Занятие по химии для разновозрастных групп «Анализ почвы и воды»



Скачать 122.7 Kb.
Дата26.04.2016
Размер122.7 Kb.
ТипЗанятие
Муниципальная общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»



I научная сессия обучающихся по предмету химия
Внеурочное занятие по химии

для разновозрастных групп

«Анализ почвы и воды»

Провела: учитель химии и биологии

МБОУ «СОШ № 17»

Соколова Е.Н.

г. Нижневартовск

2014 г.


I научная сессия обучающихся по предмету химия
«Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

Древняя мудрость
Учитель химии и биологии Соколова Е.Н.

МБОУ «СОШ № 17»

Внеурочное занятие по химии
Тема занятия: Анализ почвы и воды.

Ведущая идея занятия:

Активизация знаний и житейских представлений по проблеме. Формирование и развитие ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, компетентности решения проблем, как основы качества образования.



Цель занятия:

  1. Обучающие: Создание условий для решения учебных проблем.

  2. Развивающие: Формирование системных знаний.

  3. Воспитывающие: Создать условия для учения с увлечением, воспитывать уверенность в себе при работе в разновозрастной группе.

Задачи:

  • Стимулировать у школьников умение выделять проблему, ставить цели, определять задачи и находить пути их решения, используя творческий потенциал и элементы исследовательской деятельности.

  • Создать стимуляционно-мотивирующую проблемную ситуацию на занятии как необходимое условие для развития логического мышления учащихся методом сравнения, анализа и обобщения.

  • Актуализировать имеющие знания по теме.

  • Развивать самостоятельность и практическую активность, навыки грамотно отстаивать свою точку зрения.

  • На основе межпредметных связей по химии, биологии и экологии познакомить учащихся со свойствами и составом почвы и воды.

  • Развивать мотивацию изучения предмета при обращении к жизненному опыту учеников и раскрытии практического значения материала.

Оборудование и реактивы: Мультимедийная установка, штатив для пробирок, пробирки, химический стакан, резиновая пробка для пробирки, воронка, бумажный фильтр, лабораторный штатив Бунзена, предметные стекла, тигельные щипцы, спиртовка, спички, универсальный индикатор, мерный цилиндр, линейка, коническая колба с пробкой, вода минеральная, вода для исследования, почва.

Средства обучения: инструктивные карточки, справочная литература, листы рефлексии, рисунки, карточки.

Метод: метод проблемного обучения, эксперимента, метод проекта.

Форма работы: групповая.

Методика проведения: Группа разновозрастных учащихся (4 человека) проводит эксперимент, анализируя воду и почву. При подготовке к занятию формируется 5 групп. Распределяются роли консультантов и экспертов.
Ход занятия

    1. Организационный момент

    2. Актуализация знаний

      • Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе в группе, организация действий школьников, направленных на решение проблемы и цели занятия.

      • Деятельность учителя: Разъясняю этапы предстоящей работы учащихся, провожу инструктаж. Актуализация знаний через эвристическую беседу.

Сегодня у нас необычное занятие. Сегодня вы не ученики, а исследователи. А класс – это наша лаборатория. А что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку:

Если руки ваши в ваксе,


Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды, 
Жить нельзя нам без… воды.
– Что мы будем исследовать? (воду)

    1. Постановка проблемной задачи.

Жили рядом по соседству две женщины. Пришло время посева. Всё лето обе женщины ухаживали за своим огородом: Рыхлили почву, пропалывали сорняки, поливали. Наступило время уборки урожая. Одна женщина собрала богатый урожай, а другая плохой. Спрашивает одна другую: «Почему у тебя в огороде все уродилось, а у меня нет?»

      • Что такое почва? Для чего производят исследование почв?

Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.

Исследование почв производят для оценки её плодородия. В результате этого получают данные о физических и химических свойствах почв. Данными пользуются при разработке плана применения удобрений и известкований почв.



      • Глядя на воду, о каких ее свойствах мы можем сказать?

Определить её прозрачность и интенсивность запаха.

      • Каково значение воды на нашей планете?

Вода это удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета и возникло все живое на ней. Если бы на земле не было воды, то не было бы и растений, животных, не было бы и нас с вами.

Вода – самое распространенное вещество на нашей планете, почти 3/4 земного шара покрыто водой.

Человек в день потребляет примерно 2,5 литра воды, за 70 лет жизни примерно 65 тонн. В крупных городах каждый человек расходует в сутки около 300 литров воды. Воду используют в различных отраслях промышленности и в сельском хозяйстве.


      • Можно ли пить воду из открытых водоемов?

Для того чтобы человек мог использовать воду для питья ее сначала очищают. Для обеззараживания воды применяют газы – хлор и озон. В некоторых случаях используют химико-биологическую очистку воды.

Водопроводная вода содержит не только полезные человеку растворенные соли, но в некоторых случаях и вредные для организма вещества.



      • Воды на Земле достаточно много и то же время очень мало. Почему много, понятно: океаны, ледники, реки, дожди. А вот почему мало?

Потому что в процессе производства и жизнедеятельности человечество загрязняет больше воды, чем очищает; потому что большая часть земной воды не вода вовсе, а растворы, содержащие очень вредные вещества.

      • Проблемные вопросы:

      • какой цвет имеет вода?

      • есть ли у неё запах?

      • имеет ли она форму?

Какими методами мы воспользуемся (слайд). На все эти вопросы вы сможете ответить, поработав исследователями в лаборатории. Но прежде чем приступить к работе, нужно вспомнить правила техники безопасности. Находясь в лаборатории, будьте осторожны с оборудованием.

3. Практическая работа.

      • Дидактическая задача: организация деятельности в группах, погружение в проект.

      • Деятельность учителя: Группам выделяются инструктивные карты-задания и дополнительные материалы. У вас на столах есть все необходимое материалы и оборудование для исследования свойств почвы и воды. Каждая группа должна исследовать свойства почвы/воды, указанные в инструктивных картах и сделать вывод.

      • Деятельность учащихся: Распределяют роли в группе (теоретики, аналитики, оформители, докладчики). Планируют работу.

      • Метод: проблемный

      • Форма организации: групповая

      • Планируемый результат: активное включение в работу, формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в разновозрастной группе.

      • Деятельность учителя: Не участвую. Оказываю дифферецированную помощь. Ненавязчиво контролирую работу проектных групп.

      • Деятельность учащихся: Оформляют таблицу, обсуждают выступление




Наблюдение

Выводы

Опыт № 1

Механический анализ почвы.

После встряхивания пробирки с водой и почвы наблюдали осаждение частиц почвы, используя лупу


Опыт № 2

Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Наблюдали фильтрацию смеси почвы и воды. Почва осталась на фильтре, а в стакане почвенный раствор – фильтрат

После выпаривания на стекле обнаружили мутное пятно.

Лакмусовая бумажка приобрела малиновую окраску после нанесения на неё капель почвенного раствора


Опыт № 3

Определение прозрачности воды.

Отметили, что на высоте столба воды… не видно печатного текста.


Опыт№ 4

Определение интенсивности запаха воды.

После встряхивания открыли колбу и отметили запах. Характер запаха сравнили с таблицей № 8. Интенсивность запаха…баллов



После механического анализа убедились, что почва содержит песок, глину, перегной

Почва содержит минеральные соли

При использовании лакмусовой бумаги определили, что исследуемая почва имеет кислотную среду

Исследуемая вода не прозрачна

Исследуемая вода не пригодна для питья





    1. Рефлексия собственной деятельности:

      • Дидактическая задача: мобилизация на рефлексию.

      • Деятельность учителя: Обобщаю, даю оценку работы групп. Предлагаю дать оценку работы своей группы.

1. Что вы сегодня узнали нового?

2. Какие знания могут пригодиться вам в дальнейшей жизни?

3.Что еще хотелось бы узнать?


      • Деятельность учащихся: оформляют и записывают в таблицу.

        Наблюдение

        Выводы

        Опыт № 1.

        После встряхивания пробирки с ……… и …… наблюдали осаждение …. ………, используя ……


        Опыт № 2

        Наблюдали фильтрацию смеси …… и ……. Почва осталась на ……, а в стакане …. …….

        После выпаривания на стекле обнаружили …. ….. Лакмусовая бумага стала …..
        Опыт № 3

        Отметили, что на высоте ….. не видно печатного текста


        Опыт № 4

        После встряхивания открыли колбу и отметили запах. Характер запаха сравнили с таблицей № 8 ……

        Интенсивность запаха …… баллов


        После механического анализа убедились, что почва содержит ……, ….., ……

        Почва содержит …… …… При использовании лакмусовой бумаги определили, что исследуемая почва….


        Исследуемая вода ……

        Исследуемая вода ….. для питья



      • Слушают оценку эксперта. Анализируют и оценивают свою работу.

    1. Работа со справочной литературой

Метод: поисковый

      • Дидактическая задача: заполнение мини-проекта, пользуясь справочной литературой.

Деятельность учащихся: Знакомство с химическим оборудованием. (Приложение). Подписывают названия химического оборудования.

      • Деятельность учителя: организовать деятельность учащихся по воспроизведению ими новых знаний

      • Показатель результатов: активная учебная деятельность

    1. Игра «Кто быстрее»

      • Дидактическая задача: На скорость составить предложение из данных букв.

      • Метод: проблемный, эвристический.

      • Деятельность учащихся: обсуждают текст головоломки.

      • Показатель результатов: создание слогана: «Химия – страна чудес».

    2. Вывод

  1. Учащиеся в ходе практической деятельности познакомились с методами отстаивания, фильтрации и выпаривания раствора.

  2. Научились работать со справочной литературой, оформлять мини-проект, делать выводы.

  3. В ходе работы учащиеся самостоятельно учатся объяснять изменения, анализировать и прогнозировать.

  4. В результате использования метода проекта на занятиях учащиеся реализовывают творческие идеи, развивают предметные, коммуникативные, информационные и проектные компетентности.

Приложение №1




Практическая работа № 3

Анализ почвы и воды.

Инструктаж по Т.Б.

Цель работы: Научиться проводить простейший

анализ веществ.

Оборудование: Пробирки, воронка, колба,

фильтровальная бумага,

стакан, мерный цилиндр.

Реактивы: Водопроводная, речная вода, почва.

Ход работы:

Опыт № 1. Механический анализ.

Наблюдение:

Опыт № 2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Наблюдение:

Опыт № 3. Определение прозрачности воды.

Наблюдение:

Опыт № 4. Определение интенсивности запаха воды.

Наблюдение:

Вывод:


Практическая работа № 3

Анализ почвы и воды.

Инструктаж по Т.Б.

Цель работы: Научиться проводить простейший

анализ веществ.

Оборудование: Пробирки, воронка, колба,

фильтровальная бумага,

стакан, мерный цилиндр.

Реактивы: Водопроводная, речная вода, почва.

Ход работы:

Опыт № 1. Механический анализ.

Наблюдение:

Опыт № 2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Наблюдение:

Опыт № 3. Определение прозрачности воды.

Наблюдение:

Опыт № 4. Определение интенсивности запаха воды.

Наблюдение:

Вывод:


Практическая работа № 3

Анализ почвы и воды.

Инструктаж по Т.Б.

Цель работы: Научиться проводить простейший

анализ веществ.

Оборудование: Пробирки, воронка, колба,

фильтровальная бумага,

стакан, мерный цилиндр.

Реактивы: Водопроводная, речная вода, почва.

Ход работы:

Опыт № 1. Механический анализ.

Наблюдение:

Опыт № 2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Наблюдение:

Опыт № 3. Определение прозрачности воды.

Наблюдение:

Опыт № 4. Определение интенсивности запаха воды.

Наблюдение:

Вывод:


Практическая работа № 3

Анализ почвы и воды.

Инструктаж по Т.Б.

Цель работы: Научиться проводить простейший

анализ веществ.

Оборудование: Пробирки, воронка, колба,

фильтровальная бумага,

стакан, мерный цилиндр.

Реактивы: Водопроводная, речная вода, почва.

Ход работы:

Опыт №1. Механический анализ.

Наблюдение:

Опыт № 2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Наблюдение:

Опыт № 3. Определение прозрачности воды.

Наблюдение:

Опыт № 4. Определение интенсивности запаха воды.


Практическая работа № 3

Анализ почвы и воды.

Инструктаж по Т.Б.

Цель работы: Научиться проводить простейший

анализ веществ.

Оборудование: Пробирки, воронка, колба,

фильтровальная бумага,

стакан, мерный цилиндр.

Реактивы: Водопроводная, речная вода, почва.

Ход работы:

Опыт № 1. Механический анализ.

Наблюдение:

Опыт № 2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Наблюдение:

Опыт № 3. Определение прозрачности воды.

Наблюдение:

Опыт № 4. Определение интенсивности запаха воды.


Практическая работа № 3

Анализ почвы и воды.

Инструктаж по Т.Б.

Цель работы: Научиться проводить простейший

анализ веществ.

Оборудование: Пробирки, воронка, колба,

фильтровальная бумага,

стакан, мерный цилиндр.

Реактивы: Водопроводная, речная вода, почва.

Ход работы:

Опыт № 1. Механический анализ.

Наблюдение:

Опыт № 2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Наблюдение:

Опыт № 3. Определение прозрачности воды.

Наблюдение:

Опыт № 4. Определение интенсивности запаха воды.


Приложение №2




Характер запаха

Интенсивность запаха (балл)

Отсутствие ощутимого запаха

0

Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами

1

Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание

2

Запах легко обнаруживается

3

Отчетливый запах – неприятный, и может быть причиной отказа от питья

4

Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья

5

Приложение 3




Наблюдение

Выводы

Опыт № 1.

После встряхивания пробирки с ……… и …… наблюдали осаждение …. ………, используя ……


Опыт № 2

Наблюдали фильтрацию смеси …… и ……. Почва осталась на ……, а в стакане …. …….

После выпаривания на стекле обнаружили …. ….. Лакмусовая бумага стала …..
Опыт № 3

Отметили, что на высоте ….. не видно печатного текста


Опыт № 4

После встряхивания открыли колбу и отметили запах. Характер запаха сравнили с таблицей № 8 ……

Интенсивность запаха …… баллов


После механического анализа убедились, что почва содержит ……, ….., ……

Почва содержит …… …… При использовании лакмусовой бумаги определили, что исследуемая почва….


Исследуемая вода ……

Исследуемая вода ….. для питья



Приложение № 4


На скорость составьте предложение из этих букв
Х И М И Я - С Т Р А Н А Ч У Д Е С

Рекомендуемая литература.

  1. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии. Пособие для учителей. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2012.

  2. Добротин Д.Ю. Настоящая химия для мальчиков и девочек. – М.: Интеллект-Центр, 2010. – 96 с.

  3. Егоркин В.Ф., Кирюшкин Д.М., Полосин B.C.; Внеклассные практические занятия по химии. Руководство для учащихся средней школы. – Просвещение, 2005 – 288 с.

  4. Лаврова С.А. Занимательная химия для малышей. – М.:Белый город, 2009 – 128 с.

  5. Мойе Стивен У.; Занимательная химия. Замечательные опыты с простыми вещами. – АСТ, 2013 – 96 с.

  6. Ольгин О.М. Опыты без взрывов (Серия: "Научно-популярная библиотека школьника"). – Химия, 2019 – 192 с.

  7. Твои первые научные опыты. – М.: Нигма, 2011 – 128 с.

  8. Твои первые научные опыты. Вода. – М.: Литтерра, 2011. – 8с.

  9. Том Тит. Научные забавы: интересные опыты, самоделки, развлечения. – М.: ИД Мещерякова, 2008. – 224 с.

  10. Штремплер Г.И. Химия на досуге: Домашняя хим. лаб.: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, – 2006.

  11. http://simplescience.ru/video/

  12. http://simplescience.ru/video/atmospheric_pressure_ with_a_glass_of_water_and_paper/





База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал