле, анализ, этнография.

Антропология - наука, или искусство?

Вопрос о «прикладном» значении антропологии.

Обсуждение вопросов по организации и содержанию курса. Как составлять вопросы для семинаров. Примеры вопросов для мини-контрольных, примеры текстов на английском для самостоятельного чтения, примеры статей для контрольного эссе, и другие вопросы по написанию эссе.



Обязательная литература
James Spradley. Ethnography and culture. In Conformity and Conflict: readings in cultural anthropology,

Spradley and McCurdy (eds). Pearson. p 7-14


Richard Borshay Lee. “Eating Christmas in the Kalahari.” In Conformity and Conflict: readings in cultural anthropology, Spradley and McCurdy (eds). Pearson. p 15-22.

Laura Bohannan. “Shakespeare in the bush”. In Conformity and Conflict: readings in cultural anthropology, Spradley and McCurdy (eds). Pearson. p 23-32.


2. «Основания»

Колониализм и встреча с «другим». Инаковость. James Fabian.

Эволюционизм. «Дикость» , «цивилизация», «примитивное общество», «раса». Edward Tylor, Louis Henry Morgan, Herbert Spenser.

Исторический партикуляризм и диффузионизм – Franz Boas, Alfred Lewis Kroeber, Ruth Benedict, Margaret Mead. Школа «Культура-и-личность».

Структурный функционализм: Emile Durkheim, Radcliffe-Brown, Evans-Prichard, Bronislaw Malinowski.

Антропология как «служанка колониализма»: прикладные исследования по заказу колониальных властей, научное обеспечение косвенного управления колониальными народами. Для сравнения – антропология как «служанка американского империализма» (недавний скандал, связанный с работой американских антропологов на Ближнем Востоке).

Методы: полевая работа. Антрополог «в кресле» и «на веранде». Проблема интерпретации. Проблема «перевода». Эмический и этический подходы. Индуктивный метод. Критика дедуктивного метода. Читать или не читать перед полем? Включенное наблюдение. Одновременность сбора информации и анализа в антропологии. Life-history. Неструктурированное и полуструктурированное интервью. Вопрос «репрезентативности выборки» в антропологии. Sustained judgement/disbelief. «Скрытые» и «явные» функции в культуре. Рефлексия и осознанность - насколько действия объектов антропологического исследования отдают себе отчет в своих действиях? Нормы и убеждения – идеальные и реальные. Спор антропологов Redfield и Lewis.

Обязательная литература.
Малиновский Б. Научная теория культуры. Москва: ОГИ, 2005
Ruth Fulton Benedict, Psychological Types in the Cultures of the Southwest (1928). In: McGee and Warms, Anthropological theory: an introductory history, 2011
Эванс-Причард Э.Э. Нуэры: Описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов. М.: Наука, 1985

3. Перестройки и современность

Структурализм. Claude Levy-Strauss, Edmund Leach. «Глубокая структура» и внимание к бессознательному. «Элементарные структуры родства» .Приоритет этического анализа. Проблема вечного настоящего: синхронный и диахронный анализ. Лингвистические аналогии структурализма – грамматика, коды. Когнитивные карты. Нейрологические аналогии структурализма: бинарные оппозиции. Диалектический подход.

«Интерпретация культур». Clifford Geertz. Фокус на значении и интерпретации, а не на причинно-следственных связях и поведении.

Антропология и пост-колониальные исследования. Edward Said.

Пост-структурализм и постмодернизм. Критика оптики антропологов как оптики «авторитетного голоса». Диалогический и поливокальный подходы. Критика метанарративов и «общих теорий всего». «Рефлексивный поворот» в антропологии: George Markus, James Clifford, Michael Fischer. Дневники Малиновского. Критика постмодернизма.

Методы: позиция антрополога, native anthropologist: работа в собственной культуре. Going native: возможно, и нужно ли, «стать аборигеном»? Политика в поле и вне поля, rapport, использование фотографии, исторические методы, женщины в поле, стресс в поле, работа с маргинальными и девиантными информантами, работа в команде. «Антрополог – тот, кто пишет»: роль текста в антропологической работе. Поэтика и политика этнографического текста. Методология «насыщенного описания». Рождение когнитивной антропологии и статус формальных методов. От рефлексии о методах к рефлексии о знании: эпистемологический статус туземных теорий. Роль «хау» и «маны» в теории Marcel Mauss и критика Levy-Strauss.

Категоризация тем в неструктурированном интервью. Диаграммы и визуализации. Эмпирическое обобщение. «Этнографическое» и «антропологическое» воображение. Инсайт. Сравнение с другими исследованиями. Использование статистики и количественных методов.

Обязательная литература

Леви-Стросс К. Неприрученная мысль. Глава «Отношения симметрии между ритуалами и мифами соседних народов». http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Lev-Str/21.php (или любое другое издание).

R. Radcliffe-Brown, On Joking Relationships (1940). In: McGee and Warms, Anthropological theory: an introductory history, 2011

Гирц К. Глубокая игра: заметки о петушиных боях у балийцев. // Интерпретация культур. М.: РоссПЭН, 2004, с.478-522.


Barrett, Stanley R. 2009. “Case study one: a West African utopia” and “Case study two: the radical right in Canada”. P 122-141 In Anthropology: a student’s guide to theory and method. University of Toronto Press.
4. Словарь антрополога: полезные концепты (1)
History

Modernity

Сommunity and Society

Tradition and Rationality

Syncretism

The Unconscious

Symbol
Обязательная литература
Claude Levi-Strauss, Four Winnebago Myths: A Structural Sketch(1960). In: McGee and Warms, Anthropological theory: an introductory history, 2011
Sherry B. Ortner, Is Female to Male as Nature Is to Culture?(1974). In: McGee and Warms, Anthropological theory: an introductory history, 2011

Challenge reading (не обязательно к прочтению, но если сумеете прочитать, то можете читать любую литературу по антропологической теории): Comaroffs, Jean and John. 1999. Occult economies and the violence of abstraction: notes from the South African postcolony. American Ethnologist 26(2): 279-303.



5. Словарь антрополога: полезные концепты (2)

Social constructivism

Structure and agency

Subjectivity

Embodiment

Materiality

Space and place

Обязательная литература

Daniel Miller. The Сomfort of Things. Стр. 1-31 («Prologue», «The Empty» and «The Full») и стр. 282-297 («The Epilogue»). Polity Press.



Часть 2. Классические темы антропологии

6. Семья, родственные отношения. Секс и гендер.

Открытие рода и матрилинейного родства в эволюционной антропологии 19го века. Родство как базовый принцип социальной организации. Родство биологическое (кровное) и социальное.

Классификационные и генеалогические системы родства. Культурные различия понимания «биологии» родства. Фиктивное родство и свойство. Наследуемые и достигаемые статусы. Линиджи, кланы, фратрии, семьи. Множественность функций семьи. Происхождение и наследование. Нуклеарная (nuclear) и большая (расширенная, составная) семья. Распространение и кризис нуклеарной семьи.

Типы брака: моногамия, полигамия, полиандрия, полигиния. Групповой и гомосексуальный браки. Левират, сорорат. Локализация брака.

Секс и гендер. Разнообразие гендерных ролей.

Роль тотема в теории Дюркгейма и критика. Исследования родства функционалистами. Малиновский: биопсихологическая теория родства. Рэдклифф-Браун: единство линиджа, единство группы сиблингов, комбинация альтернативных поколений.

Исследования родства в структурализме. Генерализированный обмен. Отложенный ограниченный обмен. Ограниченный прямой обмен.

Феминистская критика работ Леви-Строса. Гендерная укорененность всех социальных отношений. Особенности феминистской этики и эпистемологии. Дебаты о «женской сущности». Дебаты об универсальности гендерного неравенства.

Социальный смысл запрета на инцест или предписания вступать в брак с определенными категориями людей. Связь между языковыми и социальными структурами. Стабильность и подвижность родства. Критика биологизма в работах David Schneider: tabinau как две альтернативные описания системы родства у Яп.

Преобразования родства и статус родственных отношений в условиях биотехнологической трансформации человека. Life-course. Создание и трансформация детства и «подросткового возраста».



Обязательная литература
Scheper-Hughes, Nancy.1989. “Mother’s love: death without weeping.” In Conformity and Conflict: readings in cultural anthropology, Spradley and McCurdy (eds). Pearson. Pp 183-193.

David Valentine, "I Went to Bed with My Own Kind Once?: The Erasure of Desire in the Name of Identity (2003). In: McGee and Warms, Anthropological theory: an introductory history, 2011

Geertz, Clifford. «Life without husbands or fathers.» In Conformity and Conflict: readings in cultural anthropology, Spradley and McCurdy (eds). Pearson. Pp 201-210.

Wolf, Margery. «Uterine families and woman’s community.» In Conformity and Conflict: readings in cultural anthropology, Spradley and McCurdy (eds). Pearson. Pp 210-218.



7. Закон, политика и власть. Идентичности, роли и группы.

Социальная стратификация. Эгалитаризм в сообществах охотников – собирателей. Австралия. Общины и племена. Вождества (chiefdoms). Политические лидеры. Теория авторитета Вебера. Распределение благ. Вожди, бигмены и вожди в леопардовых шкурах: Marshall Sahlins.

Возрастные группы и классы. Переход от политической организации на основе возраста и родственных отношений к организации на основе территориальных отношений и отношений собственности.

Кастовая система в Индии и споры о ее сущности.

Классификации политических систем. Теории происхождения государства. Теория общественного договора, классовая теория, ирригационная теория, торговая теория, завоевательная теория. Теократия и деспотия. Политические системы в работах функционалистов: Evans-Pritchard и Radcliff-Brown. Структуралистский подход, Edward Leach. Динамические подходы: теория конфликтов Max Gluckman. Функции конфликтов и восстаний в политическом преобразовании общества. Этапы социальной драмы у Victor Turner. Теории «политического поля» и «социальной сети». Трансакционизм у Fredric Barth. Марксистский подход. Дискуссия об «азиатском» способе производства. Понятие о гегемонии Антонио Грамши.

Преступления и наказание. Формирование институтов правосудия. Роль телесности в осуществлении власти. Политическая власть и легитимность насилия. Структурное и символическое насилие (structural and symbolic violence). Антропология государства и антропология государственного. Биовласть, биополитика и governmentality Мишеля Фуко. Inclusion, exclusion and citizenship. Джорджио Агамбен и “bare life” (голая жизнь).

Нация, современный национализм, и «воображаемое сообщество» Benedict Andersen. Этничность и национализм. Примордиализм и эссенциализм. Советская теория этноса.

Обязательная литература
Pierre Bourdieu. Structures, Habitus, Practices (1980). In: McGee and Warms, Anthropological theory: an introductory history, 2011
Michel Foucault. The Incitement to Discourse (1976). In: McGee and Warms, Anthropological theory: an introductory history, 2011
Sutherland, Anne.1994. “Cross-cultural law: the case of the gypsy offender.” In Conformity and Conflict: readings in cultural anthropology, Spradley and McCurdy (eds). Pearson. Pp. 265-274.

Harris, Marvin.1989. “Life without chiefs.” In Conformity and Conflict: readings in cultural anthropology, Spradley and McCurdy (eds). Pearson. Pp. 284-294.

Joans, Barbara. 2006. “Notes from an expert witness.” In Conformity and Conflict: readings in cultural anthropology, Spradley and McCurdy (eds). Pearson.274-284.

8. «Картина мира». Магия, религия, космология.

Эволюционный взгляд на магию, религию и науку. Fraser и принципы магического мышления. Гомеопатическая и симпатическая магия (contagious and imitative magic). Границы между магией и религией. «Язычество» и «суеверие». Магия как наука и как искусство. Сакральное и профанное.

Функции религии - Tylor, Malinowski and Geertz. Индивидуальный, половой и клановый тотемизм. Критика функционализма Talal Asad. Ментальные основания религии у Edward Tylor.

Язык как картина мира (гипотеза Сепира-Ворфа).

«Мифологическое мышление», роль мифа, структура мифа у Levy-Strauss. Психоаналитические теории мифа. Сознательное и бессознательного у Леви-Стросса: отношения между символическим и воображаемым. Религиозное сознание, «личные» и «общие» символы у Gyanam Obeyesekere.

Анимизм и шаманизм. Инаковость и религиозное чувство.

Гипотеза анимизма как основания религиозного. Rane Willerslev – анимизм у современных Юкагиров и концепция «мимезиса» (подражания и ассимиляции инаковости) Michael Taussig. Значение подражания в антропологическом дискурсе о глобализации и современности.

Границы между людьми и животными, между живыми и мертвыми. Практики умирания, проблема медикализации, и граница между живыми и мёртвыми в медицинской антропологии.

Антропология современного Христианства. Mathew Engelke и Joel Robbins.

Антропология современного Буддизма: политическое и телесное в современной Бурятии, Anya Bernstein.



Обязательная литература
Малиновский Б. 1998. Балома: Духи мёртвых на Тробрианских островах. Б. Малиновский. Магия, наука и религия. М.: Рефл-бук. С. 145-254.
Эванс-Причард Э. 1994. Колдовство, оракулы и магия у азанде. Магический кристалл. Под ред. И. Касавина. М.: Республика. С. 30-83.
Stanley, Freed A. and Ruth S. Freed. “Taraka’s ghost.” In Conformity and Conflict: readings in cultural anthropology, Spradley and McCurdy (eds). Pearson. pp 294-306.

Leavitt, Stephen C. “Cargo beliefs and religious experience.” In Conformity and Conflict: readings in cultural anthropology, Spradley and McCurdy (eds). Pearson. Pp 330-340.



9. Ритуальное действие

Ритуал в работах Рэдклиффа-Брауна и Эванса-Причарда. Виды ритуальных специалистов. Ритуалы календарного и жизненного циклов, и ритуалы «по случаю». Связь между мифом и ритуалом.

Символическая антропология и обряды перехода, van Gennep, Geertz and Victor Turner. Трехчастная структура ритуала. Ритуалы инициации и похорон. Структура и антиструктура. Stalynbrass and Whyte: поэтика и политика трансгрессии. Лиминальность и коммунитас. «Сакральные клоуны» и трикстеры как агенты анти-структуры. Практики коллективного экстаза.

Ритуал как «зеркало» и как «модель» , Don Handelman. Секулярные ритуалы и гражданская религия (на примере Израиля). Антропология публичных событий (public events).

Жертвоприношение.

Гендер как «перформативность» , Judith Butler. Семиотическая теория Charles Pierсe. Роль ритуала в материальности и материальности в ритуале. Проблема «веры» в ритуал, Roy Rappaport.

Связь социализма и современных ритуалов гадания на Кубе («Truth in motion”). Tanya Luhrmann и понимание молитвы в современном христианстве в США. Антропология современного ислама и понимание молитвы у Saba Mahmood.

Обязательная литература

Тернер В. Ритуальный процесс. Структура и антиструктура. Глава 3: Лиминальность и коммунитас // В. Тернер. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. С. 168-200.


Victor Turner, Symbols in Ndembu Ritual (1967). In: McGee and Warms, Anthropological theory: an introductory history, 2011
Абашин С. Практическая логика ислама // Антропология социальных перемен / Отв. ред. Э.-Б. Гучинова, Г.Комарова. М.: Российская политическая энциклопедия, 2011. С. 256-281.
Don Handelman. 1990. The donkey game. In his Models and Mirrors. Berghahn Books. Pp 85-101.

10. Экономическая антропология. Подарки, деньги и мораль.

Укорененность социального в экономическом. Понятие «реципрокности» и его различные трактовки. Негативная, сбалансированная и позитивная реципрокность. Связь между реципрокностью и социальной дистанцией, Marshall Sahlins.

Полинезийский обмен gimwali и «кольцо кула» в исследованиях Малиновского. Запрет на совмещение отношений дара и товара. Движение от товара к «чистому» дару. Бартер, взятка и дань - промежуточные категории? Связь между обменом и социальной стратификацией общества. Связь культурного и финансового капитала Bourdieu.

Marcel Mauss. Структура дара. Дар и бартер как способы производства социальных отношений через производство времени: сиюминутность, прямота и конечность отношений бартера, растянутость во времени и потенциальная бесконечность взаимодарения.

Темпоральный режим в обществах, живущих в долг. «Совместного непризнание» в логике дара, Bourdieu. Критика теории Мосса Леви-Стросом за эмический подход (за принятие “туземной теории” дара). Заключение брака как акт дара-обмена сестрами и дочерями. Правила ограниченного и генерализированного обмена. Марксистская критика теорий дара Мосса и Леви-Строса. Феминистская критика «обмена женщинами». Распределение. Потлач (potlatch) среди канадских индейцев квакиутл, Франц Боас. Запрет на потлачи со стороны канадской белой администрации (1888-1951). Потлачная экономика среди маргиналов. Рыночные связи как антропологическая проблема. “Моральная” и «неформальная» экономика, «блат», Chris Hann. Каким образом в современных обществах рыночные отношения сосуществуют с другими формами отношений?

Марксизм. Способы производства по Марксу. Связь между стоимостью, производством и употреблением вещи. Трудовая теория стоимости. Потребительная стоимость (use value) и меновая стоимость (exchange value).

Коммерциализация и коммодификация отношений: её причины, последствия и перспективы. Способность денег быть универсальным эквивалентом как обезличивающая и освобождающая сила, и ее значение для трансформации социальных связей.

Фетишизм и роль вещности в работах Michael Taussig.


Обязательная литература
Малиновский Б. Аргонавты западной части Тихого океана. М.: РОССПЭН, 2004. С. 99-122, 505-514.
Мосс М. Опыт о даре // М. Мосс. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М.: КДУ, 2011.

Cronk, Lee. 1989. Reciprocity and the power of giving. In Conformity and Conflict: readings in cultural anthropology, Spradley and McCurdy (eds). Pearson. Pp. 147-154.

Lee, Richard. 1968. “The hunters: scarce recourses in the Kalahari.” In Conformity and Conflict: readings in cultural anthropology, Spradley and McCurdy (eds). Pearson. Pp 107-122.

Bourgeois, Philippe. “Office work and the crack alternative.” In Conformity and Conflict: readings in cultural anthropology, Spradley and McCurdy (eds). Pearson. Pp 165-178.

Challenge reading: Rogers, Douglas. 2006. How to be a khoziain in a transforming state: state formation and the ethics of governance in the postsoviet Russia. Comparative studies in society and History, 2006 (48), pp. 915-945

11. Глобализация.

Социальная и глобальная жизнь вещей, Arjun Appadurai. Антропология глобального распространения неолиберализма. Изучение колониализма и неоколониализма. Антропология границ и миграционных потоков.

Антропология программ международного развития и международной торговли, также известная как «trade, aid, and aids” (торговля, помощь и СПИД). Антропология рыночных отношений, этики и практики донорства органов и тканей. Антропология туризма и секс-туризма: рыночный и нерыночный обмен в интимных отношениях. Антропология натуральных ресурсов как «мета-объектов»: нефти, металлы и камни. Антропология брэндов и подделок.
Обязательная литература

Arjun Appadurai, Disjuncture and Difference in the Global Cultural Economy (1990). In: McGee and Warms, Anthropological theory: an introductory history, 2011

Philippe Bourgois, From Jibaro to Crack Dealer: Confronting the Restructuring of Capitalism in El Barrio (1995). In: McGee and Warms, Anthropological theory: an introductory history, 2011

Theodore Bestor, Kaiten-zushi and Konbini; Japanese Food Culture in the Age of Mechanical Reproduction (2006). In: McGee and Warms, Anthropological theory: an introductory history, 2011



Часть 3. Другие антропологии и «другое» в антропологии

12. Социальное в несоциальном? Опыт, субъективность, эмоции.

Антропология ментальный репрезентаций. Эмические теории, связанные с (а)моральностью и возможностью угадывать мысли и состояния других. Культы и практики одержимости – комбинации социального и психологического подхода. Одержимость как коммуникация в отсутствие других путей коммуникации, как способ облегчить давление на психику «жесткой» структуры, как искусство.

Выполнение запретов табу как способ построения идентичности. Рефлективность, ирония, интеллектуальная дистанция и «стеб» среди информантов как объекты исследования антропологии.

Антропология эмоций. «Knowledge and passion» Michelle Rosaldo. «Inuit morality play» by Jean Briggs.

Антропология этики. Обеспокоенность инструментализмом неолиберальной этики. Разнообразие понимания «свободы». Возрождение понятия «заботы». Этнографии волонтерства. «Моральный неолиберал» Andrea Muehlebach.

Антропология и воображение. Социальное, политические и этическое воображение, Gaonkar. Воображение и глобализация в работах Brad Weiss. Этнография о сновидениях в Египте, Amira Mittermayer.

Психоаналитическая антропология - “The subject of anthropology” by Henrietta Moore. Психологическая антропология. Журнал Ethos.

Антропология памяти и исторического сознания. Как общества помнят? Paul Connerton. Одержимость духами королей на Мадагаскаре как практика исторического сознания, Lambek. Антропология «надежды». Vincent Crapanzano, Miyazaki, Galina Lindquist and Jaret Zigon.



Обязательная литература

Paul Connerton. 1989. Social memory pp 6-40. In his How societies remember . Cambridge University Press.

Brad Weiss. 2002. Thug Realism: inhabiting fantasy in urban Tanzania. Cultural Anthropology. 17(1) 93-124.

13. «Новая» «старая» антропология? Антропология риска, безопасности и случайности.

Повышенное внимание к риску и невозможность просчетов ситуации как черта «высокой модерности». «Общество риска», Ulrich Beck, Anthony Giddens. “Рефлексивная модернизация” Scott Lash. «Культура страха». Концепция прекарити (precarity) и прекариата. Связь риска, сокращения влияния государственных институтов и неолиберальной концепции «само- ответственности» (self-responsibilisation, Фуко). Переход от дискурса «прогресса» к дискурсам риска и безопасности. Влияние дискурса риска и безопасности на институты, технологии, структуру социальных связей, моральные позиции, структуры временных горизонтов. Поляризация времени между «немедленным» и «апокалиптическим» и исчезновение «среднего» временного горизонта. Cпор между Jane Guyer и Сaitlin Zaloom.

Риски как «объективная реальность» и «культурно обусловленная реальность». «Опасность» (danger), культурные концепции удачи, везения и невезения как давние интересы антропологии. Mary Douglas. Концептуализация отношений к рискам в современной теории – risk, danger, hazard, insurance (“страховка»), preparedness (готовность). Бдительность?

Калькуляция рисков и вероятностей в научной среде. Риски и технологическое знание – что значит «знать» или «быть уверенным». Концепция «режима правды» Фуко. Антропологическая литература по ядерной индустрии (США). Подготовка к эпидемиям (Израиль).

Взаимодействие дискурса о рисках и безопасности с религиозными течениями. Влияние дискурса о безопасности на природу государственной власти и государство как «воображаемое» - сравнительный анализ Индонезии, США и Великобритании (в последней, интересен переход от дискурса риска к дискурсу бихевиористской заботы - “nudge”, «подталкивание»). Риск и субъективность: «быть в группе риска» как способ конструирования идентичности (ср. табу).

Как разные представления об «уверенности» (certainty) и безопасности (security) в отношении личного благополучия влияет на представление о социальном. «Интуиция» и «строгий научный метод» при игре на бирже. Сравнение - «балансирование» как цель игроков в казино, Natali Shull. Этнография бирж и “продуктивная жизнь риска» Caitlin Zaloom. Неопределенность – поле страха или поле инновации? «Колонизация риска» в «развитых» странах: люди, институты и технологии, которые используют «общество риска» как возможность (opportunity). “Игровые технологии» в маркетинге - «чувствуешь свою удачу»? (Гугл). Корпоративный колониализм (неоколониализм) и распределение рисков в развивающихся странах. Концепция subjunctivity (субъективность, выстроенная вокруг пассивного ожидания и активной апроприации возможности) в этнографиях Камеруна. Этнография попыток получения грин-карты в Того. Культура риска, новые формы инвестиций и эпидемия самоубийств в самой благополучной стране Африки, Ботсване. Институт микрофинансирования в России (статьи Олеси Герасименко в Коммерсант – Власть). Культура презрения к опасности в пост-социалистическом Мозамбике. Нужно ли изменить существующие социально и культурно обусловленные структуры отношения с неопределенностью, и каковы альтернативы? «Анабасис» Алена Бадью.



Обязательная литература

Miyazaki, Hirokazu. 2006. “Economy of dreams: hope in global capitalism and its critique.” Cultural Anthropology, 21(2):147-172.

Zaloom, Caitlin. 2009. “How to read the future: the yield curve, affect, and financial prediction.” Public Culture 21(2): 245-268.

Piot, Charles. Ch. 3 “Exit strategy” in Nostalgia for the future: West Africa after the Cold War, pp 77-96.
Guyer, Jane I. 2007. “Prophecy and the near future: thoughts on macroeconomic, evangelical, and punctuated time.” American Ethnologist, 34 (3):409-421.
14. «Прикладные» антропологии.
Изначальное значение антропологии как прикладной дисциплины («служанка колониализма»). Возникновение понятия прикладная антропология в 1906 году в Англии. «Общество прикладной антропологии» возникло в США в 1941 году. В современной ААА – сообщество прикладных (applied), практикующих (practicing) антропологов, то есть антропологов, не занятых в академической сфере.

Причины возрастающей роли и влияния прикладных антропологий. Преобразование и сокращение структур высшего образования. Возрастает понимание потенциала «значения», «опыта», «нарратива», «истории» в дизайне и дистрибуции продукции, так и в оценке эффективности социальных программ. Антропологический инсайт как стимул инновации. Сокращение массовых производств и переход к нишевым и кастомизированным производствам. Возрастающая роль прикладной археологии в связи с расширением заселенности планеты. «Культурные индустрии» как естественное поле приложения антропологического знания. Менеджмент культурных и экологических ресурсов. Туризм. Медицинская антропология и отслеживание эффективности медицинских программ. Судебная антропология и защита антропологами прав этнических и других меньшинств. Антропологи на службе у государства в сферах городского планирования. Урегулирование этнических, классовых конфликтов и конфликтов на гендерной почве. «Проблемные» для государства маргинализированные слои (работники секс индустрий, бездомные, нелегальные иммигранты, криминальные формирования и др.) как «традиционные» интересы антропологов. Антропологи на службе в армии. Антропология «бюджетных» служб – образования, полиции, армии, пенитенциарной системы. Антропология работы, труда, профессионализма, бизнесов, организаций, корпораций и индустрий. Этнографические маркетинговые исследования.

Отличия прикладных антропологических исследований от фундаментальных. Этнография в сжатые сроки. Формализация методов - опросы (surveys), фокус-группы и сетевой анализ. Сочетание дедуктивного и индуктивного методов как следствие необходимости оценки и поиска решения конкретных социальных проблем. Отчетность перед заказчиком. Методологические проблемы: антропология как бренд в современных корпорациях. Брендирование и «продажа» этнографических техник. «Организационная культура» как объект контроля и манипуляций. Этические кодексы прикладной антропологии: кодекс «Общества прикладной антропологии» (SfAA), 1949/1963/1983; кодекс «Американской антропологической ассоциации» (AAA), 1971/1994; кодекс «Национальной ассоциации практической антропологии» (NAPA), 1988.
Обязательная литература
David W. McCrdy. 2000. “Using anthropology” (case study). In Conformity and Conflict: readings in cultural anthropology, Spradley and McCurdy (eds). Pearson. Pp 422-435.
Sonia Patten. 2006. “Medical anthropology: improving nutrition in Malawi”. In Conformity and Conflict: readings in cultural anthropology, Spradley and McCurdy (eds). Pearson. Pp 410-421.
Дарья Терешина. Топос «американской мечты»: семинары, сети и сетевой маркетинг компании «Амвэй». В «Топография счастья» под редакцией Н.Ссорина-Чайкова. Научная библиотека, 2013.
15. Советская этнология. Этнографии пост-советской России

Особенности формирования отечественной этнографии/этнологии и близость немецкой традиции. Фокус на исследовании этнических культур и критика. Особенности институционализации современной антропологии в России. Теория этноса и изучение «примитивных», «первобытных», «традиционных», «крестьянских» культур/ цивилизаций/ обществ. Типологический подход в советской этнографии. Ю.В. Бромлей. Этникос и этносоциальный организм (ЭСО). Племя-народность-нация. «Западный подход», Сергей Соколовский.

Наследие «холодной войны» в современной антропологии России и российской антропологии. Критика «транзитологии». Критика неоинституциолизма. Пост-социализм и (пост)(нео)колониализм – поиск параллелей.

Обзор этнографий пост-социалистической России. Lindquist, Galina. 2006. Conjuring Hope: Healing and Magic in Contemporary Russia. Рынок и функции альтеративной медицины и магии в 1990е. Shevchenko, Olga. Crisis and the Everyday in Postsocialist Moscow: how Russians have navigated large-scale social change. Роль «хроничности» кризиса как дискурса, которая позволяет ему стать мета-нарративом или master-signifier. Адаптация постсоветского населения. Этнография повседневной речи и повседневного потребления. Yurchak, Alexei. Everything was forever until it was no more: the last Soviet generation. Этнография позднего социализма. Ledeneva, Alena. 2007. How Russia really works: the informal practices that shaped postsoviet politics and businesses. Этнография неформальных рыночных отношений. Paxson, Margaret. 2005. Solovyovo: The Story of Memory in a Russian Village. Этнография деревни. Kharkhordin, Oleg. 1999. On collective and the individual in Russia: the study of practices. Oushakine, Sergei. 2009. The patriotism of despair. Этнография коллективов «солдатских матерей» в Барнауле.



Обязательная литература

Humphrey, Caroline. 2001. Inequality and exclusion: a Russian case study of emotion in politics. Anthropological Theory, (1-3)331-353

Matza, Thomas. 2009. “Technologies of the self, publics and politics on the Russian Talk show” Cultural Anthropology, (24) 489-522

Luerhmann, Sonjia. 2004. Mediated marriage: internet matchmaking in provincial Russia. Europe-Asia Studies, (56-6) 857-875





Просмотр фильма Jean Rouch «Jaguar» (1956) – на французском с английскими субтитрами (возможно также с синхронным переводом на русский). Полтора часа + обсуждение. История путешествия трех друзей в Западной Африке, на фоне которой показаны стремительные перемены социального, экономического, политического и религиозного ландшафтов Западной Африки. В чем выигрывает, и в чем проигрывает «визуальная антропология» по сравнению с этнографическим описанием?



РАЗДЕЛ 4. Описание методологии.
В курсе в равных долях представлены традиционный и проблемный подходы к обучению.
Лекции представляют собой классические лекционные занятия с насыщенным изложением положений, фактов, проблем и парадигм. Беседы в ходе лекции в основном посвящены проверке понимания предложенного материала. Материал лекций составлен на основе многочисленных источников, поэтому присутствие на лекциях желательно. Лекции будут сопровождаться презентациями в Power point, фрагментами фильмов и другими визуальными материалами. Слайды презентаций будут доступны в системе MyNes. На лекциях разрешается пользоваться записывающей аппаратурой (аудио). Если вы по уважительной причине не можете посетить лекцию, попросите сокурсника сделать аудио запись и конспект.
Семинары полностью посвящены проблематизации, выявлению различных точек зрения и подходов к материалу, представленному в лекциях и в текстах для самостоятельного прочтения, а также обсуждению практического значения обсуждаемых вопросов для решения современных социальных проблем. Без прочтения заданных текстов активная подготовка и участие в семинарах невозможны.

РАЗДЕЛ 5. Дополнительная литература и интернет-ресурсы
На русском языке:
Абашин С. Практическая логика ислама // Антропология социальных перемен / Отв. ред. Э.-Б.

Гучинова, Г.Комарова. М.: Российская политическая энциклопедия, 2011. С. 256-281.


Асад Т. Что могла бы представлять собой антропология секуляризма? // Логос. 2011. № 3. С. 56-99.
Андерсон Б. Воображаемые сообщества. - М., 2001.
Артёмова О.Ю. Колено Исава: Охотники, собиратели, рыболовы (опыт изучения альтернативных социальных систем). – М., 2009.

Барнард А. Социальная антропология: Исследуя социальную жизнь людей. Учебное пособие.

М., ИЭА РАН, 2009.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1983.

Геллнер Э. Нации и национализм. - М., 1991
ван Геннеп А. Обряды перехода. М.: Восточная литература, 1999. С. 7-28, 64-107.
Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004. .
Гирц К. Базарная экономика: информация и поиск в крестьянском маркетинге // Экономическая социология. 2009. Т. 10, № 2. С. 54-62.

Карлов В.В. Этнонациональная рефлексия и предмет этнологии (к проблеме самосознания науки)//Этнографическое обозрение, 2000. - № 4.

Крадин Н.Н. Политическая антропология. Учебник. – М., 2004.
Латур Б. Нового Времени не было. Эссе по симметричной антропологии. Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Эксмо, 2001.
Леви-Стросс К. Печальные тропики.

http://royallib.com/read/levistross_klod/pechalnie_tropiki.html#0
Лебедев В.В., Симченко Ю.Б. Aчайваямская весна. М.: Мысль, 1983. (Этнография Чукотки).

Малиновский Б. Аргонавты западной части Тихого океана. М.: РОССПЭН, 2004. С. 99-122, 505-514.


Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: Рефл-бук, 1998.
Мосс М. Общества, обмен, личность. М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1996.
Мосс М. Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти // Человек. 1992. № 6.
Мид М. Культура и мир детства. М.: 1988.
Никишенков А. История британской социальной антропологии. СПбУ, 2008.
Пирцио-Бироли Д. Культурная антропология Тропической Африки. - М., 2001.
Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. М.: Восточная литература РАН, 2001. Гл. 1-2.
Салинз М. Экономика каменного века. М.: ОГИ, 1999.
Ссорин-Чайков Н. 2011. «От изобретения традиции к этнографии государства: Подкаменная Тунгуска, 1920-е годы.» Журнал исследований социальной политики. Т. 9, № 1. С. 7-44.
Тернер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Издательство политической литературы, 1989. Гл. 3-4.
Фрейд З. Тотем и табу. М.: Фолио, 2010.
Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1980.
Шринивас М.Н. Запомнившаяся деревня. (1979) (Перевод с английского) Издательства Наука, 1988.
Уайт Лесли А. Энергия и эволюция культуры. (1943). // М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.

Хамфри К. Суверенитет и повседневность: «система» маршрутных такси в столице Бурятии // Постсоветские трансформации в азиатской части России. М.: Наталис, 2010

Штейнберг, И. и Т.Шанин, Е.Ковалев,А.Левинсон. 2009. Качественные методы: полевые социологические исследования. Алетейя.

Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М. 2004.

Эванс-Причард Э. Э. Колдовство, оракулы и магия у азанде // Магический кристалл / Под ред. И. Касавина. М.: Республика, 1994. С. 30-83.

Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. Киев: София, 2000.

Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. Сб. статей / Под ред. Ф.Барта. – М., 2006.

Эриксен, Т. Х. Что такое антропология? Издательство: Высшая школа экономики, 2014.

Юрчак, Алексей. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. Глава 7. НЛО, 2014.

Популярные учебники и хрестоматии на английском языке, не упомянутые в обязательной литературе:
Eriksen T.H. Small Places, Large Issues: An Introduction to Social and Cultural Anthropology. 3d ed.

London: Sage, 2010.


An Anthropological Reader / Ed. by R. Parkin, L. Stone. Oxford: Blackwell Publishing, 2004.

Рекомендуются материалы следующих периодических изданий: «Антропологический форум», Cultural Anthropology, Anthropology Today, American Anthropologist, The Annual Review of Anthropology, Anthropology Matters, Anthropological Theory, HAU (Journal of ethnographic theory).


Самый популярный блог у антропологов: http://savageminds.org/
Студент в любой момент может написать преподавателю письмо по электронной почте с уточняющими вопросами по курсу.

РАЗДЕЛ 6. Формы контроля знаний студентов и критерии оценки.

Курс оценивается по 100-бальной системе.



6.1 Участие в дискуссиях – 10 % от оценки за курс.

На семинаре можно и нужно:




  • Задавать вопросы, даже если кажется, что эти вопросы слишком просты, не имеют смысла, или уже обсуждались на других семинарах.

  • Стремится осмыслить, каким образом связаны не только материалы лекций и материалы к прочтению, но и материалы из разных модулей.

  • Обсуждать значения терминов. То, что может казаться изначально понятным, может преподнести сюрпризы.

  • Главная работа антропологов – написание этнографий. Антропологическая теория не имеет смысла, если она не подтверждена этнографическими наблюдениями. Поэтому рекомендуется завести привычку иногда «включать антрополога» и записывать свои наблюдения за собственной жизнью (авто-этнография) и жизнью вокруг вас, с тем, чтобы подкрепить ваши соображения, вопросы, и аргументы фразами, практиками, описаниями событий и репрезентаций из повседневной жизни.

6.2 Записки QAQCCI – 30% от оценки за курс.

В рамках подготовки к семинару необходимо не позднее, чем в полночь перед днем семинара, выслать преподавателю на почтовый ящик 500 слов в формате записок QAQCCI (kwa-ki, или кваки): Quotation, Argument, Question, Critical Connection, Importance.

Подготовка записки QAQCCI:


  1. Quotation: процитируйте одно или два предложения из прочитанных к семинару текстов, которые, по вашему мнению, демонстрируют интересный аргумент.

  2. Argument: сформулируйте данный аргумент своими словами в трех или менее предложениях.

  3. Question: задайте вопрос, на который, по вашему мнению, автор текста не ответил, или ответил неполно, или неудовлетворительно. Вопрос должен касаться интерпретации фактов или отсылать к дальнейшему поиску информации. Просто вопрос по факту («автор не упомянул дату рождения своего информанта») не засчитывается.

  4. Critical Connection: покажите, как данный аргумент, или вопрос, связан с любым другим аргументом из литературы, заданной к прочтению к предыдущему семинару, или к материалу лекции (для первого семинара - только к материалу лекции). Примеры связей: отрицание, контраст, подтверждение, более подробная разработка аргумента, сомнение.

  5. Importance: как бы вы определили значимость данного аргумента? Значимость может быть как практическая («для реальной жизни»), так и теоретическая (как он продвигает знание о человеке).

Выставление оценок за QAQCCI: в течение семестра я выберу наугад 3 из присланных студентом записок, сделаю краткий отзыв на каждую из этих QAQCCI, и поставлю оценку за каждую от 1 до 10 баллов. 3 Х 10 = 30%, которые вы можете максимально получить за QAQCCI. Остальные записки я не буду оценивать индивидуально, но они будут учитываться в оценке за участие в дискуссиях.

Утром в день семинара студенты смогут прочитать все присланные QAQCCI на электронной доске курса. Дискуссии (участие в семинаре) будут организованы на основе QAQCCI, поэтому желательно почитать размышления ваших коллег по курсу.



6.3 Промежуточные мини-контрольные : 30%.
15 минут в начале каждого семинара будут отведены на короткую контрольную работу по материалам лекций в форме развернутых ответов на вопросы. Примеры вопросов:


  • Опишите Олимпиаду как трехчастный ритуал, по Геннепу. Каким видом ритуала является Олимпиада по Хандельману (обоснуйте)?

  • Почему в Африканских странах не всегда выполняются рекомендации ВОЗ по профилактике СПИДА?

Каждый ответ оценивается 1 или 0. 15 семинаров = 30 вопросов = 30%.

После контрольной я кратко разберу типичные ошибки предыдущей контрольной.
Итоговая контрольная работа или экзамен как форма проверки знаний студентов отсутствует (но см. прим. 6.5)
6.4 Письменное исследование: эссе, 3000-4000 слов. 30% оценки за курс. Срок сдачи – семинар № 14.


  • Подготовка. Выберите статью из любого медиа источника. Определите основной социальный или культурный феномен, описанный в статье. В середине курса – согласуйте вашу тему с преподавателем: 1. пришлите письмо с приложением текста и кратким описанием феномена или темы. 2. Если тема по каким-то причинам не одобрена в переписке, согласование при личной встрече.

  • Написание работы. Первая часть эссе – теоретическая (около 2/3 от объема работы). Приведите две теории, модели, концепции, парадигмы антропологии, при помощи которых можно проанализировать данный феномен, и обоснуйте преимущества и недостатки каждой для исследования данного феномена. Вторая часть (1/3 от объема работы): на основании первой части, задайте конкретный исследовательский вопрос и составьте краткую программу его исследования.

Более подробно вопросы по эссе будут обсуждаться на первом и последнем семинаре, а также лично в офисные часы преподавателя.

6.5 Требования к пропущенным контрольным работам, возможности пересдачи:

В случае, если по итогам курса студент набрал не более 35 баллов (что соответствует 1-3 балла и оценке "неудовлетворительно" в системе бакалавриата), студенту будет предоставлена возможность пересдачи в формате обобщающего теста (не менее 30 вопросов тех типов, которые давались в мини-тестах на семинарах) по материалам лекций и заданным к прочтению текстам. Оценка за тест составит оценку за курс, и будет окончательной. 





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал