Значение образного мышления в системе ноосферного образования Семёнов В. М



Скачать 72.03 Kb.
Дата27.04.2016
Размер72.03 Kb.
Значение образного мышления в системе ноосферного образования

Семёнов В.М., преподаватель

«Каменск-Уральского политехнического колледжа»
Основы развития общества всегда закладываются образовательной системой. Какие знания будут освоены студентами колледжа и высших учебных заведений, в таком направлении и будет развиваться цивилизация. Ноосферное образование направлено в будущее, и поэтому предполагает развивать человека для ноосферной цивилизации. Поэтому качеству мышления, его направленности придается доминирующее значение. Мышление свойственно человеческому сознанию, это есть процесс развития сознания, процесс работы сознания, процесс его деятельности – динамического непрерывного совершенствования. Мышление - есть функция динамического развития сознания. Без процесса мышления сознание не развивается.

Особенно велико значение мышления для научного познания. Так М. Борн отмечал, что «человеческий ум может проникать в тайны природы с помощью мышления вследствие гармонии между законами мышления и законами природы. Отсутствие такой гармонии, расхождение законов мышления с законами бытия закрывает путь к истине, ведет к заблуждению».

Мышление – залог преуспеяния, залог нового строительства, залог мощного будущего. Претворение жизни, именно, утверждается трансмутацией мышления. На каждом проявлении можно проследить, как мышление эволюционирует или инволюционирует. Устремленное мышление свойственно творческой индивидуальности.

Мысль есть закон мира. Нужно понять этот закон во всей полноте. Мысль не есть только словесное выражение. Область мысли есть и область мыслительной энергии [5]. Именно это обстоятельство упускается из виду, и мысли уделяют лишь малую распространенность. Такое ограничение мешает представить мысль за пределами планеты, иначе говоря, лишает ее величественного смысла. Мысль, так же как и мыслительная энергия, именно, получает должное значение, когда принимается за пределами Земли – в ноосферном пространстве. Нельзя ограничивать мысль сферою земною, иначе волны радио смогут состязаться с величайшей энергией. Ущемление величайшей энергии служит и умалению человеческого мышления [5]. В этом действии человечество умаляет свои возможности. Мысль должна изучаться в научных учреждениях. Мысль должна быть поставлена во главу физических условий жизни.

Только когда осознано устремление к мысли, можно избрать тонкое качество энергии. Когда человечество твердит о мысли, то, конечно, значение мысли должно принять сознательную форму, прилагающую к ноосферному творчеству, тогда каждая мысль является движением. В человеческом творчестве мысль есть двигатель каждой ступени, как в малом, так и в большом. Значение мысли в развитии Ноосферы очень мощно. Велико значение мысли в духовно-нравственном совершенствовании. На основе устремления к общему благу, к чистоте и праведности своей деятельности, человек становится носителем высоконравственного духовного потенциала.

Достоянием человечества является созидание новых ступеней ноосферной пространственной мысли, которая создается напряжением творчества новых миров. Каждая пространственная мысль есть достояние человека. Потому прослаивание пространства должно быть главной заботой человечества. Как же не придавать значения этому фактору?! Даже простая формула житейская говорит, что созидание ступени зависит от меры устремления.

Основываясь на законах развития мышления в ноосферном образовании в «Каменск-Уральском политехническом колледже» уделяют повышенное внимание закреплению теоретических знаний на основе виртуальной демонстрации изучаемых объектов, а также практическое изучение и применение этих объектов. Для развития научного образного мышления была проведена научно-практическая студенческая конференция «Современные технологии диагностики и обслуживания бытовой техники», где студенты подготовили доклады на основе демонстрации презентаций по ремонту, диагностики и обслуживания бытовой техники, что наглядно подтвердило глубину и качество по изучению рассматриваемого изделия.

Конференция определила следующие задачи:

- создание условий для формирования творческой активности студентов, проведения самостоятельных исследований и публичного представления их результатов;

- развитие поисково-исследовательской деятельности и научно-технического творчества студентов;

- выявление и стимулирование наиболее талантливой и одаренной молодежи, содействие раскрытию ее способностей.

Конференция способствовала развитию самостоятельных исследований на основе научного образного мышления. В ходе самостоятельной работы студент овладевает приемами образного мышления. Выполнение исследования начинается с формулирования темы, разработки плана, подбора и изучения литературы, подготовки приборов, оборудования, а также сбора и обработки материала. Самое важное в исследовании наступает после получения нового материала: его осмысливание, сравнение с ранее известными данными, анализ и синтез, изложение результатов, передача их обществу.

К принципам самостоятельной учебной деятельности относятся: принцип научности; принцип наглядности; принцип систематичности, последовательности, преемственности в самостоятельной работе; принцип связи теории с практикой; принцип сознательности и активности.

Эффективной формой подготовки будущего специалиста, на основе образного мышления являются работы, которые по некоторым курсам становятся ведущей формой их изучения. Особая значимость этих работ состоит в том, что в ходе их проведения студенты учатся наблюдать, исследовать, проводить опыты, работать с приборами и оборудованием, производить расчеты, передавать мысли в форме эскизов, схем, графиков, рисунков, таблиц.

Представленные работы участников конференции показали:

- актуальность рассматриваемой темы;



- элементы новизны исследуемой проблемы и оригинальность излагаемого материала;

- глубину проработки поставленной задачи;

- содержательность и наглядность представленного материала;

- проявление самостоятельности исследований;

- выполнение культуры исполнения представленного материала.

Система образования должна подготавливать кадры, специалистов с высоким уровнем сознания, с передовым мировосприятием, соответствующим данному моменту развития общества. И ноосферное мировоззрение, развитие которого научно доказано В.И. Вернадским, как раз и соответствует основным требованиям наступающей новой эпохи развития человечества. Что преподаватели, система образования заложат в развивающиеся умы, такие сознания и получит общая биологическая система для своего развития [1].

Учебное заведение, является оплотом развития сознания студентов, формирования у них определенных нравственно-этических критериев развития личности и является кузницей кадров для производства, готовит политических, научных деятелей, работников культуры для социальной среды. Студенты приобретают определенные знания, накопленные человечеством, даваемые наукой. В. И. Вернадский рассматривает науку и научную мысль как необходимое явление жизни для развития человека и той среды, где он проживает: «Наука есть проявление действия в человеческом обществе совокупности человеческой мысли» [2, c. 286].

Мысль ограниченная - не способствует развитию сознания. Потому мысль может развиться в великое напряжённое начинание или может разрушить каждое начало. Ограниченное мышление сокрушает все возможности, ибо явление строительства зиждется на росте сознания. Как можно устремляться к Высшему Идеалу без расширения сознания? [5].

Планета переживает в настоящее время исключительное проявление живого вещества в биосфере, генетически связанное с выявлением сотни тысяч лет назад Homo sapiens, создание этим путем новой геологической силы, научной мысли, резко увеличивающей влияние живого вещества в эволюции биосферы, что отмечает В.И. Вернадский: «Охваченная всецело живым веществом, биосфера увеличивает, по-видимому, в беспредельных размерах его геологическую силу и, перерабатываемая научной мыслью Homo Sapiens, переходит в новое свое состояние – в ноосферу» [2, с. 258].

Живое вещество биосферы реагирует на научную мысль человечества, качественно изменяется под влиянием этой мысли, утончается, обретает новую структуру свою и функциональное проявление во взаимодействии с биосферой. И это новое состояние, новый аспект развития биосферы обретает динамическое развитие как сознание, разумность биологической системы в форме ноосферы. Ноосфера - есть новая фаза развития биосферы, фаза развития сознания. И поскольку сознание есть информационная система, то ноосфера, как проявление разума биосферы, является новой фазой развития биологических информационных систем [1].

Человек является самосовершенствующейся биологической системой, что учитывают в своих работах Ю. О. Сушкова и Т. В. Калинина [4;3]. Процесс самосовершенствования человека записан в программу развития человека самой природой и начинается с раннего возраста человека, то, ускоряясь, то замедляясь. Человек постоянно чувствует голос совести, как ему развиваться, как становиться лучше. А также на него действуют внешние социальные условия, та среда, в которой находится человек и то мировосприятие, какое наблюдается в данный момент в этой среде, то есть система научных и моральных ценностей в обществе в момент жизни человека.

Мыследеятельность. Одним из основных факторов, влияющих на равновесие мира, ноосферология рассматривает действие мысли, действие мыслеформы, как энергоинформационной субстанции мышления человека, направленного на Общее Благо и определяющее качество мышления, на основе закона космической справедливости.

Чтобы общество развивалось, студенты должны получать передовые научные знания, так как они определяют действенную сторону развития человечества. Необходимо использовать научные знания для улучшения нашей жизни, во благо всему человечеству: «Познать научную истину нельзя логикой, можно лишь жизнью. Действие – характерная черта научной мысли. Научная мысль – научное творчество – и научное знание идут в гуще жизни, с которой они неразрывно связаны, и самим существованием своим они возбуждают в среде жизни активные проявления» [2, c. 287].

В настоящее время научные знания о развитии ноосферы являются одними из передовых в науке. Поэтому, приобретая их, у студентов формируется научно-понятийное мышление, соответствующее времени, которое будет определять так же их нравственное сознание. Это происходит на основе интерпретации некоторых принципов ноосферного мировоззрения. Ноосферное понятие имеет космическое значение.

Библиографический список


1. Амонашвили, Ш. А. Идеи космизма в педагогическом сознании [Текст] / Ш. А. Амонашвили // Материалы науч.-пед. конф. «Идеи космизма в педагогике и современном образовании». – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – С. 19 – 27.

2. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера [Текст] / В.И. Вернадский. – М.: Айрис-прес, 2004. – 576 с.

3. Калинина, Т. В. Художественная практика ноосферного образования: идеи космизма в национальном искусстве и приобщении к ним ребенка [Текст] / Т. В. Калинина // Материалы науч.-пед. конф. «Идеи космизма в педагогике и современном образовании». – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – С. 102 – 114.

4. Сушкова, Ю. О. Ноосферное образование на уроках музыки [Текст] / Ю. О. Сушкова // сб. науч.-метод. материалов «Теория и практика ноосферного образования». – Екатеринбург: «Раритет», 2007. – С. 146 – 151.



5. Рерих, Е. И. О мысли [Текст] / Е. И. Рерих // сборник «Мир через культуру». – М.: Советский писатель, 1990. – С. 107.





База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал