Занятие Выбор темы, формулировка цели и задач исследования



Скачать 167.11 Kb.
Дата25.04.2016
Размер167.11 Kb.
ТипЗанятие
Занятие 1 . Выбор темы, формулировка цели и задач исследования.

Наиболее общий план проведения исследования представлен ниже:



  1. Выбор конкретной темы.

  2. Изучение литературных источников по теме.

  3. Формулировка гипотезы исследования ( какие результаты предполагается получить)

  4. Проведение экспериментов (сбор данных) и анализ результатов.

  5. Обсуждение результатов экспериментов и формулировка выводов.

  6. Оформление работы, подготовка научного доклада.

Любая исследовательская работа начинается с выбора темы исследования. Правильный и удачный выбор темы в большой степени определяет саму возможность выполнения грамотного исследования, получение достоверных результатов и высокую оценку работы

Помочь при выборе темы может школьный учитель, преподаватель ВУЗа, научный сотрудник.. Вы можете сами придумать тему, а затем найти руководителя. Понятно, что сам научный руководитель должен иметь опыт работы, точно знать все требования, предъявляемые к выполнению и оформлению исследований. У молодых исследователей (школьников, студентов) уровень руководителя существенно влияет на качество работы.

Необходимо понимать, что выбор темы работы зависит от возраста и уровня подготовки исполнителя, а также от технических возможностей ( наличие приборов, реактивов, методик). На базе научных учреждений можно выполнять более сложные и современные работы.

Основные требования к выбору темы исследования:

Тема должна быть:

1. Актуальной, т.е. практически полезной (но от школьника не требуется делать научные открытия).

2. Реально выполнимой в отведенное время и по наличию ресурсов.

3.Достаточно оригинальной, в ней необходим элемент необычности, (например, многие работы посвящены изучению осанки и ее нарушений у школьников или близорукости и гигиене зрения.). Такие работы вызывают интерес только при наличии какой-то «изюминки» - например, можно сравнить детей из классов разного профиля, городских и сельских и т.д.

4.Не слишком широкой (например – «Лекарственные растения России». Лучше подробно изучить растения именно своего региона.
Название работы
Название должно вызвать интерес читателя, но при этом соответствовать правилам, принятым в науке. При выборе названия юные исследователи (или их руководители) не учитывают существенные различия художественной литературы или публицистической статьи и научной работы. В   первом случае название часто играет роль рекламы, а в научной литературе оно должно чётко отражать содержание и направление проделанной работы, соответствовать возрасту и возможностям исполнителя. Слишком бойкие названия в науке считаются проявлением дурного вкуса и говорят о том, что автор не знает общепринятых правил.

.Тематика некоторых работ характерна для многолетних исследований большой лаборатории или кафедры института. В таком случае необходимо сузить тему и указать, что именно выполнял школьник.


Типичные ошибки при формулировке названий


  • Слишком широкое, выходящее за рамки конкретной работы;

  • Слишком узкое, не отражающее полностьюсодержания работы;

  • Не соответствующее содержанию работы;

  • Слишком «бойкое», журналистское.


Для примера и тренировки приводим названия работ, представленных школьниками на различных конференциях и конкурсах.

Корректные названия тем


  • Анализ допущенных биологических ошибок в книге «Насекомые. Полная энциклопедия»

  • Бездомные собаки как элемент экологической среды мегаполиса.

  • Биоразнообразие мхов в заповеднике «Юганский».

  • Биоиндикация газодымовых загрязнений по состоянию хвои сосны.

  • Влияние агротехнических факторов на урожайность моркови.

  • Определение гармоничности физического развития подростков.

  • Определение частот генотипов и аллелей генов пигментации глаз.

  • Орнитофауна г.Райчихинска.

  • Оценка загрязнения городских почв методом фитоиндикации.

  • Поведенческие реакции волнистых попугайчиков в брачный период в условиях эксперимента.

  • Соответствие школьной мебели антропометрическим данным учащихся.

  • Сравнительный анализ содержания витамина С в плодах.


«Журналистские формулировки»


  • Алкоголизм и курение – скажи «Нет!»

  • Быстрое питание – скорое заболевание.

  • ГМО – панацея или бич божий.

  • Досье на витамин С.

  • Еда или Е-да?

  • Загадки кота Савелия.

  • Курильщик – сам себе могильщик.

  • Наше здоровье – в наших руках.

  • От жажды умирая над ручьем (фитоиндикация качества воды)

  • Пища Франкенштейна или что мы едим.

  • Победы в спорте – победы в жизни.

  • СПИД – катастрофа 21 века.

  • Таинственный мир пиявок.

  • Хорошо вижу – хорошо учусь.

  • Чистота – залог здоровья.



Общие, неконкретные формулировки


  • Влияние света на живые организмы.

  • Влияние атомных станций на здоровье человека.

  • Врожденные пороки и наследственные заболевания.

  • Диеты и их последствия.

  • Исследование белок Таймыра.

  • Исследование состояния воздуха.

  • Изучение функционального состояния и адаптивных возможностей организма человека.

  • Курение и подрастающее поколение.

  • Лечебные свойства музыки.

  • Проблемы веса.

  • Связь стресса и почерка.

Формулировка цели и задач исследования.

Грамотно сформулированные цель и задачи работы в большой степени определяют успех всего исследования.

Цель – это:

  • формулировка проблемы,

  • ответ на вопрос, заданный в названии,

  • предвидение результата исследования.

В настоящее время не принято при формулировке цели исследования использовать выражения « к вопросу о…, изучение…, исследование».

Рекомендуется предложение с глаголами: определить, выявить, установить, обосновать, разработать.

Задачи исследования:


  • Это этапы работы, способы достижения цели. Они не могут повторять цель или быть крупнее цели.

  • Формулируются только после обдумывания гипотезы, так как при одной и той же цели можно использовать различные методы исследований.

  • К задачам научного исследования не относятся учебные задачи – изучение литературы по теме, освоение методов и т.д.


Примеры формулировки цели и задач из работ, представленных на конференциях
Целью исследования является: Оценка функциональных резервов
сердечно-сосудистой и респираторной систем подростков г. Магнитогорска (на примере учащихся Политехнического колледжа)


  • Цель определила выбор следующих задач:

  • Проведение дыхательных функциональных проб у лицеистов.

  • Проведение сердечно – сосудистой функциональной пробы у исследуемой группы

  • Вычисление адаптационного потенциала системы кровообращения учащихся.

  • Статистическая обработка исследований.

  • Разработка собственных рекомендаций по рекламе здорового образа жизни и других мероприятий


Целью данной работы явилось изучение эффективности бальнеопелоидотерапии у детей и подростков с ювенильным ревматоидным артритом.


  • Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

  • Провести клиническое обследование детей и подростков в возрасте от 6 – 17 лет с ЮРА до бальнеопелоидотерапии.

  • Изучить клиническую эффективность бальнеопелоидотерапии у детей с патологией ОДА в процессе лечения и в катамнезе через 3, 6 и 12 месяцев


Тема : Выявление эмоционального фона у подростков

Цель:

Разработать рекомендации для подростков по ликвидации нежелательных последствий эмоционального стресса, нейтрализации эмоциональных перегрузок.




  • Задачи:

  • проанализировать теоретические данные по этой теме.

  • провести исследования, направленные на установление количества резидентов, склонных к выраженной тревоге и депрессии, и, имеющее представление о различиях между депрессией и плохим настроением.

  • составить рекомендации, направленные на нормализацию эмоционального фона человека



Тема : Музыкотерапия: разумный выбор разумного человека

Цель моей работы: изучить воздействие разного вида музыки на состояние человеческого организма, его биологических структур.
Задачи:

  • Изучить особенность строения звуковой волны с физической точки зрения, выяснить воздействие разных частот звука на организм.

  • Познакомиться с исследованиями, посвященными проблемам воздействия музыки на мозг человека и живые организмы.

  • Провести исследования влияния разного вида музыки на деятельность высшей нервной системы.

  • Показать значение музыки для развития интеллектуальных способностей

Занятие 2.

Тема занятия: Структура научной работы.

Научные работы, начиная от школьных исследований и до диссертаций, имеют типичную структуру, которую надо строго соблюдать.

Рассмотрим основные разделы работы, их содержание и типичные ошибки, которые допускают школьники.

1.Введение. В небольшой работе (10-15стр.) введение занимает не более 1стр. В нем надо четко обозначить основную проблему вашего исследования и его актуальность (то есть смысл вашей работы, для чего вы ее выполняли, какие новые данные вы собираетесь получить), дать краткую предварительную информацию по теме, сформулировать цель и задачи работы. По введению читатель обычно судит о том, интересна ли ему эта работа и стоит ли читать ее полностью.

Типичные ошибки


  • Слишком большой объем раздела (во введении присутствует часть обзора литературы)

  • Включение в число исследовательских задач сугубо учебных - изучение литературы, освоение методик

  • Отсутствие одного или нескольких обязательных компонентов

2.Состояние проблемы исследования или литературный обзор..

Задача данного раздела - ознакомить читателя с современным состоянием данной области науки. Литературный обзор показывает уровень подготовки автора по теме исследования, позволяет судить о его начитанности, понимании проблемы и путей ее решения.

Кроме краткой истории вопроса в обзоре необходимо осветить наиболее известные подходы к постановке и решению проблемы, основанные на фактах из научных литературных источников. В итоге надо подвести читателя к пониманию актуальности и значимости именно вашего исследования.

Типичные ошибки


  • Отсутствие обзора литературы

  • Подробное цитирование всем известных фактов из школьного учебника

  • Отсутствие ссылок на литературные источники при упоминании фактов и цитат из них непосредственно в тексте

  • Скачивание информации (особенно из Интернета) без осмысления и обработки.

3. Методика. ( Материалы и методы исследования)

В этом разделе необходимо описать:

Объект исследования: в случае животных или растений - их биологические особенности, систематическую принадлежность и т.д. При изучении каких-либо показателей у людей дать полную характеристику испытуемых (пол, возраст, количество человек в группах, образование, социальное положение и другие, важные для конкретного исследования параметры). В тексте работы никогда не приводят личные данные участников исследования.

Оборудование — перечислить использованные приборы, установки с указанием их названий и фирм – изготовителей.

Материалы и реактивы – также необходимо указать все, с чем вы работали.

Методы исследований— дать их описание, по которому читатель может понять суть метода, оценить его адекватность для данной работы и по необходимости воспроизвести методику. Обязательны ссылки на литературные источники, из которых заимствованы использованные методы.



Типичные ошибки

  • Отсутствие или слишком краткое описание объектов исследования.

  • Неполнота описания методов;

  • Отсутствие ссылок на методическую литературу;

  • Отсутствие благодарностей (в случае, если вам предоставили аппаратуру, реактивы, результаты, полученные другим человеком)

4. Результаты. В данном разделе подробно описываются и анализируются все полученные данные и выявленные закономерности. Изложение материала структурируется исходя из логики решения проблемы в соответствии с экспериментальным планом. Данные должны быть статистически обработаны и представлены в виде схем, графиков и таблиц. Ваши результаты должны доказывать или опровергать выдвинутые ранее гипотезы.

Типичные ошибки

  • Отсутствие графического представления данных

  • Оформление таблиц, диаграмм, графиков не соответствующее требованиям.

  • Отсутствие статистической обработки результатов

  • Представление исходных первичных данных

5. Обсуждение результатов. В небольших работах ( часто даже в дипломах) этот раздел можно объединить с главой Результаты. Раздел содержит критический анализ полученных результатов в сопоставлении с данными других авторов на основе анализа литературы. Структурироваться данный раздел должен на основе логики исследуемого предмета, обсуждать нужно все главные результаты и выявленные закономерности, в особенности те, которые выносятся в качестве выводов. В целом данный раздел должен предоставить читателю информацию о степени надежности сделанных в итоге выводов, согласованности полученных результатов с известными теориями и фактами, их научной новизне и перспективах применения (использования). Если ваши данные не согласуются с известными фактами, не стоит их подгонять, как ответ школьной задачи или замалчивать. Возможно, это и будет самым интересным в вашей работе.

Типичные ошибки

  • Отсутствие данного раздела в подавляющем большинстве работ.

  • Неумение сопоставить свои данные с другими результатами

6. Выводы. В качестве выводов кратко (желательно в одном предложении) характеризуются самые главные результаты и выявленные закономерности. Выводы должны соответствовать поставленным задачам и целям работы. Большое число выводов или их чрезмерно подробное описание говорит о неумении автора выделить главное в своих результатах. В необходимых случаях данный раздел может дополняться разделом «Заключение», в котором кратко подводятся итоги и намечаются перспективы дальнейшей работы. Но в небольших работах достаточно только выводов.

Типичные ошибки

  • Несоответствие выводов заявленным во введении цели и задачам исследования.

  • Дублирование разделов (в работе есть и «Выводы», и «Заключение»)

  • Неконкретность, общие рассуждения.

  • Включение в выводы текста, соответствующего разделам «Методы», «Результаты», «Обзор литературы».

8. Список литературы

. Литературные источники должны быть представлены таким образом, чтобы читатель мог найти сам источник и в нем нужную информацию. Принято ссылаться только на те источники которые вы сами действительно читали ( особенно, если они иноязычные), а не переписывать подходящий список литературы из чьей-то работы.

Источники должны быть упорядочены и пронумерованы (вначале на русском языке, затем на иностранных языках) Может быть два варианта нумерации работ - по алфавиту на основании фамилии первого автора, (если несколько источников одного автора, то по фамилии следующего соавтора или по дате издания) или по порядку цитирования в тексте.

Типичные ошибки


  • Отсутствие списка литературы.

  • Отсутствие ссылок в тексте работы.

  • Малое количество ссылок

  • Ссылки на слишком сложную для школьника литературу - научные журналы, диссертации, иностранные источники.

  • Ссылки из Интернета только с указанием сайта без упоминания авторов и названия источника

Рассмотрим более подробно, как правильно написать обзор литературы.

Для большинства работ школьников характерны две крайности – обзора нет вообще, или он составляет почти всю работу, а на результаты приходится 1 страница. В любом случае обзор – это 1/4 -1/3 всего текста. Вообще, качество работы не зависит от ее объема. Например, для исследования школьника вполне достаточно, в среднем, 15 -18 страниц, а иногда и меньше.

Структура обзора должна быть хорошо продумана, обычно логика идет от представления общих фактов к частным, имеющим отношение к конкретной теме. Из обзора читатель должен представить состояние проблемы до вашей работы и что конкретно собираетесь сделать вы. Не следует приводить общеизвестные факты на уровне школьного учебника. (Например, вы изучали продуктивность фотосинтеза – не надо описывать строение хлоропласта, весь механизм процесса, значение в природе и т.д. Ваша тема – сколиоз у подростков – не надо посвящать половину обзора строению позвоночника человека, особенностям позвонков каждого отдела, уделяйте больше внимания тому, что непосредственно связано с вашей темой.)

Прочитанную информацию перерабатывайте и старайтесь писать текст сами. Во всяком случае, этому надо учиться. Во многих вузах уже используются программы «Антиплагиат» при рецензировании дипломов. Но рецензент и без помощи компьютера всегда отличит собственный текст автора от скачанного полностью из источников. Особенно весело читать фразу «Эти работы впервые были проведены в моей лаборатории в 1973 году» в работе автора 14 лет. Из таких «мелочей» складывается определенное мнение о школьнике и его отношении к делу.

В качестве источников можно использовать справочники и энциклопедии, учебную литературу, но лучше все-таки не школьные учебники, а более серьезные, монографии, научные статьи, по возможности, последних лет издания. К научно-популярной литературе надо относиться с некоторой осторожностью, так как иногда в ней содержатся недостоверные данные. Тем более, не следует ссылаться на статьи из газет, вообще литературу не научной направленности.

В Интернете можно найти многие серьезные научные журналы, книги. Но так же обращайте внимание, с какого сайта вы берете информацию, насколько она имеет отношение к науке. Ссылки из Интернета тоже должны быть с указанием автора, названия источника и т.д., а не только сайта.

Когда вы цитируете какие–либо факты, данные из литературы, необходимо сразу же в тексте дать ссылку на источник. Например, Иванов П.П. установил, что … [ ]. В скобках указывается номер источника по списку литературы или фамилия первого автора и год издания. Если чужие данные вы приводите без ссылок, то получается, что выдаете их за свои, даже не желая того. Кроме того, любой читатель, заинтересовавшись какими–то фактами из обзора должен иметь возможность по ссылке определить источник и найти нужную ему информацию.

Не следует разукрашивать текст картинками, как любят многие школьники. Мы имеем дело с научной работой, а не с детской книжкой. Рисунки и схемы можно приводить, только если они строго необходимы, облегчают понимание текста.


Занятие 3. Объект и предмет исследования. Понятие о выборке. Методы исследований.
Уровень научной работы и достоверность результатов определяются правильным выбором объекта и методов исследования. Известно, например, что Г.Мендель, открывший основные закономерности генетики, очень удачно выбрал объект – горох. Когда он, по совету известного ученого тех лет – Негеле, попытался повторить эти же эксперименты с ястребинкой, то результаты были отрицательными. Как оказалось позднее, для ястребинки характерен процесс апомиксисиса ( партеногенеза). В таких случаях законы Менделя не выполняются. Поэтому, планируя работу, надо подумать о наиболее подходящем, интересном и доступном объекте.

Определим, что такое объект и предмет исследований.

  • Объект исследования - это живые организмы или характерные для них явления и процессы.

  • Объект определяет условия, в которых будут достигаться цель и решаться задачи работы.

  • Предмет исследования – это часть объекта, конкретное звено, которое подлежит изучению.

Примеры:


  • Объект исследования – плоды яблок различных сортов.

  • Предмет исследования – концентрация витамина С

  • Объект исследования – учащиеся младшей школы

  • Предмет исследования - антропометрические показатели (рост, вес, окружность грудной клетки)

Особенностью подавляющего большинства научных работ является то, что для выявления закономерностей необходимо исследовать не единичные особи, а группы, так называемые выборки. Биологические объекты всегда имеют индивидуальные особенности, которые могут влиять на ход эксперимента. Описание единичных событий возможно, как правило, только в медицине. Это может быть редкое заболевание, его нетипичное течение, уникальный вариант операции и т.д.




Рассмотрим значение терминов:

  • Совокупность – это любая группа людей, иных объектов, процессов, событий, которые мы хотим изучить и сделать выводы, а случай, или объект, – любой элемент такой совокупности.

  • Выборка – любая подгруппа совокупности таких случаев (объектов), выбранная для исследования.

  • Репрезентативная выборка - Репрезентативная выборка представляет собой меньшую по размеру, но точную модель той генеральной совокупности, которую она должна отражать. В ней все основные признаки генеральной совокупности должны быть представлены в той же пропорции или с той же частотой, как и в генеральной совокупности.

Например, вы хотите изучить физическое развитие учащихся 1-4 классов. Тогда генеральная совокупность – это все дети данного возраста, живущие во всех странах. Понятно, что вы можете ограничить исследование, только небольшой частью всей совокупности – в своем городе, в своей школе. Учащиеся вашей школы и будут выборкой.

Для формирования репрезентативных выборок (в серьезных взрослых работах) существуют особые методы. Вы пока можете ограничиться самыми общими правилами. Количество индивидов в выборке должно быть не менее 10, чтобы потом обрабатывать результаты статистически, но лучше (по возможности) хотя бы 20-30 особей.

Очень часто в биологических и медицинских работах изучают влияние каких-то факторов на различные показатели, процессы. В этом случае необходимо сформировать две группы – экспериментальную и контрольную с равным или примерно равным количеством индивидов. В лучшем варианте эти группы должны отличаться только по одному показателю – наличию или отсутствию изучаемого воздействия. Во многих случаях полностью выполнить эти параметры невозможно, особенно при работе с людьми, а не с линейными животными или растениями. Но надо стараться подбирать как можно менее отличающиеся группы – по полу, возрасту, условиям жизни, социальному положению, особенно, если объекты исследования – люди.

Если вы изучаете, к примеру, загрязненность почвы, воды или воздуха методами биоиндикации, то помимо опытных участков, где вы берете пробы, обязательно должны быть и контрольные. В этом случае контролем может быть почва из парка в сравнении с образцами, взятыми у шоссе или улиц со значительной транспортной нагрузкой

Если контрольная группа отсутствует или же выборки нет вообще, то нет смысла обсуждать результаты работы и делать выводы, потому что исходно она была неправильно спланирована. Например, на конференции был представлен доклад о влиянии музыки на рост растений. Для корректной работы необходимо было сформировать группы хотя бы по 5-10 растений в каждой. Эти растения должны быть генетически одинаковы, расти в одних условиях (почва, размер цветочного горшка, место в комнате, время и условия полива, освещение). Различаться может только наличие музыки, допустим. 2 раза в день по 1 часу и ее отсутствие. В указанной работе было всего два растения неизвестного происхождения, одно их которых росло дома, а другое – в классе.




Типичные ошибки при формировании групп

  • Выполнение работы на единичных особях, недостаточное количество испытуемых.

  • Неравное количество особей в контроле и эксперименте.

  • Отсутствие контрольной группы.

  • Несоответствие показателей (пол, возраст, условия жизни и т.д.) в контроле и эксперименте.


Методы исследований

Методы научных исследований — это приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные факты для дальнейшего построения научных теорий и разработки практических рекомендаций. Основные методы, которые применяются в медико –биологических работах , это:



  • Описание

  • Наблюдение

  • Анкетирование

  • Эксперимент

  • Моделирование

В последние годы в работах школьников появилось упоминание таких методов как индукция и дедукция, анализ и синтез. Надо сказать, что ни в одном дипломе, научной статье или диссертации вы не увидите нечто подобное. Перечисляются только методы, которыми вы непосредственно работали – измерение роста и веса, определение концентрации белка, определение видов, расчет каких-либо коэффициентов и т.д. Не являются методами изучение литературы, знакомство с прибором, освоение методик. Но обязательно указывают методы статистической обработки результатов, о чем мы поговорим в следующем занятии. Следует выбирать известные, ранее описанные методы, а не придумывать их самим. Разработка метода - это весьма сложное занятие, которое требует большого опыта и высокой квалификации. Если вы использовали общепринятый метод, но в вашей модификации, необходимо уточнить, в чем были различия .

Во многих работах школьников используется анкетирование. Но к полученным таким методом результатам надо относиться с известной осторожностью.

Приведем пример - на одной из конференций был доклад о вредных привычках школьников. Респонденты должны были ответить, курят ли они, употребляют ли наркотики. У автора спросили, уверена ли она, что все отвечали правдиво. Девочка искренне удивилась и ответила, что анкета была анонимной. Но даже в анонимной анкете многие школьники могут по разным причинам отвечать не то, что есть на самом деле, и это следует понимать исследователю. Не из всякого опроса можно получить достоверные факты. Поэтому лучше использовать известные психологические тесты с ссылками на их авторов, а при составлении анкеты обратиться к специалисту или по крайней мере ознакомиться с методиками составления анкет.











База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал